Александр Невский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2010 в 03:05, Не определен

Описание работы

Жизнь и подвиги Александра Невского

Файлы: 1 файл

ал невский.doc

— 4.07 Мб (Скачать файл)

    В связи с этим святой Александр  стал — по приказу хана — с 1252 года в возрасте 33-х лет, великим  князем Владимирским.

Великий  князь Владимирский

 

    В душе святого Александра сразу возникло глубокое чувство любви к Владимиру, с его многочисленными храмами, воздвигнутыми его благочестивыми предками — Суздальскими князьями Юрием Долгоруким, Андреем Боголюбским, Всеволодом Большое Гнездо. Пришелся по душе и княжеский двор, соединявшийся крытыми переходами с хорами церкви святого Дмитрии Солунского.

    Во  Владимире святой Александр жил  размеренным княжеским бытом  своих отцов и дедов: на рассвете ходил в храм на раннюю литургию, затем вершил княжеский суд, обращался  с близким по духу митрополитом Кириллом, беседовал со странниками, монахами и мирянами, ездил осенними утрами на охоту в окрестные рощи...

    Но  главным его делом был напряженный  великокняжеский труд для спасения Руси. В тишине Владимира, среди величия его храмов и красоты поэтической природы, начался новый духовный и творческий этап в жизни и деятельности святого Александра. Он развился в двух направлениях: с одной стороны, великий князь восстанавливал разрушенные города и храмы, строил новые укрепления на территории Руси, возрождал своими беседами и деяниями упавший дух народа. С другой стороны, он разрабатывал и осуществлял новый план восточной политики.

    В первом направлении своей деятельности во Владимирский период Александр проявляет  себя как выдающийся строитель и  мудрый управитель всей Русской земли. Только здесь он впервые смог осуществить подлинное «княжеское служение», понимание которого сложилось под влиянием Церкви еще в Киевской Руси, затем усовершенствовалось в Суздальской земле, и наконец, перешло в Москву.

    В этом древнерусском понимании княжеского служения знаменательна его направленность на «оцерковление» мира. Сущность этого заключается в понимании, что мир и его дела не оторваны от общего бытия, заключенного в Церкви, а сопричастны ему. Поэтому долг каждого человека, и особенно князя, сводится к тому, чтобы сделать жизнь в мире «оцерковленной». Так, например, преподобный Кирилл Белозерский писал в свое время князьям, что праведное исполнение мирского княжеского делания выше в очках Божиих молитвы и поста. Церковь благословляет государство и его цель: ограждение от зла на земле и хранение правосудия, то есть, устроение государства на основе Божественной Правды, что ведет ко спасению людей, вверенных Богом князю. Вне этого церковного разумения княжеского служения нельзя до конца понять святого Александра — ни его деяний, ни его святости. С этой точки зрения главной задачей князя — наравне с защитой государства от внешних врагов — является внутреннее устроение княжества на основе заветов Церкви.

    Все это и осуществлял святой Александр во Владимире: основные его усилия были направлены на сохранение и дальнейшее развитие внутренних духовных сил народа, на возрождение культуры и церковного духа Руси. Поэтому владимирский период придает особую полноту всей внутренней деятельности святого Александра, которая сводилась, по существу, к улучшению и укреплению церковной жизни на Руси в государственном масштабе. Вся восточная политика святого Александра и его неуемная энергия были направлены на предотвращение мятежей среди измученного и постоянно разоряемого народа, ненавидевшего монголов. Святой Александр сознавал, что любой вспыхнувший в каком-либо уголке Руси мятеж мог мгновенно уничтожить все плоды многолетнего строительства и погубить всю Русь, погашая и ту внутреннюю силу, которая еще теплилась и начинала возрождаться в народе.

    После глубоких дум святой Александр пришел к единственному выводу: необходимо немедля оградить народ от непосредственного  соприкосновения с монголами  и неизбежных столкновений с ними. Поэтому великий князь подъял на себя мученический крест: быть ответственным за всю Русь — посредником между монгольскими ханами и русским народом, то есть, стать единым «наместником Монгольского царства на Руси».

    Но  это повлекло за собой необходимость  исполнять все приказы монгольских ханов, независимо от того, каких бы внутренних мук это ни стоило святому Александру. Таким полным внешним повиновением монголам и исполнением их безусловных приказов, требующих от святого Александра громадного смирения и предельного самоотвержения, он добился доверия со стороны ханов, отделил от них русский народ, предотвратил мятежи и монгольские нашествия, угрожающие погубить не только Русскую землю, но и ту внутреннюю силу Руси, которую великий князь с таким трудом восстанавливал. Эту политику, столь трагичную для святого Александра, народ, особенно новгородский, тогда не понимал.

    Глубокий  взгляд на исторические события, отражающий их подлинный смысл и дальнейшие перспективы, был недоступен народу, который видел перед собой  лишь внешние факты и непосредственно на них реагировал.

    Святой  Александр, напротив, отчетливо понимал, что мятежи на Руси — это проявление подлинного национального чувства  и обнаружение внутренней народной силы, но в тот исторический момент они были преждевременны и потому являлись противонациональным делом. Великий князь сознавался также, что непонимающий его народ может в известный момент выйти из под его власти и навлечь на всю Русь ханский сокрушительный гнев. Поэтому в результате своей деятельной любви к народу святой Александр уступил ему во всем второстепенном, не имеющем принципиального значения, но оставался непоколебимым в главном, в чем он видел осуществление Божией Правды.

    Когда народ, особенно в своевольном Новгороде, в своем ослеплении шел против собственного блага и губил Русь, святой Александр не считался с ним и, несмотря на ропот и явное сопротивление, пользовался — с глубокой скорбью в душе — своей великокняжеской властью карать и даже казнить и принудительно вел народ к его спасению. Но в то же время святой Александр сознавал, что по существу народ, поднимающий восстание, исходит из одних побуждений с ним и стремится к той же цели, просто, не умея учесть исторические перспективы, заблуждается лишь во внешних путях осуществления этой цели. Эти неустранимые расхождения  великого князя с народом отзывались глубочайшей болью в душе Александра, созидая из него мученика.

    С мученическим венцом Александр Невский  входит в и Православную Церковь, и в русскую историю, и в  сознание народа. Он бывает этот путь служения среди внешнего смятения жизни. Он идет по нему неуклонно, с исключительной твердостью и гибкостью, не отступая. Во всей его деятельности проявляется особая уверенность, сознания того, куда он идет и куда он ведет русский народ. Поэтому в святом Александре могучая духовная сила сочетается с пророческим видением, проникающим в скрытую от его современников сущность грядущих исторических путей Руси. Если теперь, на расстоянии веков, оценивать этот путь, по которому святой Александр повел Русь, то можно признать его совершенную правильность.

    Борьба  с монголами, рассматривающими Русь как единый улус, требовала усиления единодержавия княжеской власти, которая не допускала бы на территории всей Руси проявления своеволия и  мятежа и содействовала бы восстановлению и укреплению внутренних сил страны. Поэтому святой Александр в последний период своей жизни боролся за свое единодержавие, за единство Руси под своей властью и государственной ответственностью. Исходя из этих побуждений, переезжая во Владимир, он оставил на новгородском княжении своего сына Василия с тем, чтобы вместе с ним вести единую линию в государственном управлении и в политике по отношению к Монгольскому царству.

    Однако  вскоре в своевольном Новгороде  разгорелись внутренние смуты. «Большие люди» понимали, что отрыв Новгорода от Владимирского князя грозит ему гибелью. «Меньшие люди», безрассудно отстаивая свою вольницу, изгнали князя Василия и избрали посадником Новгорода своего любимца Ананию. В нем не было безудержного новгородского буйства и личного честолюбия, а лишь бескорыстное служение новгородской вольнице.

    Узнав о таком своеволии новгородцев, святой Александр, объединившись с Василием, пошел на Новгород и, желая избежать кровопролития, потребовал, чтобы Анания добровольно сдал посадничество ради спасения Новгорода от заслуженного наказания. Благоразумный и честный Анания, искренне преданный своему городу, выполнил требование великого князя. Мир был восстановлен, и Василий остался управлять Новгородом.

    Но  в это время надвигалась новая  гроза от монголов. Упорядочивая свое правление, хан Менгу издал приказ произвести перепись населения на Руси. Святой Александр поехал в Орду с целью отмены приказа, но монголы оказались неумолимы. В 1258 году он принужден был вернуться на Русь с монгольскими «численниками», чтобы произвести перепись. Снова взбунтовался Новгород, его жители изгнали «численников» и отказались от переписи. Тогда святой Александр принужден был сам впервые ввести монголов в свободный Новгород.

    Князь Василий воспринял это деяние как позор своего отца и бежал в Псков в знак протеста. Святой Александр не пощадил и сына и с болью в сердце сослал его, а виновный новгородцев соответственно наказал. Спасая монгольских «численников» от растерзания негодующими новгородцами, великий князь велел своей верной дружине взять их под свое покровительство и провел лично, вместе с монголами, перепись населения в Новгороде. Но, никогда не помня, по великодушию своего сердца, зла по отношению к новгородцам, он приложил огромные усилия, чтобы добиться для них особых льгот и не допустив оставления «численников» в Новгороде. После переписи, еле живой, он возвратился из Новгорода во Владимир и первым делом пришел к своему единственному другу, митрополиту  Кириллу и, благодаря его, утверждал, что только его молитвами остался жив. Митрополит Кирилл, как всегда, глубоко понимал всю духовную муку своего друга.

    Святой  Александр был исключительно  одинок на своем пути. Он был несоизмеримо выше, духовно и государственно одареннее  всех, даже самых выдающихся современников. Он постоянно восходил по пути мученичества и святости, оставаясь в то же время всегда связанным с миром через свою великокняжескую деятельность. Никто не мог сравниться с ним по силе духа и государственной ответственности, по широте и глубине исторических горизонтов, правильной оценке событий и мудрому предвидению грядущих путей Руси, по силе любви к Богу, Православной Церкви и русскому народу, по глубине смирения, самоотверженной любви и полноте самоотречения.

    Все исторические сведения сообщают о непонимании  святого Александра всеми его современниками, за исключением митрополита Кирилла. Против него часто проявлялся скрытый ропот и даже открытое противодействие; против него выступали даже его братья и сын. Святой Александр безгранично страдал от этого непонимания и сопротивления, но мужественно продолжал идти по пути Божией Правды, никогда не снижая уровня своего высочайшего и сурового служения. Святой Александр был любим народом, боярами, дружиной, однако эта любовь не была пониманием, – это была любовь интуитивная, оценивавшая его высокую деятельность по практическим положительным плодам. Но в минуты ответственных решений он был, за редчайшим исключением, всегда одинок.

    Существовал только один-единственный человек на Руси – митрополит Кирилл, который  понимал великого князя и поддерживал его в государственном служении. Их политика в отношении к Монгольскому царству полностью совпадала; вместе они самоотверженно и дружно трудились во Владимире. Митрополит Кирилл воссоздавал церковное управление, восстанавливал церковное управление, восстанавливал разрушенные храмы, поднимал духовный и культурный уровень духовенства и народа, вводил благолепие церковного чина. Громадными усилиями он добился от монгольского хана особого ярлыка, освобождавшего все православные церкви, монастыри и духовенство от наложения дани и предоставлявшего им особые права и льготы.

    Но  главным делом святителя Кирилла  было учреждение в 1261 году отдельной  епархии на территории Монгольского царства (в Сарае) для русских  пленных в Орде. Вся церковная  политика митрополита была впоследствии воспринята всеми его преемниками на Владимирской и Московской митрополиях. Все эти деяния митрополита Кирилла выделяют его среди других представителей Церкви, соединяют со святым Александром, ставят их имена рядом и несоизмеримо возвышают их над всеми современниками.

    В 1261 году родился четвертый сын  Александра Невского Даниил – будущий  родоначальник Московских великих  князей и основатель московского  Свято-Данилова монастыря.

    Между тем, над святым Александром нависали все более тяжелые грозовые тучи. Монголы существенно изменили способ взыскивания дани на Руси, отдав ее на откуп беспощадным восточным купцам, которые в случае невозможности или несвоевременности уплаты назначенной дани продали русских людей с их семьями в рабство и увозили в Орду. Народ пришел в такое отчаяние, что уже не страшился ни ханского гнева, ни разрушения страны.

    В начале 1263 года народ не выдержал и  изгнал жестоких купцов из Владимира  и других суздальских городов. Русь вышла из подчинения святому Александру и подняла восстание. Весть о нем немедленно долетела до хана, и над всей страной нависла угроза его гнева. Все долголетие труды великого князя по воссозданию Руси могли рассыпаться в прах. Вскоре пришла весть о готовящемся нашествии хана, за ней и другой страшный приказ: выставить русские войска на стороне монголов в их борьбе с персами. Такое требование превосходило все возможности долготерпения русского народа.

    Святой  Александр, смирив себя до последнего предела, с тяжелейшим сердцем немедленно поехал в Орду, захватив с собой богатые подарки. Из всех поездок это была самой безнадежно трудной и трагичной: святой Александр должен был добиться величайших льгот: прощения мятежа и освобождения от требуемой военной повинности всего русского народа – народы опального, поднявшего восстания против монголов, вышедшего из повиновения великому князю, народа за который святой Александр не мог уже лично нести ответственность.

Информация о работе Александр Невский