Преамбула Конституции Республики Узбекистан и ее политико-правовое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:08, реферат

Описание работы

Обретение Республикой Узбекистан независимости началось с принятия в 1991 году Декларации о суверенитете Узбекской ССР, Заявления о государственной независимости Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31.08.1991 г.

Файлы: 1 файл

Преамбула Конституции Республики Узбекистан и ее политико.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Преамбула Конституции Республики Узбекистан и ее политико-правовое значение

 

 

Обретение Республикой Узбекистан независимости началось с принятия в 1991 году Декларации о суверенитете Узбекской ССР, Заявления о государственной независимости Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31.08.1991 г.

 

 

В законе Республики Узбекистан «О государственной независимости Республики Узбекистан» впервые на законодательном уровне было определено, что «Республика Узбекистан, в состав которой входит Республика Каракалпакстан, – независимое, демократическое государство». В нем были закреплены также права Республики Узбекистан как суверенного государства, обладающего всей полнотой государственной власти, самостоятельно определяющего свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Данный закон определил правовой статус Республики Узбекистан как субъекта международно-правовых отношений, устанавливающего дипломатические, консульские, торговые и иные связи и иностранными государствами, заключающего международные договоры и участвующего в деятельности международных организаций.

 

Эти положения закона полностью соответствуют современному пониманию и характерным чертам государств как субъектов международного права.

 

Государство как субъект международного права:

 

-                  обладает полным и исключительным  суверенитетом;

 

-                  внутренне самостоятельная и  внешне независимая, единая, целостная организация общества;

 

-                  совокупность индивидов, проживающих  на данной территории в пределах  определенных границ и подчиняющихся  одной верховной публичной власти;

 

-                  власть, управляющая делами общества  посредством государственного механизма и действующая в рамках норм внутригосударственного и международного права;

 

-                  власть, имеющая свои национальные  интересы и гарантирующая внутреннюю  безопасность, стабильность и правопорядок;

 

-                  власть, способная поддерживать от имени всех своих граждан разнообразные отношения и сотрудничество с другими субъектами на международной арене в соответствии с принципами международного права, участвовать в создании норм, содержащих международные права и обязанности государств, осуществлять свои международные обязательства и нести ответственность за международные правонарушения.[1]

 

Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» провозгласил верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан, основы не только политической, но  и экономической независимости Узбекистана, все положения данного закона получили дальнейшее развитие и закрепление в Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря 1992 г. на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.

 

Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов подчеркнул, что «Основной закон заложил базовые принципы, положения и нормы, говоря коротко, основополагающий правовой фундамент строительства демократического государства, свободной рыночной экономики и формирования гражданского общества, высшей ценностью которого является человек, его интересы, права и свободы.

 

Приняв Конституцию страны, – отметил он, – мы полностью отказались от старой, изжившей себя тоталитарной идеалогизированной административно-командной системы, избрали новую, отвечающую подлинным интересам нашего народа стратегию правового демократического развития страны.

 

Президент Республики Узбекистан, говоря о роли Конституции в жизни государства и общества, отметил, что на основе фундаментальных положений и требований Основного закона была принята собственная узбекская модель кардинального реформирования и модернизации страны, пять основных принципов, которые и сегодня не теряют своей актуальности и значения.[2]

 

Основные цели, задачи и принципы нового молодого независимого государства нашли свое отражение, прежде всего, в Преамбуле Конституции Республики Узбекистан.

 

В Преамбуле Конституции Республики Узбекистан закреплено следующее:

 

«Народ Узбекистана,

 

торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,

 

осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,

 

опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,

 

подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,

 

признавая приоритет общепризнанных норм международного права,

 

стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,

 

ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,

 

в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия

 

принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан».

 

На Преамбуле Конституции Республики Узбекистан, необходимо особо остановиться, поскольку она имеет огромное политико-правовое значение.

 

В юридической литературе, к сожалению, незаслуженно мало внимания уделяется анализу содержания и юридического значения преамбулы Конституции. Доминирует позиция о том, что преамбула Конституции не имеет юридического значения, а является лишь политическим документом, разъясняющим цели, задачи и принципы государства. В советское время считалось, что содержащиеся в преамбуле положения сами по себе нормами права не являются.

 

Однако, зарубежный опыт конституционного развития свидетельствует об иной оценке роли и значения преамбулы Конституции. Например, Конституция Франции 1946 г. в своей Преамбуле содержала перечень комплекса прав и свобод человека, зафиксированных в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.

 

Преамбула (с французского – preambule, от позднелатинского preambuluz – идущий впереди) означает с юридической точки зрения вводную или вступительную часть законодательного или иного нормативно-правового акта, а также международно-правового договора.[3] Обычно в преамбуле в концентрированной форме излагаются цели и задачи данного акта, условия, мотивы и обстоятельства, послужившие поводом для его принятия. В преамбуле международного договора, как правило, перечисляются государства-стороны данного договора, участники соглашения.[4]

 

Преамбула Конституции Республики Узбекистана 1992 г. не первая конституция, имеющая преамбулу. Конституция Узбекской ССР 1978 г., также имела преамбулу, однако она существенно отличается от преамбулы ныне действующей Конституции Республики Узбекистан.

 

Преамбула ныне действующей Конституции Республики Узбекистан – это преамбула Основного закона государства, получившего независимость. Она закрепила политические принципы, на которых основывается новая государственность, в ней появились такие новые категории как: «народ Узбекистана», «права человека», «государственный суверенитет», «узбекская государственность», «идеалы демократии и социальной справедливости», «приоритет общепризнанных норм международного права», «достойная жизнь граждан», «гуманное демократическое правовое государство», «гражданский мир», «национальное согласие».

 

Как известно, в период Советского Союза господствовала концепция стирания национальных различий на основе формирования новой исторической общности «советский народ». В Преамбуле Конституции 1978 г.[5] применяется категория «народ Узбекской ССР», который рассматривается как неотъемлемая часть всего советского народа. Так, в ней отмечается, что трудовой народ Узбекистана при братской помощи русского пролетариата сокрушил эксплуататорский строй, впервые в истории обрел свою государственность. В Преамбуле Конституции 1978 г. красной нитью проводится мысль о том, что народ Узбекистана достиг успехов благодаря Октябрьской революции, КПСС, русскому пролетариату, а также факту нахождения в составе Союза ССР. Несмотря на то, что в Преамбуле сказано, что Узбекская ССР равноправная республика в составе ССР, в основном тексте Конституции отдан приоритет принципам организации деятельности «советского государства» и «советского общества», «советским людям» (ст.ст. 3, 4, 6, 9, 14 и др.). Как известно, в условиях советской действительности, конечно, никакой речи не могло быть о суверенности Узбекистана, его самостоятельной внутренней и внешней политике, о приоритетной роли и значении узбекского народа в преобразовании общества.

 

Авторы Преамбулы Конституции 1992 г. исходили из того, что в суверенной Республике Узбекистан народ Узбекистана торжественно провозглашает и принимает в лице своих полномочных представителей Конституцию Республики Узбекистан. Категория «народ Узбекистана», использованная в Преамбуле, находит свое дальнейшее разъяснение в статьях 2, 7, 8, 9, 10 Конституции.

 

В ст. 2 устанавливается, что «Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами».

 

Ст. 7 гласит, что «Народ является единственным источником государственной власти.

 

Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе».

 

Ст. 8 определенно: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности».

 

В ст. 9 говорится о том, что «Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум)».

 

Ст. 10 закрепляет важное положение о том, что «От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики.

 

Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана».

 

Таким образом, категория «народ Узбекистана», примененная в Преамбуле, тесно взаимосвязана с положениями основного текста Конституции, в котором дается определение правовой сущности и значения этого понятия.

 

Впервые применяемая в Преамбуле категория «права человека», является ее самой содержательной частью, поскольку она получила наиболее глубокое закрепление в основом тексти Конституции. Этот термин получает свое разъяснение, прежде всего в ст. 13 Конституции, которая гласит: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

 

Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами».

 

В ст. 18 Конституции закреплен основной принцип реализации прав человека, принцип недопущения дискриминации человека ни по какому-либо признаку или мотиву. Она устанавливает следующее: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

 

Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости».

 

Следующий принцип, без которого невозможно обеспечение всех категорий прав человека закреплен в ст. 19 Конституции, которая гласит: «Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их».

 

Права и свободы человека не должны наносить вред ни государству, ни обществу, ни другим лицам и этот важный принцип закреплен в ст. 20 Конституции в следующей редакции: «Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества».

 

Категория «права человека», упоминаемая в Преамбуле Конституции, наибольшее развитие получила в главе VII (личные права и свободы), в главе VIII (политические права), в главе IX (экономические и социальные права) и в главе X (гарантии прав и свобод человека). Отдельные аспекты прав и свобод человека регулируются также в главах XII-XV Конституции, которые подробно освещены в других разделах данной книги.

 

Вновь, возвращаясь к анализу положений Конституции 1978 г., следует подчеркнуть, что в ее Преамбуле даже не упоминается задача соблюдения и защиты прав человека. Хотя в основном тексте Конституции и имеется глава VI «Основные права, свободы и обязанности граждан», содержащиеся в ней права и свободы полностью не отражают международных стандартов прав человека, в ней отсутствуют такие основополагающие права человека как недопущение дискриминации, обеспечение равенства всех перед законом и судом, защита от пыток и насилия, поиск и распространение информации, право частной собственности, защита прав детей и престарелых граждан и т.д. Следует подчеркнуть, что, закрепленные в главе VI права, носили в советский период в основном формальный и декларативный характер, в ней не содержались механизмы их реализации.

 

В Преамбуле действующей Конституции торжественно провозглашаются не только права и свободы человека, но и принцип государственного суверенитета, которому в главе I Конституции уделяется большое внимание. Прежде всего, в ст. 1 Узбекистан объявляется суверенной демократической республикой, а в ст. 3 – определяется полнота ее полномочий в сфере определения национально-государственного и административно-территориального устройства, системы органов государственной власти и управления, проведения своей внутренней и внешней политики, обеспечения неприкосновенности государственной границы и территории Узбекистана. Ст. 5 Конституции определяет наличие у Республики Узбекистан своих государственных символов – флага, герба и гимна. Согласно ст. 16 «Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан».

 

Таким образом, в Преамбуле и в главе I Конституции фактически провозглашен реальный, а не формальный государственный суверенитет Узбекистана в юридическом смысле этого понятия, подчеркнут его законный и легитимный характер, в отличие от суверенитета, закрепленного в Конституции Узбекской ССР 1978 г. Объявление в конституции государства суверенным означает, что в последующем, отступление от этого принципа и формы государственности, недопустимо.

Информация о работе Преамбула Конституции Республики Узбекистан и ее политико-правовое значение