Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2009 в 03:41, Не определен
Контрольная работа
В
Первой мировой войне эта стратегия
реализовалась в поддержке
Фактически, основные линии стратегии НАТО, а также других блоков, направленных на сдерживание СССР (концепция "сдерживания" тождественна стратегической и геополитической концепции "анаконды") ASEAN, ANZUS, CENTO, являются прямым развитием основных тезисов адмирала Мэхэна, которого на этом основании вполне можно назвать интеллектуальным отцом всего современного атлантизма.
3 Николас Спикмен "Ревизия Макиндера, центральность rimland"
3.1 На службе Америки
Американец голландского происхождения Николас Спикмен (1893 - 1943) является прямым продолжателем линии адмирала Мэхэна. Спикмен был профессором международных отношений, а позднее директором Института международных отношений при Йельском Университете. Для него, в отличие от первых геополитиков, сама география не представляла большого интереса, а еще меньше волновали его проблемы связи народа с почвой, влияние рельефа на национальный характер и т.д. Спикмен рассматривал геополитику как важнейший инструмент конкретной международной политики, как аналитический метод и систему формул, позволяющих выработать наиболее эффективную стратегию. В этом смысле он жестко критиковал немецкую геополитическую школу (особенно в книге "География мира"), считая представления о "справедливых или несправедливых границах метафизической чепухой".
Как
и для Мэхэна, для Спикмена характерен
утилитарный подход, четкое желание
выдать наиболее эффективную геополитическую
формулу, с помощью которой США
могут скорейшим образом
3.2 Коррекция Макиндера
Спикмен, внимательно изучивший труды Макиндера, предложил свой вариант базовой геополитической схемы, несколько отличающийся от модели Макиндера. Основной идеей Спикмена было то, что Макиндер, якобы, переоценил геополитическое значение heartland'а. Эта переоценка затрагивала не только актуальное положение сил на карте мира, в частности, могущество СССР, но и изначальную историческую схему. Спикмен считал, что географическая история "внутреннего полумесяца", rimland, "береговых зон", осуществлялась сама по себе, а не под давлением "кочевников Суши", как считал Макиндер. С его точки зрения, heartland является лишь потенциальным пространством, получающим все культурные импульсы из береговых зон и не несущим в самом себе никакой самостоятельной геополитической миссии или исторического импульса. Rimland, а не heartland является, по его мнению, ключом к мировому господству.
Геополитическую формулу Макиндера "Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над heartland`ом; тот, кто доминирует над heartland'ом, доминирует над Мировым Островом; тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром" Спикмен предложил заменить своей "Тот, кто доминирует над rimland доминирует над Евразией; тот, кто доминирует над Евразией держит судьбу мира в своих руках."
В принципе, Спикмен не сказал этим ничего нового. И для самого Макиндера "береговая зона", "внешний полумесяц" или rimland были ключевой стратегической позицией в контроле над континентом. Но Макиндер понимал эту зону не как самостоятельное и самодостаточное геополитическое образование, а как пространство противостояния двух импульсов "морского" и "сухопутного". При этом он никогда не понимал контроль над heartland в смысле власти над Россией и прилегающими к ней континентальными массами. Восточная Европа есть промежуточное пространство между "географической осью истории" и rimland, следовательно, именно в соотношении сил на периферии heartland'а и находится ключ к проблеме мирового господства. Но Спикмен представил смещение акцентов в своей геополитической доктрине относительно взглядов Макиндера как нечто радикально новое. На самом деле, речь шла лишь о некоторой нюансировке понятий.
3.3 Шкала определения могущества
В своих книгах "Американская стратегия в мировой политике" и "География мира" Спикмен выделяет 10 критериев, на основании которых следует определять геополитическое могущество государства. Это развитие критериев, впервые предложенных Мэхэном. Они таковы:
1. Поверхность территории
2. Природа границ
3. Объем населения
4. Наличие или отсутствие полезных ископаемых
5. Экономическое и технологическое развитие
6. Финансовая мощь
7. Этническая однородность
8. Уровень социальной интеграции
9. Политическая стабильность
10. Национальный дух
Если
суммарный результат оценки геополитических
возможностей государства по этим критериям
оказывается относительно невысоким,
это почти автоматически
3.4 Срединный Океан
Помимо переоценки значения rimland, Спикмен внес еще одно важное дополнение в геополитическую картину мира, видимую с позиции "морской силы". Он ввел чрезвычайно важное понятие "Срединного Океана" "Midland Ocean". В основе этого геополитического представления лежит подчеркнутая аналогия между Средиземным морем в истории Европы, Ближнего Востока и Северной Африки в древности, и Атлантическим океаном в новейшей истории западной цивилизации. Так как Спикмен считал именно "береговую зону", rimland, основной исторической территорией цивилизации, то Средиземноморский ареал древности представлялся ему образцом культуры, распространившейся впоследствии внутрь континента (окультуривание варваров Суши) и на отдаленные территории, достижимые только с помощью морских путей (окультуривание варваров Моря). Подобно этой средиземноморской модели, в новейшее время в увеличенном планетарном масштабе то же самое происходит с Атлантическим океаном, оба берега которого американский и европейский являются ареалом наиболее развитой в технологическом и экономическом смыслах западной цивилизации.
"Срединный океан" (Midland Ocean) становится, в такой перспективе, не разъединяющим, но объединяющим фактором, "внутренним морем" (mare internum). Таким образом, Спикменом намечается особая геополитическая реальность, которую можно назвать условно "атлантическим континентом", в центре которого, как озеро в сухопутном регионе, располагается Атлантический океан. Этот теоретический "континент", "новая Атлантида" связан общностью культуры западноевропейского происхождения, идеологией либерал-капитализма и демократии, единством политической, этической и технологической судьбы.
Особенно Спикмен настаивал на роли интеллектуального фактора в этом "атлантическом континенте ". Западная Европа и пояс Восточного побережья Северной Америки (особенно Нью-Йорк) становятся мозгом нового "атлантического сообщества ". Нервным центром и силовым механизмом являются США и их торговый и военно-промышленный комплекс. Европа оказывается мыслительным придатком США, чьи геополитические интересы и стратегическая линия становятся единственными и главенствующими для всех держав Запада. Постепенно должна сокращаться и политическая суверенность европейских государств, а власть переходить к особой инстанции, объединяющей представителей всех "атлантических" пространств и подчиненной приоритетному главенству США.
Спикмен предвосхитил важнейшие политические процессы создание "Северо-Атлантического Союза" (НАТО), уменьшение суверенности европейских держав в послевоенном мире, планетарную гегемонию США и т.д.
3.5 Архитектор американской победы
Основой
своей доктрины Спикмен сделал не
столько геополитическое
Фактически, это было предельным развитием "тактики анаконды", которую обосновывал уже Мэхэн. Спикмен придал всей концепции законченную форму.
Победа США как "Морской Силы" в холодной войне продемонстрировала абсолютную геополитическую правоту Спикмена, которого можно назвать "архитектором мировой победы либерал-демократических стран" над Евразией.
На данный момент представляется, что тезисы Спикмена относительно стратегического верховенства rimland и о важности "Срединного Океана" доказаны самой историей. Но теорию Макиндера о перманентности стремления центра Евразии к политическому возрождению и к континентальной экспансии тоже пока рано полностью отбрасывать.
С другой стороны, некоторые идеи Спикмена (особенно его последователя Кирка, развившего еще более детально теорию rimland) были поддержаны некоторыми европейскими геополитиками, увидевшими в его высокой стратегической оценке "береговых территорий" возможность заново вывести Европу в число тех стран, которые решают судьбы мира. Но для этого пришлось отбросить концепцию "Срединного Океана".
Несмотря
на этот теоретический ход некоторых
европейских геополитиков (остающийся,
впрочем, весьма двусмысленным), Спикмен
принадлежит, без всяких сомнений, к самым
ярким и последовательным "атлантистам".
Более того, он вместе с адмиралом Мэхэном
может быть назван "отцом атлантизма"
и "идейным вдохновителем НАТО".
Заключение
Рассмотрев основные направления англо-американской геополитической мысли, можно с уверенность утверждать, что их актуальность к настоящему времени не утрачена. Более того, анализ действий США в Европе показывает на эскалацию политического влияния Америки в регионе. Геополитика, которая не смогла попасть в разряд конвенциональных общепризнанных наук, дает ответы на многие вопросы современных отношений в мире.
Идеи
англо-американских геополитиков современны
и сейчас. Так, например, А. Мэхэн предсказал
возрастание роли США на морских просторах.
Америка уже не является державой крайнего
востока - она держава крайнего запада.
Подтверждением этому является наличие
американского флота в Средиземноморье,
Юго-Восточной Азии, Персидском заливе.
А постепенный переход англо-американской
геополитики на рельсы американской геополитики,
как лидера западного мира, заставляет
страны, не согласные с такой интерпретацией
вопроса, искать пути снижения влияния
Америки в регионе, обращаясь в свою очередь
вновь к геополитике, как науке, обладающей
необходимым набором методов, которые
дают возможность решить поставленные
задачи.
Список использованных источников
1 Дугин А.Г. Основы геополитики. - М.,Арктогея, 2000
2 Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории. - Полис, 1995, №4
3 Маккиндер Х.Дж. «Круглая планета и завоевание мира. - М.: Арктогея, 2000
4 Мэхен А.Т. Влияние морской силы на историю 1660-1783. – М. 2002
5
Гаджиев К.С. Введение в