Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 13:08, курсовая работа
Основная цель работы состоит в рассмотрении особенностей и правового положения иностранного юридического лица в гражданском праве РФ.Задачи работы: необходимо дать общую характеристику иностранного юридического лица; дать понятие и особенности правового положения иностранного юридического лица;рассмотреть национальность и личный закон иностранного юридического лица;пронализировать существующие виды правовых режимов иностранных юридических лиц; охарктеризовать особенности правового положения представительств и филиалов иностранного юридического лица; рассмотреть понятие представительств и филиалов иностранных юридических лиц; исследовать существующий порядок регистрации филиалов и представительств иностранных юридических лиц; дать анализ прекращения деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования. Российская Федерация, позиционируя себя в качестве полноправного участника международного сообщества, для повышения уровня своей инвестиционной привлекательности в последнее время активно предпринимает меры по приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
Вносимые в отечественное инвестиционное законодательство изменения имеют точечный (выборочный) характер, осуществляются бессистемно, преимущественно в рамках законотворческой работы по смежным направлениям.
В результате такого подхода остается неохваченной большая часть нормативных актов, также требующих значительной доработки.
Так, до настоящего времени ни учеными, ни практиками не уделялось должного внимания оценке нормативных актов, устанавливающих условия и порядок создания на территории России филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Между тем актуальность совершенствования законодательства в этой области представляется бесспорной, что связано с фактическим отсутствием системного единства у такого законодательства, с применением в нем несогласованной терминологии, с наличием большого количества аккредитующих органов, с установлением различных несовершенных по содержанию процедур, применяемых в отношении отдельных видов филиалов и представительств, и т.п.
Деятельность представительств иностранных юридических лиц нельзя разрывать с инвестиционными процессами.
Ведь иностранное юридическое лицо для обеспечения деятельности представительства приобретает на территории Российской Федерации земельные участки, здания; само представительство заключает сделки от имени юридического лица, тем самым способствует продвижению товаров на российский рынок, получению от этого прибыли.
К тому же представительства иностранных юридических лиц, как и филиалы, являются полноправными участниками гражданско-правовых отношений. Поэтому для допуска к гражданскому обороту необходима их аккредитация, позволяющая проверить соблюдение иностранным юридическим лицом требований законодательства к созданию обособленного подразделения, а также произвести учет созданного представительства.
Особенностью отечественного законодательства является сосредоточение большинства норм, регулирующих процедуру создания на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, на подзаконном уровне.
Большую привлекательность приобретает проблема ввиду отсутствия каких - либо исследований в этой области.
Следует отметить, что нет целостного монографического исследования, посвященного правовому положению иностранных юридических лиц в Российской Федерации, в котором бы нашли отражение все аспекты их создания и деятельности, в том числе их регистрация, налогообложение и судебная защита.
Исследователи, как правило, рассматривают в отдельности такие темы, как "национальность" юридических лиц, деятельность иностранных инвесторов, создание представительств и филиалов иностранных компаний, их порядок налогообложения.
Следует разграничивать понятия "иностранный" инвестор" и "иностранное юридическое лицо", не отрицая их взаимосвязи. Автор работы обращает внимание именно на определение правового положения иностранных юридических лиц, при этом, подробно не рассматривая, статус иностранных инвесторов, так как изучаемая тема шире по содержанию.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие при осуществлении деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации.
Предмет исследования составляют международные и национальные правовые нормы, регулирующие правосубъектность иностранных юридических лиц, практика их применения, а также теоретические проблемы.
Основная цель работы состоит в рассмотрении особенностей и правового положения иностранного юридического лица в гражданском праве РФ.Задачи работы: необходимо дать общую характеристику иностранного юридического лица; дать понятие и особенности правового положения иностранного юридического лица;рассмотреть национальность и личный закон иностранного юридического лица;пронализировать существующие виды правовых режимов иностранных юридических лиц; охарктеризовать особенности правового положения представительств и филиалов иностранного юридического лица; рассмотреть понятие представительств и филиалов иностранных юридических лиц; исследовать существующий порядок регистрации филиалов и представительств иностранных юридических лиц; дать анализ прекращения деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Методологической базой исследования включает в себя как общенаучные, так и частно-научные способы научного познания. К первым относятся: базовый общенаучный диалектический метод познания, теоретический анализ и синтез, аналогия, системный и структурный методы. Вторая группа включает: логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы научного познания.
Структура дипломной работы соответствует ее целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Впервые в истории российского законодательства, в частности в ГК РФ1, появились понятия "личный закон юридического лица" (ст. 1202 ГК РФ) и "личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву" (ст. 1203 ГК РФ).
До принятия третьей части ГК РФ действовала ст. 161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г2, где речь шла только о гражданской правоспособности иностранного юридического лица (п. 1 ст. 161 Основ).
При этом термин "правоспособность" толковался в широком смысле и применялся не только для определения правоспособности юридического лица, но также для регулирования других вопросов, определяемых его личным статусом3.
Необходимо отметить, что общепризнанным в доктрине международного частного права4 и судебно-арбитражной практике5 является то, что последующий выбор применимого права для определения правоспособности правомерно учрежденного юридического лица, в частности последующий выбор обязательственного статута, не допускается. Соответственно, нормами личного закона юридического лица определяется весь комплекс вопросов, связанных с его правоспособностью, и статус должностных лиц.
Примечательно, что п. 3 ст. 1202 ГК РФ по своему содержанию практически полностью идентичен п. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
Нормативные предписания определения личного закона юридического лица и иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, находятся в ст. 1202 и 1203 ГК РФ. Кроме того, правосубъектность иностранных юридических лиц и компаний регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях о правовой помощи, торговле и судоходстве, дружбе и сотрудничестве, а также в соглашениях о поощрении и защите капиталовложений6.
На наш взгляд, следует согласиться с мнением А.Л. Маковского, который отмечает, что в международных договорах РФ нет такого всеобъемлющего решения коллизионных вопросов, связанных с правосубъектностью юридических лиц, которое существует в ст. 1202 ГК РФ7. Положительной чертой заключения дву- и многосторонних международных договоров является то, что они позволяют в определенной мере устранить возможную несогласованность в коллизионно-правовом регулировании юридических лиц. На межгосударственном уровне посредством международных договоров были предприняты меры по согласованию общих подходов в определении применимого к юридическому лицу права.
Российский законодатель рассматривает юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву, обособленно, предусматривая для обоих типов организаций две отдельные статьи (ст. 1202 и ст. 1203 ГК РФ).
В то же время для определения личного закона как юридического лица, так и организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, закон предусматривает один единый коллизионный критерий - право страны, где юридическое лицо или организация, не являющаяся юридическим лицом по иностранному праву, были учреждены (п. 1 ст. 1202 и п. 1 ст. 1203 ГК РФ). Важно обратить внимание на то, что правило ст. 1202 ГК РФ распространяется как на российские, так и на иностранные юридические лица, т.е. является двусторонней коллизионной нормой.
В противоположность ст. 1202 ГК РФ в п. 1 ст. 1203 ГК РФ говорится лишь об иностранных организациях, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, т.е. п. 1 ст. 1203 ГК РФ содержит одностороннюю коллизионную привязку.
По всей видимости, появление в ГК РФ ст. 1203 продиктовано все большим распространением на практике неправосубъектных образований, примером которых могут служить германские объединения лиц (товарищества), которые по многим признакам напоминают юридические лица, но формально таковыми не являются. Они легитимно функционируют, и притом под фирменными наименованиями, хотя формально статусом юридического лица не наделены.
Полагаем, что ст. 1202 и 1203 ГК РФ заслуживают более детального анализа.
Здесь следует учесть то обстоятельство, что правило, которое в момент принятия правового акта казалось наиболее оптимальным вариантом регулирования, со временем перестает быть таковым.
В этой связи важной задачей становится выявление "устаревшей" нормы и определение другого оптимального правила регулирования, соответствующего современным потребностям международных отношений.
Необходимо отметить, что в Модельном Гражданском кодексе для стран СНГ8 статья, подобная ст. 1203 ГК РФ, отсутствует.
В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. не закреплялись нормы, позволяющие установить личный закон организации, не являющейся юридическим лицом. В статье 161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. содержалась только односторонняя коллизионная норма, позволяющая определить правоспособность лишь иностранного юридического лица.
Причиной того, что в ст. 1203 ГК РФ российские организации, не являющиеся юридическими лицами, не упоминаются, а говорится лишь об иностранных организациях, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, является то, что в ст. 2 ГК РФ обозначен круг субъектов гражданского права, в который входят физические и юридические лица, а также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования9.
В статье 2 ГК РФ организации, не являющиеся юридическими лицами, не упоминаются. Возможно, именно по этой причине в ГК РФ закреплены две статьи, одна из которых регулирует личный закон юридического лица, а другая - личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву.
Российский законодатель при формулировании ст. 1202 и 1203 ГК РФ ориентировался на российское материальное гражданское право, где практически все организации являются юридическими лицами.
Исключение составляют лишь: простое товарищество (ст. 1041 и др. ГК РФ), негласное товарищество (ст. 1054 ГК РФ), некоторые общественные объединения (например, профессиональные союзы, а именно первичные профсоюзные организации, их объединения10 , незарегистрированные в качестве юридического лица11 , а также религиозные группы12 .
По всей видимости, российский законодатель исходил из того, что последние не нуждаются в определении личного закона, поскольку степень участия подобных образований (например, некоторых общественных и религиозных объединений) в гражданско-правовых отношениях может практически исключать потребность в постановке вопроса об их личном статуте.
По мнению И.В. Елисеева, законодатель исходит из того, что российские организации, которые не являются юридическими лицами, занимаются своей деятельностью в форме простого товарищества13. ГК РФ содержит для договора простого товарищества (договор о совместной деятельности) специальное регулирование (п. 2 ст. 1041 ГК РФ).
Следует отметить, что редакция ст. 1202 и 1203 ГК РФ представляется не совсем удачной.
Названия вышеуказанных статей ГК РФ свидетельствуют о слишком сильном влиянии на российского законодателя национального гражданского материального права.
Формулировка "личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву", уже содержит ответ на вопрос о статусе организации.
Хотелось бы отметить, что ответ на вопрос о статусе организации может быть найден только после применения соответствующей коллизионно-правовой нормы.
В формулировке названия ст. 1203 ГК РФ уже презюмируется, что иностранная организация не является юридическим лицом по иностранному праву. Следуя логике законодателя, получается, что правоприменитель до отыскания личного закона организации уже знает, что эта организация, во-первых, является иностранной, а, во-вторых, не является юридическим лицом по этому иностранному праву.
Хотя ответы на эти вопросы дает только ее личный закон. Нужно заметить, что до определения личного закона организации правоприменитель вообще не знает, с каким типом организации он будет иметь дело. Следовательно, правоприменитель будет озадачен тем, какую норму закона следует ему выбрать - ст. 1202 ГК РФ или же ст. 1203 ГК РФ?
Информация о работе Общая характеристика иностранного юридического лица