Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:54, реферат
За окном 21 век, но уже сейчас абсолютно ясно, что он войдет в историю как век небывалого взлета научно-технического прогресса, становления и глубинного утверждения техногенной цивилизации. Всеми своими достижениями это время обязано реализации норм, идеалов и принципов данного этапа цивилизационного развития человечества. Но именно с ними же связаны и все тупики, проблемы и противоречия, оставляемые уходящим веком будущему развитию человечества.
Введение …………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Традиционные общества и техногенная цивилизация………….... 3
Глава 2. Глобальные проблемы современной техногенной цивилизации.
Роль науки в их преодолении.. …………………………………... 9
Глава 3. Социальные и этические проблемы научно-технического
прогресса ………………………………………………………….. 25
Заключение …………………………………………………………………. 32
Список использованных источников …………………
На рубеже XX и XXI веков развитие биологической науки породило еще одну социально-этическую проблему. Дело в том, что извлечение и клонирование клеток человеческого эмбриона на ранней стадии его развития открыло совершенно новые возможности в области пересадки тканей и даже целых органов. Однако такой способ получения биологического материала (при котором происходит умерщвление жизнеспособного эмбриона) породил протест противников клонирования, объявивших его аморальным. Поборниками запрета на проведение подобных экспериментов стали религиозные общества и некоторые другие общественные организации. Возникло противоречие между возможностями развития весьма перспективного направления молекулярной и клеточной биологии и этическими установками общественного сознания, в свете которых данное научное направление предстает как посягательство на святость человеческой жизни.
В настоящее время для стран «третьего мира» характерна углубляющаяся экономическая отсталость. Существует также проблема их огромной финансовой задолженности, подрывающая возможность устойчивого экономического роста. Это опасная ситуация несет угрозу стабильности в мире, серьезно ухудшает перспективы мировой экономики.
Проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития этих стран и наиболее богатых государств, ликвидация гигантской финансовой задолжности многих развивающихся стран — все это часто образно называют проблемой «Север — Юг». К ней относятся также проблемы ликвидации неграмотности, сохранения культурного наследия и др. проблемы, чрезвычайно актуальные для народов, населяющих наименее развитые регионы мира.
С конца 60-х - начала 70-х годов XX века глобальные проблемы человечества оказались в центре внимания ученых самого различного профиля (экономистов, социологов, политологов, математиков, специалистов в области экологии, компьютерного моделирования и т.д.). Причем исследования этих проблем с самого начала проводились в тесной связи с изучением перспектив развития мировой цивилизации. Ибо без достаточно ясного понимания, каким может оказаться мир в обозримом будущем, что ожидает человечество в начале третьего тысячелетия трудно определить реальные пути решения глобальных проблем.
Во второй половине XX века обострился интерес исследователей к проблемам будущего человечества. В связи с этим все возрастающую роль в сфере социальных наук стала играть футурология (от лат. «футурум» — будущее), то есть совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации.[11]
С начала 70-х годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. Термин «Римский клуб» обозначает неформальную международную организацию ученых, созданную в 1968 году и призванную способствовать пониманию особенностей развития человечества как глобальной целостности в условиях научно-технической революции. В рамках Римского клуба, в 70-х - 90-х годах XX века было опубликовано около двух десятков докладов. С 1990 года в Вене начала действовать Академия изучения будущего, ректором-основателем которой стал известный теоретик системного анализа, соавтор одного из докладов Римскому клубу Э. Ласло.
Но основоположником и «идейным отцом» глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования по праву считается Дж. Форрестер. В своей работе «Мировая динамика» (1971) он создал вариант модели мирового экономического развития с учетом двух важнейших, на его взгляд, факторов — численности населения и загрязнения среды.[2]
Особо шумный эффект имел первый глобальный научный прогноз, содержащийся в докладе Римскому клубу «Пределы роста» (1972). Его авторы, вычленив несколько главных, с их точки зрения, глобальных процессов (рост народонаселения нашей планеты, рост промышленного производства на душу населения, увеличение потребления минеральных ресурсов, рост загрязнения окружающей природной среды) и используя математический аппарат и компьютерные средства, построили динамичную «модель мира», которая показала необходимость ограничения развития нынешней цивилизации. Авторы исследования пришли к выводу, что если не ограничить пределы роста названных факторов и не взять их под контроль, то они и, прежде всего, сам рост промышленного производства приведут к социально-экологическому коллапсу где-то в середине XXI века.
Спустя два десятилетия этот тревожный прогноз был подтвержден глобальной моделью «Мир-3», описание которой дано в книге «За пределами» (три автора этой книги участвовали в свое время в составлении широко известного доклада «Пределы роста»). Отмечая, что человечество использует ресурсы и сбрасывает отходы темпами, которые планета не может выдержать, одна из авторов новой модели «Мир-3» Данела Медоуз отмечает, что «если не будет произведено перемен, то в этом случае наша компьютерная модель предсказывает крах в течение 50 лет».[13]
Достаточно мрачными, хоть и не столь пессимистичными в сравнении с глобалистикой недавнего прошлого выглядят выводы М. Месаровича и Э. Пестеля в докладе Римскому клубу «Человечество на поворотном пункте». В нем комплексная взаимосвязь экономических, социальных и политических процессов, состояние окружающей среды и природных ресурсов представлены как сложная многоуровневая иерархическая система. Отвергая неизбежность глобальной экологической катастрофы, М. Месарович и Э. Пестель видят выход в переходе к «органическому росту», то есть к сбалансированному развитию всех частей планетарной системы. Последнюю они сравнивают с живым организмом, где каждая клетка, каждый орган функционирует в интересах целого.
Этапный доклад совета Римского клуба «Первая глобальная революция» (1991) учитывал уже новые реалии начала 90-х годов. Его авторы Александр Кинг (бывший президент, а ныне почетный президент Римского клуба) и Бертран Шнайдер (генеральный секретарь клуба) указывают на «вихри перемен» в экономической, политической и др. областях жизни общества конца XX века. Еще недавно, отмечают авторы доклада, «мало кто мог предвидеть те значительные политические изменения, свидетелями которых мы сейчас являемся. События в СССР и Восточной Европе потрясли не только регион, но и всю планету.[2] Укрепление современной ситуации открывает новые возможности структурирования и обновления большого региона, а возможно, и всей мировой системы». С устранением «холодной войны» и прекращением гонки вооружений, считают А. Кинг и Б. Шнайдер, становится возможным высвободить огромные «ресурсы человеческие и материальные для использования в позитивных целях, таких, как перестройка экономики стран Восточной Европы, предоставление больших инвестиций Африке и Латинской Америке, решение проблем улучшения окружающей среды».[5]
Если еще недавно особое, приоритетное место среди глобальных проблем занимала проблема предотвращения мировой термоядерной войны со всеми ее тяжелейшими последствиями для судеб человечества, то сегодня, в связи с исчезновением вооруженного противостояния двух гигантских военно-политических блоков, первостепенное внимание ученых и политиков приковывает процесс разрушения среды обитания человечества и поиск путей ее сохранения.
По подсчетам экспертов ООН, которые были оглашены на Международной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.) необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млрд долларов, чтобы хоть как-то притормозить разрушение природной среды. Однако такие огромные капиталовложения в дело спасения окружающей среды в 90-х годах сделаны не были и состояние ее продолжает ухудшаться, неся угрозу будущему земной цивилизации.
Немаловажно, что человечество уже переступило ту черту, когда существующий тип экономического роста с его экстенсивным, высокоотходным, ресурсоемким производством становится неприемлемым с точки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей. Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня — устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда — стремление ученых к созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радиоактивных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п.
Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть и в будущем) Организация Объединенных Наций/ ее различные учреждения.
Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в области защиты биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по этим вопросам.
Концепция устойчивого развития, появившаяся в конце XX столетия, поставила проблему перехода к глобальному управлению отношениями между обществом и природой, а также отношениями между людьми и их сообществами. Эта концепция опирается на достижения всех наук о природе и обществе и является в силу этого интегральной. Она обладает глубоким философским содержанием, ибо исследует «как объективно неизбежный процесс глобализации осуществляется в современных условиях, каковы его противоречия и каковы пути возможного их разрешения. А это уже философский вопрос, точнее — основная тема диалектики со времен Платона и Гераклита, Гегеля и Маркса».[8]
Формирование в последние десятилетия XX века концепции устойчивого развития не было случайным, поскольку разработка прогнозов такого развития стала практической потребностью. Под влиянием докладов, созданных в рамках «Римского клуба», и благодаря энергичным инициативам руководителей ряда государств (прежде всего, главы правительства Норвегии 80-х годов XX века Г.Х. Брунтланд) была подготовлена и проведена в 1992 году в рамках ООН представительная международная конференция в Рио-де-Жанейро, о которой уже было упомянуто выше. Последняя приняла концепцию устойчивого развития в качестве основы для согласованных практических действий мирового сообщества. Основным результатом указанной конференции стало принятие документа «Повестка дня на XXI век», в котором содержались предложения о совместной коллективной работе в 150 отраслях науки и производства, а также практические рекомендации для мирового сообщества, включая пожелания правительствам стран мира создавать собственные национальные программы устойчивого развития, учитывающие особенности и возможности каждой страны.
Основные идеи глобального устойчивого развития, сформулированные в 1992 году на конференции в Рио-де- Жанейро, нашли продолжение в целом ряде международных конференций и совещаний последнего десятилетия. К их числу относится, например, специальная сессия ООН в сентябре 2000 года, которая была посвящена ходу выполнения целей, поставленных в «Повестке дня на XXI век».
Важной вехой на этом пути стала также Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию, которая проходила в 2002 году в городе Йоханнесбурге (ЮАР). На этой конференции, образно названной «Саммит Земли», обсуждались пути решения целого ряда глобальных проблем человечества. К их числу были отнесены проекты создания Всемирного фонда пресной воды, перехода на возобновляемые источники энергии и некоторые другие. На саммите прозвучал призыв в течение предстоящих десяти лет довести долю отчислений от национального ВВП наиболее развитых и богатых стран мира до 0,7 процента — в пользу наименее развитых и бедных стран. Последние же потребовали для себя не только дополнительной финансовой помощи, но и доступа на рынки развитых государств, а также сокращения ими субсидирования своих сельхозпроизводителей (сегодня страны Евросоюза и США выделяют огромные деньги на поддержку своих фермерских хозяйств, что является прямым ударом по странам «третьего мира», для большинства которых сельхозпродукция — главная статья экспорта).[2]
Наряду с планами борьбы с бедностью, важное место на Всемирном саммите заняло обсуждение проблем экологии. Была высказана убежденность в необходимости скорейшей ратификации всеми странами мира так называемого «Киотского протокола» (название происходит от японского города Киото, где в 1997 году было принято дополнение к Рамочной конвенции ООН по изменению климата). Этот протокол вводит для стран-участниц соответствующие квоты на выброс вредных веществ в атмосферу, которые загрязняют ее и ведут к «парниковому эффекту».
На «Саммите Земли» 2002 года были выявлены условия устойчивого развития, которые уже не вызывают никаких разногласий между странами мира. К ним относятся: сокращение числа людей, не имеющих до сих пор необходимого доступа к питьевой воде (сейчас их более двух миллиардов); сохранение биоразнообразия на нашей планете; переход на использование возобновляемых, экологически безопасных источников энергии. Поиск, совершенствование и внедрение такого рода альтернативных источников энергии — одна из важных задач науки XXI века.
Заняв в 2006 году председательствующее место в «группе восьми» (в которую входят восемь ведущих, наиболее развитых стран мира: помимо России — США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония), Россия стала инициатором принятия этой группой стратегии глобальной энергетической безопасности, основанной на принципах долгосрочного, надежного, экологически приемлемого энергоснабжения миллиардов жителей нашей планеты. Поскольку глобальная энергетика сегодня — это важнейшая движущая сила социально-экономического прогресса, необходимы серьезные усилия ученых, направленные на разработку и освоение нетрадиционных, возобновляемых (не использующих углеводородного топлива, то есть угля, нефти, газа) источников энергии, на повышение надежности и экологический безопасности атомной энергетики, на разработку принципиально нового термоядерного реактора (возможно — основы энергетики будущего), на решение проблем энергосбережения (что позволит сократить расходование невосполнимых топливно-энергетических ресурсов во имя интересов будущих поколений).[2]
Информация о работе Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса