Лексика природы в говорах Приамурья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2010 в 16:50, Не определен

Описание работы

Изучение диалектного материала, анализ публикаций и диссертационных исследований по материалам говоров Приамурья с целью проверки и определения объема диалектной лексики в тематической группе «Растительный мир», ее значений, употреблений в системе языка

Файлы: 1 файл

Кур.р. Русский язык.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

     Предикативно-характеризующее  значение у имени существительного может реализоваться в сказуемом или в составе сказуемого, в обращении, в обособленном определении и приложении.  

     Синтаксически ограниченное значение слова с семантической  точки зрения часто представляет собой результат образно-типического обобщения какого-нибудь общественного явления, характера, каких-нибудь свойств личности и является народным выражением их оценки, их характеристики.   

     Есть  слова, которым присуще только функционально-синтаксическое значение. Например, слово загляденье.   

     Начиная с XIX в., слово загляденье обозначает все то, на что можно заглядеться, чем можно залюбоваться; в этом значении оно употребляется только в функции сказуемого; черты имени существительного в нем стираются, падежные формы ему уже не свойственны.   

     Функционально-синтаксически  ограниченные значения свойственны  главным образом именам существительным, прилагательным (особенно их кратким  формам), а также наречиям, которые  переходят в этих условиях в категорию  состояния.   

     Гораздо более сложной является сфера значений конструктивно организованных или конструктивно обусловленных. Многие лексические значения слов неотделимы от строго определенных форм сочетаемости этих слов с другими словами. Дело в том, что структура некоторых типов словосочетания обусловлена принадлежностью их грамматически господствующего члена к тому или иному семантическому классу или разряду слов, имеющих однотипную конструкцию. Например, немногочисленный ряд глаголов внутреннего состояния, эмоционального и волевого переживания – плакаться, сетовать, жаловаться и некоторые другие – выражают свое значение обычно в сочетании с предлогом на и формой винительного падежа существительного, обозначающего объект соответствующего состояния или переживания.  

     Конструктивно обусловленное значение характеризуется предметно-смысловой неполнотой его раскрытия в формах самого слова: полностью оно реализуется лишь в свойственной ему синтаксической конструкции – в сочетании с другими словами, количество и состав которых могут быть ничем не ограничены. Возможная неограниченность связей с другими словами в рамках строго определенной синтаксической конструкции является существенным признаком конструктивно обусловленного значения. И этим признаком оно резко отличается от значения фразеологически связанного, для которого типична замкнутость, ограниченность возможных сочетаний с другими словами  

     Таким образом, разграничение основных типов или видов лексических значений слов помогает установить ясную перспективу в семантической характеристике слов и содействует правильному определению омонимов и синонимов в лексической системе языка. Разные виды значений слов по-разному служат отражению и закреплению в языке успехов познавательной деятельности народа.

1.2. Особенности системной организации лексики природы.

Понятие тематических групп

 
 

     Осмысление  и изучение языка как системы, сформированное и обоснованное первоначально в трудах М.М. Покровского, Л.В. Щербы, В.В.Виноградова, получило развитие в работах лексикологов СИ. Ожегова, Ф.П. Филина, Д.Н. Шмелёва, О.С. Ахмановой, А.А. Уфимцевой и др., плодотворно применяется в лингвистических исследованиях. Общепринятым стало рассмотрение и диалектной лексики как системы, составляющие элементы которой оказывают друг на друга взаимное влияние. Проблема системности лексики на материале русских диалектов исследуется в работах Р.И. Аванесова, Ф.П. Филина, Л.И. Баранниковой, О.И. Блиновой, Ф.П. Сороколетова, И.А. Оссовецкого, Н.Г. Ильинской, Е.А. Нефёдовой, Н.И. Коноваловой и других.

     Тематические  группы лексики - это объединения слов в рамках определённой «темы», которые «основываются не на лексико-семантических связях, а на классификации самих предметов и явлений». [8;27] Слова в таких группах связаны так же, как связаны называемые ими реалии внешнего мира. Д.Н. Шмелёв по этому поводу отмечал: «... группы слов, выделяемые на основании предметно-логической общности, во многих случаях характеризуются и некоторыми общими для них собственно языковыми признаками, иначе говоря, многие тематические группы слов оказываются при ближайшем рассмотрении также и лексико-семантическими группами».

     Исследование  системы в лексике предполагает изучение многообразных семантических отношений слов, в которых они находятся в структуре языка. Многообразие этих отношений определяется причинами неязыковыми и языковыми. Одним из главных, определяющих факторов, лежащих в основе народной сегментации действительности, является прагматический. Под прагматическим фактором, вслед за О.П. Сологубом, в работе понимается «такой фактор, который связан с использованием объекта в практической деятельности человека». [10;94]

     В ономасиологических и топономастических  работах, анализирующих закономерности называния в различных группах  лексики, постепенно складывается понятие  типа мотивировочных признаков в  плане их содержания, выделяемого в тематической группе слов и характеризующего отдельные стороны выражаемого этой группой класса предметов. За этим понятием закрепляется термин принцип (иногда: способ, мотив, разряд) номинации.

     Слова, объединенные тематически, обозначают совокупность однородных предметов, все признаки которых, в том числе и мотивировочные, обладают поэтому качественной одноплановостью, т.е. способностью противопоставляться и объединяться по их качеству. Это приводит к тому, что в каждой тематической группе названий образуется специфически ограниченный набор принципов номинации, отражающих "повторяющиеся, устойчивые, типичные этимологические признаки для членов данной группы" Так, при номинации рыб выделяются типы мотивировочных признаков, отражающих: 1/размер, 2/форму тела, 3/цвет, 4/образ жизни и 5/место обитания данного вида рыб; иной набор принципов номинации характеризует тематические группы названий построек (1/вид животного, 2/назначение для крупного или мелкого скота, 3/степень утепленности, 4/место сооружения и 5/размер) или названий видов обуви (1/часть тела, 2/способ изготовления, 3/материал и 4/отличительное качество или действие).

     Подобных  примеров можно привести много, и  все они указывают на тесную связь  принципов номинации с определенной тематической группой слов. Нам представляется неудачной попытка А.К. Матвеева обосновать "всеобщие универсалии" (например, называние по цвету или величине), приложимые ко всем типам географических объектов". Малоприложимы признак цвета к именам годов, а размера -- к названиям морей, аналогично и в нарицательной лексике: признак цвета здесь явно нетипичен, например, для названий орудий, а размера -- для наименований растений, обуви, одежды.

     В силу замкнутости (хотя и не абсолютной) тематических групп слов, обладающих ограниченным количеством единиц, наиболее продуктивным методом изучения принципов номинации следует признать метод научной классификации, подробно разработанный С.С. Розовой на географическом материале. Применение этого метода в лингвистике не идет, как правило, далее описательного этапа, ограничивающегося констатацией факта существования данных классов исследуемых объектов, "когда основание классификации еще структурно не выделено из перечня классов". Большинство из рассмотренных нами классификаций мотивировочных признаков нечетко, излишне детализировано, в них отсутствуют единые критерии выделения классов, отсюда много частных противоречий и неточностей и отсюда же -- трудность создания обобщающих выводов и выхода в другие сферы ономасиологии. [11;74]

     Наиболее  распространенным проявлением описательного  характера исследуемых классификаций  является неразграничение формальной и содержательной стороны мотивировочных признаков, в частности, способов и  принципов номинации. Один и тот  же мотивировочный признак может быть выражен различными способами, но содержание мотивировочного признака здесь остается неизменным. Поэтому неправомерно представлять их как различные классы одного объекта. Подобное смешение критериев классификации мы находим, например, у М.М. Гинатуллина (ср., 1/питание, 2/место обитания:, но 7/звукоподражание:, 10/сходство с другими объектами), у С.М. Васильченко, поставившего в один ряд названия, возникшие на основе сходства с различными предметами и на основе их признаков (цвета, запаха и т.д.), у В.Г. Арьяновой, разделившей названия растений на две группы: 1/перенос наименования на растения с других предметов и 2/выделение каких-то признаков самих растений, у И.П. Гришиной, чередующей названия растений по их собственным свойствам с названиями по свойствам людей, животных и пр.

     Довольно  часто принципы номинации смешиваются  с общим типом значения производящих основ. Так, И.П. Гришина ставит в  один ряд названия растений по цвету  листьев, по месту произрастания  и т.п. и названия по собственным именам людей; Л.Г. Галушко выделяет названия "камней", данные по их внешним признакам, по характеру течения и т.п. и далее по фамилиям и именам. [2;11]

     Важным  условием любой классификации является четкое определение объекта, делимого на классы, т.е. знание общих (родовых) признаков классифицируемых единиц, в данном случае мотивировочных признаков. Мотивировочный признак -- это один из объективных признаков самой реалии, выделяемый как "представитель" всей совокупности ее признаков, способный наиболее ярко охарактеризовать (выделить) данный предмет в ряду ему однородных. Все признаки делятся на основные существенные (сущностные), производные от них и случайные (не обусловленные сущностью). Мотивировочные признаки в обыденных ситуациях выделяются для практического отличения, и поэтому они не должны быть обязательно сущностными, это скорее собственно производные и неотделимые случайные признаки, при этом они не могут быть родовыми, но только видовыми (отличительными). Однако отличительность мотивировочных признаков нельзя абсолютивировать: конкретный материал указывает на ее относительный характер во многих случаях. Так, для лексики природы более типична относительная противопоставленность.

     Данные  особенности мотивировочных признаков  характеризуют их в логическом аспекте как признаки вообще, и они могут быть положены в основу классификаций, делящих мотивировочные признаки, например, по их существенности-несущественности, по относительности-безотносительности и т.п., но так как в процессе номинации мотивировочные признаки становятся ономасиологическими, а объективируясь во внутренней форме слова, и семасиологическими единицами, для лингвистики может представить значительный интерес связь принципов номинации именно с языковыми факторами. Отсутствие связующих оснований и было, на наш взгляд, главным недостатком рассматриваемых выше классификаций. Определяющей особенностью сущностной классификации является "установление связи классов данного объекта с какими-либо специфическими для каждого из них факторами". [9;11]

     Эта связь (как тенденция, а не закон) может обнаруживаться в отношениях принципов номинации со способами  номинации (так, метафорический способ номинации в гораздо большей  степени связан с названиями по внешнему виду реалии, чем с названиями, скажем, по образу жизни), с формами синтаксической объективации (среди названий птиц, например, через составные названия по типу приложения объективируются в основном признаки звучания, питания, времени активности, а названия по типу согласования в своем большинстве отражают признаки размера, места обитания и цвета), с различными словообразовательными аспектами (см. указ.раб. С.М. Васильченко). Возможно установление связи принципов номинации с классами слов, выделяемых повремени их происхождения. Так, заметно повышение удельного веса называний по образу жизни в тематической группе названий птиц в последние периоды ее существования.

     Но  сугубо лингвистическими аспектами  изучение принципов номинации ограничивать нельзя, так как непосредственно  определяющими для них являются внеязыковые факторы. Само выделение принципов номинации и их классификация основаны на этих факторах: свойствах и признаках самих реалий. Проиллюстрируем сказанное на конкретном материале.

     Например, в содержании мотивировочных признаков тематической группы названий растений можно выделить следующие типы: А -- названия, характеризующие внешний вид, Б – способ произрастания, В – способ размножения. Эти наиболее общие типы, которые мы называем разрядами номинации, указывают на те стороны реалий, которые составляют содержание мотивировочных признаков. Разряды номинации конкретизируются в принципах номинации, которые непосредственно указывают на качество мотивировочного признака: А1 -- по цвету, А2 -- по форме, А3 -- по величине, Б1 -- по месту, Б2 -- по времени, Б3 -- по действию. Разряды и принципы номинации объединяются в мотивах номинации: А11 -- по, А12 -- по цвету части, А21 -- по форме, А22 -- по форме части, Б11 -- по биотипу, Б12 -- по распространению, Б21 -- по времени появления, Б22 -- по времени активности и т.д.

     При необходимости данную классификацию  можно конкретизировать дальше, выявляя  частные особенности. Но для выявления  закономерностей номинации ее нужно  связывать с различными языковыми  и неязыковыми факторами.

     1.3.Истоки происхождения лексики природы

 

     Сибирская лексика объектом исследования избрана  не случайно: русские говоры этой территории были сформированы в результате интеграции разнодиалектных основ европейской  Руси, а также под влиянием языков славянских переселенцев и аборигенных  языков Сибири. Использование русского языка как языка межнационального общения, формирование сибирского диалекта привело к значительным изменениям исходных лексических систем (А.И. Федоров). В целом номинативная подсистема сибирских говоров в области конкретных предметов оказалась более простой по сравнению с русскими диалектами Европы. Территория вторичных говоров с точки зрения изменений в номинативных моделях представляет больший интерес: именно на этой территории при взаимодействии разных языковых традиций могли появиться новые модели, одни из древних моделей закрепиться, другие исчезнуть.

Информация о работе Лексика природы в говорах Приамурья