Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2010 в 12:31, Не определен
Курсовая работа
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам
и
товарным знакам
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(РГИИС)
Кафедра
«Теории государства и права»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине: "Теория государства и права"
на тему:
«Романо-германская
правовая семья»
Москва 2009г.
Оглавление
В современном мире усиливаются интеграционные процессы во многих сферах государственной и общественной жизни. Это относится и к правовой сфере. Это обусловливает необходимость обобщения и дальнейшего развития знаний о сравнительном правоведении. Одной из наиболее важных и устойчивых разновидностей правовых образований являются правовые "семьи". Давно вошедшее в оборот данное понятие отражает своеобразие правопонимания разных народов и наций, источников их правовых систем. Его содержание и виды правовых семей, обстоятельно раскрыты в трудах компаративистов. Во второй половине XX в. отчетливо проявляется тенденция сближения и даже "переплетения" отдельных ячеек этих семей, при общем сохранении и даже некотором усилении специфики. На рубеже XXI в. ощутимо их мощное влияние на геополитическую картину мира.
Определить место российской правовой системы в этой сложнейшей динамичной системе достаточно трудно. Российское право при этом чаще всего рассматривается как система, имеющая весьма широкий спектр общих черт и признаков с другими правовыми семьями и системами, но все в большей мере тяготеющая к континентальной правовой семье. Россия всегда «входила в романо-германскую правовую семью», – заявляет Р. Давид и К. Жоффре-Спинози. «Русская юридическая наука, – подчеркивают авторы, – многое заимствовала из византийского права, то есть из римского права, и из стран континентальной Европы, придерживающихся романской системы». Правда, оговариваются исследователи, «существовали оригинальные русские обычаи и акты», как существовали в XVIII в. оригинальные французские и немецкие обычаи и ордонансы, но так же, как во Франции и в Германии в XVIII веке, «в России не было другой правовой науки, кроме романской. Категории русского права – это категории романской системы». Концепцией права, принятой в российских университетах и в юридической практике, была романская концепция1. Подобного же взгляда на характер отношений российского и континентального права придерживались и придерживаются и другие зарубежные и отечественные авторы.
Не вдаваясь в подробности рассмотрения различных точек зрения и вариантов ответа на вопрос о характере отношений российского права с романо-германским, о принадлежности или, наоборот, о непринадлежности первого ко второму, отметим лишь, что у каждого подхода есть свои особые аргументы.
В свете изложенного выше, цель данной работы можно определить как установление наиболее существенных отличительных черт континентальной правовой семьи, выделение различных подходов к ее изучению, определение перспектив развития системы в целом и Российской правовой системы как ее части.
Понятие правовой семьи является одним из центральных понятий сравнительного правоведения. Термин "правовая семья" используется наряду с термином "правовая система", имеющим двоякий смысл. В узком смысле под правовой системой принято понимать совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле это понятие включает также ряд других компонентов - правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в том числе негосударственные правовые институты (адвокатура, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов). Если правовая система функционирует в масштабах страны, говорят о "национальной (федеральной) правовой системе", если в пределах частей страны - о "региональной правовой системе" (например, в США наряду с федеральной существуют правовая система штатов). Следует различать понятия "правовая семья" и "правовая система". В данной работе я буду придерживаться наиболее распространенного понимания правовой семьи, согласно которому она представляет собой совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность форм права, источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Классификация правовых семей является предметом длительных споров между учеными-компаративистами. Одной из основных в современном сравнительном правоведении можно назвать классификацию западногерманского компаративиста К. Цвайгерта. Он выдвигает в качестве критерия классификации понятие «правовой стиль». «Стиль права» складывается, по мнению К. Цвайгерта, из пяти групп факторов: 1) происхождение и эволюция правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления: 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт различает восемь «правовых кругов»:
Наряду с приведенной классификацией существуют множество других, среди которых наиболее авторитетной является приведенная в работе известного французского специалиста в области сравнительного правоведения Рене Давида «Основные правовые системы современности» (1964 г.). Классификация, данная им в этой монографии, остается одной из основных в правоведении до настоящего времени.
На основе комбинации юридико-технических и идеологических критериев Давид выделил следующие три основные «семьи права»:
Наряду с этим, по Р. Давиду, существуют следующие самостоятельные типы религиозного и традиционного права:
Выделять социалистическое право было принято до начала 1990-х гг., однако после падения коммунистических режимов в большинстве таких стран и проведения радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся (КНР, Вьетнам), существование этой системы оказалось под вопросом.
Обе
приведенные классификации
Так, романо-германская правовая семья является наиболее древней и широко распространившейся в мире. Она включает различные страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию.
Рассмотрим
историю возникновения романо-
Датой, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права, считается XIII век. До этого времени, вне всякого сомнения, существовали элементы, с помощью которых она в дальнейшем создавалась, но тогда было еще рано говорить о системе и, может быть, даже о праве в современном его понимании. Поэтому первым периодом можно считать период, предшествующий XIII веку, когда собирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было даже какой-либо системы. Второй период начался с возрождения изучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором мы находимся и в настоящее время - периода, где преобладает законодательство.
Создание романо-германской правовой семьи связано с возрождением, которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Это возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса. Идеал христианского общества, основанного на милосердии, был отброшен, равно как и идея создания на Земле града божьего. В XIII веке уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом. За правом вновь была признана его собственная роль и автономия, которые стали характерными для западных образа мысли и цивилизации.
Идея, что общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума, не была совершенно новой. В отношениях между частными лицами она допускалась римлянами. Но возврат к этой идее в XII веке - революционный шаг. Философы и юристы требовали, чтобы общественные отношения были основаны на праве и чтобы был положен конец режиму анархии и произвола, царившему в течение веков. Они хотели нового права, основанного на справедливости, постигнуть которую позволяет разум; они одновременно осуждали произвол и отвергали обращение в гражданских отношениях к сверхъестественному. Это движение в XII и XIII веках столь же революционно, как в XVIII веке движение за замену личной власти демократией или движение XX века, которое стремилось заменить анархию капиталистического строя марксистской общественной организацией. Гражданское общество должно основываться на праве: право должно обеспечить в гражданском обществе порядок и прогресс. Эти идеи становятся господствующими в Западной Европе в XII и XIII веках и будут там безраздельно царить вплоть до наших дней.
Зарождение романо-германской правовой системы в XII и ХIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. На Европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не приведут к восстановлению в политическом плане единства Римской империи. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть.2
Дальнейшее развитие романо-германской правовой системы будет рассмотрено в ходе изучения законов, норм и обычаев.
Правовые системы, составляющие романо-германскую семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои специфические по сравнению с другими черты. Но все эти страны - страны "писаного права". Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами. Однако закон, хотя он, несомненно, составляет основу правопорядка и охватывает все его основные аспекты, не рассматривается узко и текстуально, зачастую его толкование зависит от иных факторов. Именно поэтому ограничивать вопрос об источниках права данной семьи исключительно законодательными нормами невозможно. Из приведенной выше краткой истории возникновения семьи мы можем выделить еще как минимум два источника права: правовой обычай и юридическую доктрину.
В период раннего средневековья в романо-германской системе доминировал обычай. Пока не были созданы первые письменные сборники законов, весьма значительной была роль тех, кто толковал правовые обычаи. У древних франков их называли рахинбургами, у древних скандинавов - лагманами и т. п. Со временем под влиянием все шире распространявшегося реципированного римского права, а также утвержденных сборников законов, во многих случаях представлявших собой записанные и санкционированные государством обычаи, сфера применения устного правового обычая все более сужалась. Как указывает Рене Давид обычаи "...были приемлемы лишь в условиях замкнутой экономики; их трудно было узнать и трудно на них ссылаться. Местные обычаи сохранялись лишь в том случае, если в силу определенной перегруппировки они получили географически более широкую сферу применения и если была осуществлена компиляция, позволяющая легко ознакомиться с ними".3 Некоторые европейские исследователи утверждают, что в этом процессе обычай как источник права исчез и является архаичным. Однако это мнение не отражает существующую действительность. К примеру, В. С. Нерсесянц указывает, что обычай "… играет в системе источников права романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство"4. Действительно, закон в ряде случаев для своего понимания нуждается в дополнении обычаем. Понятия, которые использует законодатель, также зачастую нуждаются в объяснении с точки зрения обычая. Область применения обычая ограничена прогрессом кодификации и признанным первенством закона в демократических режимах современного политического общества, однако нельзя отрицать его существование как самостоятельного источника права.
Информация о работе Романо-германская правовая семья, её характеристика