Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 17:47, контрольная работа
Предпосылки и особенности образования Русского централизованного государства. Переход к новой, приказной системе управления. Источники права Московского государства XIV—XV вв. Нормы уголовного и уголовно-процессуального права в Судебнике 1497 г.
1. Предпосылки и особенности образования Русского централизованного государства
2. Общественный строй
3. Политический строй
4. Право
Использованная литература
Судебник 1497 г. более четко, чем Русская Правда, выделял обязательства из причинения вреда, правда, лишь в одном случае: ст. 61 * предусматривала имущественную ответственность за потраву. Как своеобразные обязательства из причинения вреда рассматривает Судебник некоторые правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправосудное решение, обязан возместить сторонам происшедшие от того убытки. Такая же мера применялась к лжесвидетелям. Закон прямо указывает, что наказанию судья за свой проступок не подлежит (ст. 19).
Наследственное право. Мало изменилось и наследственное право. Судебник, однако, устанавливал общую и четкую норму о наследовании. При наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей — дочери. Дочь получала не только движимое имущество, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников.
Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, отражая обострение противоречий феодального общества и усиление классовой борьбы.
Развитие уголовного права связано главным образом с изданием Судебника 1497 г. Судебник трактовал понятие преступления отлично от Русской Правды, но в принципе тождественно Псковской судной грамоте. Под преступлением понимаются всякие действия, которые так или иначе угрожают государству или господствующему классу в целом и поэтому запрещаются законом. В отличие от ПСГ Судебник дает ермин для обозначения преступления. Оно теперь именуется «лихим делом».
Развитие феодализма нашло свое отражение в некотором изменении взгляда на субъект преступления. Судебник рассматривал холопа уже как человека и в отличие от Русской Правды считал его способным самостоятельно отвечать за свои поступки и преступления.
В
соответствии с изменением понятия
преступления усложнялась и система
преступлений. Судебник вводит преступления,
не известные Русской Правде и
лишь намеченные в Псковской судной
грамоте, — государственные
Закон предусматривал развитую систему имущественных преступлений. К ним относятся разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Все эти преступления, подрывавшие основу благосостояния феодального общества — собственность, также жестоко наказывались.
Судебник знал и преступления против личности: убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.
Изменяются цели, а с ними и система наказаний. Если прежде князья видели в наказаниях — вире и продаже — одну из доходных статей, существенно пополнявших казну, то теперь на первый план выступил другой интерес. Господствующий класс стал применять террористические методы борьбы с сопротивлением эксплуатируемых масс. Соответственно в наказании на первое место выступила цель устрашения как самого преступника, так и главным образом других людей. Если раньше господствовали имущественные наказания, то теперь они отошли на задний план. Судебник ввел новые по сравнению с Русской Правдой наказания — смертную и торговую казнь, причем эти меры применялись за большинство преступлений. Закон не конкретизировал виды смертной казни. На практике они были весьма разнообразны: повешение, отсечение головы, утопление и др. Торговая казнь состояла в битье кнутом на торговой площади и часто влекла за собой смерть наказываемого. Судебник, как и Русская Правда, знает продажу, но она теперь применяется редко и обычно в сочетании со смертной или торговой казнью. Помимо указанных в Судебнике практика знала и такие меры наказания, как лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка).
Процессуальное право. Процесс характеризовался развитием старой формы, так называемого суда, т. е состязательного процесса, и появлением новой формы судопроизводства — розыска. При состязательном процессе дело начиналось по жалобе истца, именовавшейся челобитной. Она обычно подавалась в устной форме. По получении челобитной судебный орган принимал меры к доставке ответчика в суд. Явка ответчика обеспечивалась поручителями. Если ответчик каким-либо образом уклонялся от суда, то он проигрывал дело даже без разбирательства. Истцу в таком случае выдавалась так называемая бессудная грамота. Неявка истца в суд влекла за собой прекращение дела.
Несколько изменилась система доказательств. В отличие от Русской Правды Судебник не различает теперь послухов и видоков, именуя всех послухами. Послушествовать могли теперь и холопы.
Доказательством признавалось и «поле» — судебный поединок. Победивший в бою считался правым, т. е. выигрывал дело. Проигравшим признавался и не явившийся на поединок или сбежавший с него. На «поле» можно было выставлять наймита. В XV в. применение «поля» все больше ограничивалось и в XVI в. постепенно сошло на нет. В качестве доказательств стали применяться разного рода документы: договорные акты, официальные грамоты. Доказательством по-прежнему считалась и присяга.
Обострение классовой борьбы обусловило появление новой формы процесса — розыска, то есть следственного, или инквизиционного процесса. Розыск применялся при рассмотрении наиболее серьезных уголовных дел, в том числе по политическим преступлениям. Его введение было обусловлено стремлением не столько найти истину, сколько быстро и жестоко расправиться с «лихими» людьми. «Лихой» человек — это, вообще говоря, не обязательно уличенный преступник. Это лишь лицо неблагонадежное, с дурной славой, которое «облиховали» «добрые» люди, т.е. благонамеренные члены общества.
Розыск отличался от состязательного процесса тем, что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициативе и исключительно по своему усмотрению. Подсудимый был скорее объектом процесса. Главным способом «выяснения истины» при розыске являлась пытка.
Обращение
в феодальный суд было весьма дорогим
удовольствием. Стороны облагались
различными пошлинами. Так, по Судебнику
нужно было платить судье-боярину
от цены иска. Кроме того, полагалось
заплатить 4 копейки с рубля дьяку.
Существовали специальные полевые
пошлины. Они платились даже в
том случае, если стороны помирились
и отказались от судебного поединка.
Если же «поле» состоялось, то пошлины
уплачивались кроме боярина и
дьяка еще и специальным
XIV
— начало XVI в. — важный период
истории Русского государства
и права. В это время
В
недрах раннефеодального государства
созревают условия и появляются
признаки перерастания в новую форму
— сословно-представительную монархию.
Литература
1.Памятники русского права. Вып. 1 — VIII. М., 1952 — 1961.
2. Российское законодательство Х — XX веков. Т. 1 —9. /Под общ.
ред.О.И. Чистякова. — М., 1984— 1994.
3. Хрестоматия
по истории государства и
4. Абдулатипов Р. Г., Болтенова Л.Ф., ЯровЮ.Ф. Федерализм в истории
России: Кн. 1 и 2. М., 1992.
5. Начало самодержавия в России. Л., 1988.
6. Борисов
Н. С. Русская церковь в
7.Буганов В. И,, Преображенский А. А., Тихонов Ю. .Эволюция феодализма в России. М., 1980.
8. Государственные учреждения России XVI — XVIII вв. /Под ред.
Н. Б. Голиковой. М., 1991.
9.Мавродина
Р. М. Киевская Русь и
10. Носов
Н. Е. Становление сословно-
России. Л., 1969.
11. Падалк аЛ. П. Происхождение и значение имени «Русь». Полтава. 1913.
12. Развитие русского права в XV — пер. пол. XVII в. М., 1986.
13. Цатурова М. К. Русское семейное право XVI — XVIII вв. М., 1991.