Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции. Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление, и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и по сей день.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение такого государственного устройства как унитарного. Я постараюсь раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Форма государственного устройства…………………………..………….5
Понятие и характеристика унитарного государства………………….…9
Унитарное государство……………………………………………………15
Автономия в унитарном государстве…………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….30

Список используемой литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Введение ТГП.docx

— 66.62 Кб (Скачать файл)

Так что же способствует складыванию унитарного государства  и его длительной устойчивости. Можно  выделить следующие факторы:

  1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:

— единство языка (близость языков, диалектов);

— единство истории (научной  и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические  и трагические периоды истории)
— единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий); 
— схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные.

2. Сильное внешнее давление (угроза) — осознание населением  общности перед лицом внешнего  врага. Но в то же время  сильно сплачивает и общность  внешних завоевательных задач,  национальная гордость победителей  (Древний Рим, Испания в XV—XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».

3. Удобство сильного единого  унитарного государства для экономической  деятельности, создания единого  экономического пространства. Они  включают в себя (наряду с другими):

— территориальную специализацию (разделение труда);

— единство и богатство  ресурсов;

— отсутствие внутренних таможенных барьеров;

— единство налогообложения;

— единую валюту;

— защиту от внешней экономической  экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);

— единое правовое поле в экономике;

— общие выгоды от использования колоний.

Важным является и еще  один признак, который, является одним  из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся  устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно  ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое  качество можно назвать уровнем  политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.

Среди основных «ослабляющих»  централизованное государственное  устройство факторов можно выделить следующие:

1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;

2. Ощущение регионами  (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.

3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;

4. Недовольство населения  уровнем жизни. Вера в быстрое  решение всех проблем в своем  «отдельном» государстве (регионе);

5. Низкая политическая  культура населения. Общественным  мнением такого населения легко  манипулировать политикам-сепаратистам. Проследив, таким образом, основные  особенности развития унитарных  государств в прошлом, перейдем  к анализу современного унитаризма.10

В данной главе было рассмотрено, что такое унитарное государство, какое оно бывает. Рассмотрели  факторы, которые способствуют складыванию  унитарного государства, а также  факторы, способствующие ослаблению централизованного государственного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Автономия в унитарном государстве

 

Хотя большинство унитарных  государств включают только те или  иные административно-территориальные  единицы, и не имеют каких-либо автономных образований, немало и таких унитарных  государств, которые обладают автономиями. Это, несомненно, усложняет их политико-территориальную организацию, вносит в нее асимметрию. Но само по себе наличие на территории данной страны одной, двух и даже нескольких автономий не выводит её за рамки унитарности и не превращает ее в федерацию. «Автономность и суверенность – это качественно различные уровни самостоятельности политико-территориальных единиц, субъектов. Общая тенденция демократизации устройства государств в современном мире определяет общую тенденцию роста децентрализации политико-территориального устройства различных стран, расширения автономии и местного самоуправления».11 Наиболее ярким проявлением этого может служить превращение Италии и Испании в «государства автономий», вся территория которых состоит сегодня из автономных единиц. Их нередко называют регионалистскими государствами, занимающими в определенном смысле промежуточное место между унитарным и федеративным государствами, не выходя в общем и целом за рамки унитаризма.

Итак, рассмотрим, что же такое автономия. Автономия – особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом) предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющая единица.

«Точное значение этого понятия – самоуправление. Само понятие ассоциируется с идеей суверенитета и независимости. В традиционной международной теории все государства считаются автономными, т.е. Неподчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее время эта концепция носит более относительный характер. Сейчас автономия рассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости, т.к. государства стали до определенной степени взаимозависимыми. Понятие автономии больше не заменяет понятие суверенитета. «Идея суверенитета распространяется только на государства, идея автономии распространяется на территорию, которая не находится под полным контролем какого-либо государства».12

В данном случае речь идет о  территориальной автономии, хотя понятие  «автономия» используется и в  более широком плане, включающем в частности, и организационную  автономию (автономность в партийном, профсоюзном и ином строительстве) и культурном (культурная и национально-культурная автономия и др.).

Сама территориальная  автономия может носить общий, не специфический, национально-территориальный  характер, а может сочетать в себе как общетерриториальные, так и  национально-территориальные начала.

Национально-территориальная  автономия – это одна из разновидностей (форм) политико-территориальной организации  многонационального государства, обеспечивающая более или менее самостоятельное  осуществление публичной власти на какой-либо его части, отличающейся особым национальным составом населения, своеобразием культуры, языка, быта, традиций и т.д. Тем самым осуществляется самоопределение и самоуправление этносов и компактно проживающих  этнических меньшинств данной страны.

Автономии различного порядка, уровня и характера имеются сегодня  во многих унитарных странах. Это  – Тибет, Синьцзян, внутренняя Монголия и др. в Китае; Корсика во Франции; северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании; автономные области в Италии; Курдистан в Ираке; Азорские острова и Мадейра в Португалии; Гренландия и Фарерские острова в Дании; автономные сообщества в Испании, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков; Аландские острова в Финляндии; и др. Автономии имеются и во многих унитарных странах СНГ: Крым на Украине; Абхазия и Аджария в Грузии; Нахичевань в Азербайджане; Гагаузия в Молдове; Каракалпакия в Узбекистане; горный Бадахшан в Таджикистане.

Отличие местного самоуправления от автономии более четко сформулировано Н.И. Лазаревским, считавшим, что самоуправление захватывает лишь административные функции, в то время как автономия  предполагает распространение на часть  функций законодательных. Правда, А.С. Ященко считал, что понятие децентрализация шире понятия автономии и самоуправления, т.к. под децентрализацией разумеется как установление местной автономии и самоуправления, как и вообще увеличение власти местных органов и независимости их от правительственных действий.

Что касается конкретных форм автономии и местного самоуправления, то они весьма разнообразны в зависимости  от исторической эпохи и культурно-национальных особенностей.

Можно выделить следующие  основные черты местного самоуправления:

1)наличие собственной  установленной законом компетенции  местных органов власти;

2)наличие собственной  материальной базы, то есть муниципальной  собственности и муниципального  бюджета;

3)наличие представительного  выборного органа, имеющего собственный  исполнительный аппарат;

4)отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности нижестоящих  исполнительных органов, вышестоящим.

Местное самоуправление может  проявляться как в форме представительной, так и непосредственной демократии. Оно может существовать на разных уровнях политико-территориального устройства: от низового до регионального. Кроме того, в отдельных государствах, наряду с органами местного самоуправления, существуют должностные лица, назначаемые центральной властью (так называемые континентальная или французская модель местного самоуправления), а в других система территориальных органов власти действует в пределах предоставленных ей полномочий и прямое соподчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует (англосаксонская модель).

В целом эффективное местное  самоуправление позволяет осуществить:

1)решение местных проблем  силами местного сообщества;

2)максимальное сближение  органов власти и общества, власти  и граждан, обеспечивая их права  на участие в управлении общественными  делами.

Во многих унитарных государствах используется территориальная автономия. Как уже сказано, она отличается от местного самоуправления тем, что  ее полномочия захватывают и часть  законодательной сферы. Но объем  этих полномочий может существенно  различаться: от права издавать постановления  лишь в административной области (Япония) до законодательства по широкому кругу  вопросов вплоть до системы органов  местного (регионального) самоуправления (Италия).

В одних случаях, автономия  предоставляется всем областям страны (Италия), в других – лишь некоторым  частям государства, имеющим либо особое географическое положение, либо отличный от остального государства национальный состав населения. В этом случае выделяются национально-территориальные (Грузия) и региональные автономные образования. В Испании существуют как национальные, так и региональные автономии

Рассмотрим далее политико-территориальное  устройство сложных унитарных государств на конкретном примере двух стран мира – Италии и Испании, каждая из которых включает многочисленные, иногда и разнохарактерные автономные образования.

Италия.

Италия относится сегодня  к числу весьма децентрализованных по своему политико-территориальному устройству стран, что исторически  во многом явилось результатом реакции  на тот сверхцентрализм, который  более двух десятилетий существовал в ней в годы фашистской диктатуры (1922-1943). Наиболее рельефно это проявляется в подразделении территории страны на 20 автономных областей, среди которых особо выделяются пять, имеющих в той или иной мере относительно более широкую автономию.

В конституции Италии говорится, что страна делится на области, создаваемые как «автономные образования с собственными правами и функциями согласно принципам, установленным в конституции»13, а такие автономные области, как «Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Валле-Д’аоста имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статусам, установленным конституционным законом»14. Особая автономность Сицилии и Сардинии была обусловлена их островным положением, относительной социально-экономической отсталостью, серьезными особенностями быта и жизненных традиций, а также проявлениями сепаратизма; а в трех других – проживанием в них этнических меньшинств (немецкоязычных, франкоязычных и иных).

Все автономные области обладают достаточно высоким статусом и широкой  компетенцией в рамках унитарной  формы политико-территориального устройства, основанного на автономии и децентрализации. Их автономии носит не только административный, но и законодательный характер, поскольку область имеет право издавать законодательные нормы и многим вопросам (организация собственных органов, территория коммун, местная полиция, сельское хозяйство и леса и др.). Области пользуются установленной законом республики финансовой автономией. Область имеет областной совет (законодательный орган) и джунту во главе с ее председателем (исполнительный орган). Каждая область имеет свой статут, который в соответствии с конституцией и законами страны определяет е внутреннюю организацию, принимается областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается законом республики.

В области находится правительственный  комиссар, который руководит деятельностью  государственной администрации  и координирует ее с деятельностью, осуществляемой областью; он же визирует принятые областным советом законы, если они не вызывают возражения со стороны правительства.

Информация о работе Форма государственного устройства