Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 13:29, курсовая работа
Актуальность. Забота о здоровье подрастающего поколения является важной государственной задачей. Практическая значимость проблемы здоровья детей и подростков в условиях современного образования не вызывает сомнений. [13,35]. Ухудшение здоровья школьников, наблюдающееся в последние годы (ухудшение физического и психического развития, рост общей заболеваемости, болезни гипокинезии и др.) требуют более пристального внимания и принятия конкретных мер по его укреплению [49,52].
Особую тревогу вызывает рост наследственной патологии, на фоне которой развиваются различные формы «вторичных» нарушений. У слабослышащих детей часто наблюдаются отклонения в состоянии опорно–двигательного аппарата (ОДА). Установлено, что нарушения ОДА у слабослышащих составляют 98% .
Введение
3
Глава I. Физиология и патология слуха у детей
5
Глава II. Методы и организация исследования
25
2.1.Методы исследования
25
2.2. Организация исследования
29
Глав III. Методика занятий со слабослышащими детьми и обсуждение результатов исследования
30
3.1. Обоснование применения методики по развитию двигательных качеств у слабослышащих детей с нарушениями осанки
30
3.2. Исследование физического развития и физической подготовленности слабослышащих детей
39
Выводы
55
Список литературы
Острые варианты этой патологии довольно хорошо поддаются терапии и при должных усилиях врачей и пациентов серьезными нарушениями слуха осложняются редко.
Хронические же формы представляют собой проблему более сложную – в плане снижения слуха. Именно поэтому к лечению острого среднего отита всегда следует относиться серьезно: леченное "кое–как", это заболевание вкупе с запущенным общим "санитарным" состоянием носоглотки, может сыграть важную роль в развитии хронического воспаления среднего уха.
Помимо средних и наружных, экссудативных, острых и хронических отитов, кондуктивные нарушения слуха могут быть обусловлены проблемами более прозаическими – серными пробками, расположенными в просвете наружных слуховых проходов.
А еще к кондуктивной тугоухости могут приводить травмы барабанной перепонки (или, значительно реже – структур среднего уха) [12].
Хотя барабанная перепонка и имеет довольно эффективные естественные механизмы защиты от чрезмерно сильных воздействий, следует признать, что человечество весьма преуспело в разработке видов этих самых воздействий: в природе таких либо не существует вовсе, либо они встречаются очень и очень редко. Поэтому отологам довольно часто приходится заниматься лечением травмированной барабанной перепонки.
Говоря о диагностике кондуктивных нарушений слуха, следует начать с того, что "причинное" ухо должно быть внимательно осмотрено грамотным специалистом. Выслушав жалобы пациента и уточнив необходимую информацию, врач осматривает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку (для последнего обычно используются специальные инструменты – отоскопы и ушные воронки). Уже на этой стадии возможно определение кондуктивного характера нарушения слуха. Если же данные осмотра оказались недостаточно информативными, специалист прибегает к дополнительным методам исследования – это могут быть рентгенография или компьютерная томография височной кости, а также аудиологические тесты [37].
Тимпанометрия довольно эффективно позволяет подтвердить или исключить наличие некоторых серьезных проблем в барабанной полости (воспалительного экссудата, в частности и.т.п.). Данные, полученные при аудиометрии, позволяют оценить не только тип нарушений слуха (кондуктивный или сенсориневральный), но и определить степень тугоухости, а также "пострадавшие" частоты.
Иногда же могут потребоваться и другие, более узкоспецифичные методы исследования функции слухового анализатора.
Наследственные нарушения слуха
Наследственные (генетическими) нарушения слуха – нарушения, которые способны передаваться от предков к потомкам. Для осуществления такой передачи вовсе необязательно, чтобы биологические родители ребенка сами имели глухоту и тугоухость – к сожалению, довольно часто случается так, что отец и мать малыша, страдающего наследственной глухотой, обладают безукоризненным слухом [4].
Слуховой анализатор человека (как, впрочем, и всех остальных живых существ на планете) закладывается и формируется во внутриутробном периоде развития.
Происходит это посредством четкого и поэтапного выполнения инструкций, хранящихся в генах, полученных от родителей. Поскольку устройство слухового анализатора довольно сложное, то количество генов, так или иначе участвующих в его формировании, огромно. Конечно, вклад каждого конкретного гена сугубо индивидуален: есть гены чрезвычайно важные для "строительства" и последующего функционирования слухового анализатора, есть и менее значимые.
Механизм генного контроля над процессом закладки, формирования и последующей нормальной работы человеческого слухового анализатора универсален [6].
Практически все гены хранят информацию о химической структуре белковых молекул, призванных выполнять определенные задачи. Некоторые гены кодируют белки, являющиеся катализаторами биохимических реакций (т.е. ферментами или энзимами), некоторые – так называемые структурные белки (уникальные строительные материалы, из которых собираются важнейшие "детали" наших клеток).
Например, ген миозина–VIIА кодирует белок, чрезвычайно важный для нормальной работы клеток внутреннего уха и сетчатки глаза. А ген коннексина26 хранит информацию о химической формуле и структуре белка, представляющего собой особый канал, при помощи которого клетки (в том числе – и волосковые), обмениваются ионами и другими "сигнальными" молекулами.
Молекула ДНК – не всегда оказывается достаточно стойкой к вредоносным химическим и физическим воздействиям окружающей среды. В результате таких "атак" молекулярная структура ДНК нередко претерпевает изменения, называемые мутациями. Поломки (или, как уже было сказано выше – мутации) в генах, отвечающих за формирование и нормальную работу слухового анализатора, приводят к искажению химической структуры кодируемых ими белков. В связи с этим последние не могут нормально выполнять свои функции в организме, что в конечном итоге и приводит к нарушениям слуха. Такие мутации могут случайно происходить в ДНК единичных яйцеклеток или сперматозоидов здоровых родителей, не являющихся носителями генов глухоты. В этом случае мутации носят название "de novo", т.е. "впервые возникшие"[63].
В других же случаях генные поломки могут передаваться человеку "по наследству" от предков – при этом в большинстве случаев нормально слышащий человек и не подозревает, что как минимум половина его яйцеклеток (или сперматозоидов) содержит мутантный ген, способный при определенных условиях вызвать нарушения слуха у его детей. Проявления дефектного гена в организме человека могут быть самыми разными.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов
Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно, периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находится периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве [57].
Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия. Встречались отдельные случаи высокой устойчивости вестибулярного аппарата при резко сниженной слуховой активности, и наоборот, при сравнительно хорошей сохранности слухового анализатора – резко сниженная вестибулярного аппарата.
У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке. Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двустороннем поражении.
Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнения), в связи с чем ее реактивность значительно понижается. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.[32].
Слух теснейшим образом связан с движением. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость [9,24].
Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Нарушения в слуховом анализаторе изменяют не только функцию вестибулярного анализатора, но и оказывают отрицательное влияние на функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности слабослышащих. У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке.
Недостаточность вестибулярного аппарата обуславливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше [7].
Слуховой анализатор имеет большое значение в двигательной деятельности человека. Дефицит слуховой информации у слабослышащих детей сопровождается ухудшением восприятия пространственных характеристик. Затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами. Поэтому для детей, имеющих нарушения слуха, огромное значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений [61].
Одной, из важных сторон изучения двигательной сферы детей с нарушениями слуха является анализ уровня развития их физических качеств, от которых во многом зависят успехи в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.
В настоящее время установлена определенная связь между уровнем физического развития слабослышащих детей и уровнем развития физических качеств: выносливости, быстроты, мышечной силы и гибкости.
Дисгармония в физическом развитии слабослышащих детей школьного возраста проявляется в более низком по сравнению с нормально слышащими сверстниками уровне развития их физических качеств. У детей с дефектами слуха уменьшена мышечная рецепция, что ведет к замедлению развития скоростно–силовых качеств, точности движений [21,49].
Важным функциональным показателем физической подготовленности является мышечная сила. Динамика изменения силы мышц кисти слабослышащих и слышащих детей в возрастном плане почти не имеет различий.
При сравнительном анализе силы кисти слабослышащих и здоровых школьников была выявлена значительная разница. Наивысшее различие в показателях кистевой динамометрии у детей приходится на десятилетний возраст и составляет 2,3кг.
Таким образом, можно отметить, что сила мышц кисти у слабослышащих детей значительно ниже показателей здоровых сверстников. Несмотря на то, что различия с возрастом уменьшаются, все же в 12 лет глухие дети не «догоняют» по развитию силы нормально слышащих детей.
Известно, что моторная зона коры головного мозга регулирует мышечный тонус в соответствии с частотой и силой восходящей имнульсации от вестибулярного и двигательного аппаратов. Иначе говоря, вестибулярный контроль мышечного тонуса является частью системы управления тонусом. Поэтому нарушение функции вестибулярного аппарата глухих детей отражается снижением тонуса их мышц. Тонус скелетной мускулатуры, как известно, поддерживается активной мышечной деятельностью [2], отсюда уменьшение двигательной активности детей с нарушениями слуха, о которой упоминалось выше, тоже вносит свой «негативный вклад» в развитие силы и силовой выносливости этих детей [31].
Анализируя уровень различия скоростно–силовых способностей между слабослышащими и слышащими школьниками, можно установить, что с возрастом разница увеличивается. Если в 10 лет разница в показателях теста «прыжок в длину с места» между слабослышащих и здоровыми школьниками составляет 9,0см, то к 12–ти летнему возрасту различие достигает уже 11,3см.
Установлено, что у слабослышащих детей скоростные качества несколько понижены: время двигательной реакции, и реакции по выбору удлинены по сравнению со слышащими сверстниками. Результаты глухих в беге на 20 метров «с хода» и 30 метров со старта уступают детям с хорошим слухом [16].
Поражение слуха приводит к замедлению скорости выполнения отдельных движений и всего темпа двигательной деятельности. Нарушение слухового анализатора делает менее полным и точным процесс отражения производимых действий и затрудняет их корректировку [20].
Быстрота, являясь комплексным двигательным качеством человека, имеет большое значение для успешной ориентировки и мобильности слабослышащих детей. Между тем, имеются многочисленные данные о том, что уровень развития всех форм проявления быстроты (время двигательной реакции, частоты одиночного движения и целостного двигательного акта) у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у слышащих сверстников [26].
Исследование ловкости у слабослышащих детей показало, что способность к выполнению координационных и точных движений у детей с патологией слуха значительно ниже, чем у слышащих. Уровень развития ловкости исследовали с помощью челночного бега 3 по 10 метров. Наблюдалась существенная разница между слабослышащими и здоровыми школьниками, которая составляет до 2,5 секунд [11,24].
Проявление ловкости в большей степени зависит от пластичности корковых процессов, от способности ребенка различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации [15]. У слабослышащих же детей существуют проблемы формирования двигательных функций. Двигательные нарушения у них лежат в большинстве своем как раз в сфере координационных проявлений [25].
Координационные способности – один из наиболее существенных составных элементов физической подготовленности. Согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое соответственно поставленной двигательной задаче, выполняют координационные способности человека [46].
Потеря слуха значительно сказывается на координации движений.