Функции неопределенных местоимений в произведении В.Г.Короленко «Без языка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 18:39, Не определен

Описание работы

1. Введение
2. Гносеологический подход к изучению категории неопределенности
3. Лингвистический подход к изучению категории неопределенности
4. Категория неопределенности в русском языке.
5. Функции неопределенных местоимений в произведении В.Г.Короленко «Без языка»
6. Заключение

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)
 

Введение 

   В 1893 году Короленко как корреспондент  “Нижегородского листка” отправляется на Чикагскую Всемирную Выставку. В Чикаго Владимир Галактионович  внимательно осмотрел интернациональный  отдел выставки и встретился со знакомыми  русскими эмигрантами. Впечатления от пребывания писателя в Америке переданы Короленко в очерках и с наибольшей полнотой - в повести “Без языка”, написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором. Зарисовки Америки, особенно - Нью-Йорка, даны здесь глазами его героев.

   “Эта  книга не об Америке, а о том, как Америка представляется на первый взгляд простому человеку из России”, - писал Короленко впоследствии. И хотя он утверждает, что его знакомство с Америкой кратковременно и недостаточно, зарисовки Нью-Йорка столетней давности, жизнь и проблемы и приключения эмигрантов из России, и простых крестьян, и бедных евреев, можно узнать по этой полной интереснейших подробностей повести…

     В Америке неграмотный украинский крестьянин становится уважаемым человеком и фермером, а находившийся на самом дне социальной лестницы еврей, которого на родине презрительно звали Берко, здесь - достопочтенный мистер Берк… Здесь же “бывшие враги” - барин и батрак оставшейся за океаном деревни встретились другими людьми и стали друзьями. Сердца их сжимала жгучая печаль, но о возвращении на родину не могло быть и речи. Надо строить жизнь и пускать корни здесь, в “новом свете”...

   Вот эта жизнь эмигрантов, которые  попали в неизвестную им страну, неизвестность быта, нравов, традиций – пугает их. И именно с помощью единиц неопределенной семантики передается неясность и неопределенность чувств персонажей, их кризисное состояние, связанное с ломкой привычных критериев в оценке окружающей действительности, их поведение и образ жизни в чужой стране.

   Принципом отбора неопределенных местоимений послужил метод сплошной выборки.

   Цель: особым направлением исследования является анализ средств неопределенности в произведении В.Г. Короленко «Без языка». 
 
 

Задачи  исследования:

    1. На примерах, из произведения В.Г. Короленко «Без языка», показать, что неопределенные местоимения являются творческой манерой и своеобразная техника письма в данном тексте.
    2. Выявить с помощью примеров, что в данном тексте неопределенные местоимения обладают некоторой семантической недостаточностью, неопределенностью, неизвестностью.

   Объект: послужило повторение неопределенных местоимений в произведении В.Г. Короленко «Без языка».

   Предмет исследования: местоимения категории неопределенности.

   Цель  работы: проиллюстрировать проявление особенного в применении единиц неопределенной семантики как средства выражения категории неопределенности на материале творчества В.Г. Короленко «Без языка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I 
 

§ 1. Гносеологический подход к изучению категории неопределенности. 
 

   Современная наука в целом не может обойтись без понятия неопределенности. Неопределенность является объективным свойством материального мира: объектов природы, техники, самого процесса познания, по сути, всех норм бытия. Уже на заре человечества древними греками  был поставлен вопрос о понятии неопределенности, его сущностных характеристик, роли в становлении жизни и в развитии человеческого познания.

   Древние греки в целом обозначили весь круг проблем, связанных с категорией неопределенности, впрочем,  как  это было и с другими основополагающими понятиями и теориями языкознания.

   Первая  оформленная в теорию характеристика неопределенности встречается у  Анаксимандра при объяснении первоначала, первосущности всех конкретных вещей. Ученый считал первометерией апейрон, обладающий качественной неопределенностью.

   Идея  о неопределенной основе конкретных вещей была подхвачена пифогорийцами. Они считали неопределенностью  существенной характеристикой беспредельного. Под  неопределенностью пифагорейцы  понимали бесконечное, неизмеримое, а также абсолютное отсутствие у бесконечного каких-либо качественных характеристик.

   Своеобразное  понимание определенности – неопределенности (О/Н) встречается у Платона. Согласно Платону, идеальный мир, мир сущностей  – это мир определенности, а  материальный мир – это мир неопределенности.

   Неопределенность  материального мира характеризуется  как изменчивость, несовершенство, хаотичность. Отдаленными отголосками  такого понимания полагаем, можно  считать художественные миры  Н.В. Гоголя, А. Платонова.

   Существенный вклад в разработку понятия неопределенности внес Аристотель. Неопределенность понимается ученым как объективная лишенность определенного бытия, лишенность определенного качества, количества, места, времени. В понятие неопределенности Аристотель вкладывает и такой смысл: неопределенность потенциального бытия обусловлена существованием в нем множества возможностей.

   После Аристотеля вплоть до Гегеля проблема неопределенности существенно не развивалась. 
 
 

   Гегель  начинает «Науку логики» с описания абстрактного бытия, лишенного всякой определенности. Это чистое бытие, по Гегелю. Неопределенность рассматривается немецким философом как бескачественное бытие, «сама его неопределенность составляет его качество».

   Понятие неопределенности оказались востребованными в разных областях науки: биологии, кибернетике, социологии.

   Философские понятия определенности и неопределенности универсально, т.е. свойственно всем языкам мира. Неопределенность начала активно разрабатываться в философии. Неопределенность в философии стали рассматривать как одну из форм объективного существования явлений. Оказалось, что новая философская категория находиться на пересечении с философскими категориями дискретности и непрерывности, необходимости и случайности, возможности и действительности.

   Таким образом, философы ставят вопрос о локализации  категории определенности/неопределенности: является ли она объективной или субъективной категорией, иначе говоря, следует ли рассматривать ее как имманентную характеристику воспринимающего субъекта. В лингвистике так прямо вопрос не ставился. В первые в истории русистики термин «неопределенность» встречается у Н. Греча.

   В XX столетии понятие неопределенности стало  рассматриваться в науке как  важнейшая характеристика объектов исследования и познавательных ситуаций. Одним из первых современных анализов понятий научной неопределенности провел французский ученый Л. Бриллэн.1 Ученый показал, что неопределенность, содержащаяся в конечном результате исследования, является не недостатком, а необходимым условием получения информации.

   Философское понятие О/Н универсального, т.е. свойственно всем языкам мира.

   При характеристике познавательного аспекта неопределенности выделяется ее источники: неопределенность, порождаемая неопределенностью  объекта, и неопределенность, связанная с активным субъектом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Лингвистический подход к изучению категории неопределенности. 
 

   Вопрос  о категории О/Н в лингвистике  посвящена большая литература. Однако до недавнего времени все исследования группировались вокруг проблемы становления и употребления артикля – одного из средств выражения категории определенности – неопределенности.

   Естественно, появление той или иной категории  в языке связано с экстралингвистическими причинами – универсальностью законов  человеческого мышления, сознания, механизма взаимодействия речи, мышления и сознания, с другой стороны имеется и более конкретная причина. Становление артиклей в системе языков аналитического строя расценивается как формирование особого способа выражения в существительном категорией общего и частного.

   Известно, что определенный артикль указывает  на определенный, индивидуализированный  предмет среди множества подобных ему предметов  и тем самым  выражает категорию частного. Неопределенный артикль выделяет один какой-то предмет из множества ему подобных, и потому подчеркивает имеющуюся между всеми предметами этого класса общность.

   Логический  подход к категории О/Н  таков, определенность – это качество правильного  логического суждения. Неопределенность – качество, противоположное определенности, качество неправильного, противоречивого  суждения. Снятие неопределенности обеспечивает получение информации.

   Согласно  грамматическому подходу к категории  О/Н, эта категория свойственна  любому русскому предложению. Категория  О/Н объединяет единицы одного уровня, но возможна и актуализация средств разных уровней: порядка слов, интонации, дейктических частиц и пр.Эти средства, взаимодействуют друг с другом в предложении, формируют семантику неточности, неопределенности.

   Для функционального  подхода к категории О/Н важным является коммуникативный аспект, согласно которому говорящий должен учитывать осведомленность адресата об объекте речи, чтобы быть адекватно понятным.2

Категория О/Н  исследуется в двух аспектах:

  1. На уровне слова О/Н глагола, например, совершенный вид более определен; у существительного – неопределенность связана с формой множественного числа существительного.3
 
  1. На уровне текста (дискуса) – текстологический подход – неопределенность достигается  средствами деформации изображения, описательными оборотами.
 

   Согласно  грамматическому подходу к категории  О/Н, эта категория свойственна  любому русскому предложению.

   Категорию О/Н наказывают контекстуальной  категорией, поскольку ее значение раскрывается только в контексте.4 Такое понимание категории О/Н приближается к рассмотрению ее как функционально – семантической.

   Как замечают лингвисты, понятие неопределенности в русском языке остается в  большей степени неопределенным.5 Это объясняется тем, что под О/Н понимаются очень разнородные явления:

  1. противопоставление известного и неизвестного;
  2. противопоставление фиксированного (конкретного, индивидуализированного, рефератного) и нефиксированного (неконкретного, неиндивидуализированного, нерефератного);
  3. противопоставление ранее упомянутого в тексте и впервые вводимого в текст (анафорические отношения);
  4. противопоставление класса, абстрактного представителя класса и члена класса;
  5. противопоставление уверенности и неуверенности говорящего (субъективная модальность неопределенности);
  6. противопоставление точности и неточности информации.6
 

   Даже  название разнородной единицы не исчерпывает весь объем категории  О/Н. Так, само понятие известности/неизвестности  является многозначным, представляет собой градационную шкалу, содержащую многочисленные разновидности семантики неизвестности/известности.

   Средства  категории О/Н изменились на разных этапах истории языка. Вместе с развитием  категории О/Н с течением времени  изменились и теоретические представления  о ней в лингвистике как, то: понятие О/Н расширялось и дифференцировалось, среди названной категории обнаруживались все новые феномены.

   Со  второй половины XIX в. в отечественном языкознании появляется термин «неопределенный» в отношении к фактам лексики, фонетики, морфологии, синтаксиса.

   Новый этап в изучении категории неопределенности проявляется в том, что фонетическая и морфологическая терминология, связанная с неопределенностью, за небольшим исключением вышла из употребления, а синтаксическая расширяется, пополняется. 

    §3. Категория неопределенности  в русском языке. 
     

   В функционировании категории О/Н можно отметить этапы ее возникновения, длительного  становления и все более четкого  выявления оппозиций. В диахроническом плане развития О/Н соотносятся  с общим направлением диахронической типологии: движение от конкретного к обобщенному. Следовательно, исторически более ранними являются средства выражения определенности.

Информация о работе Функции неопределенных местоимений в произведении В.Г.Короленко «Без языка»