Методологическая функция философии в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 01:08, контрольная работа

Описание работы

Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..

1. Наука как объект философского исследования……………………………………

1.1 Задачи философии науки………………………………………………………………………

1.2 Генезис и развитие науки……………………………………………………………………….

1.3 Взаимодействие наук……………………………………………………………………………

2 Роль философии в научном познании…………………………………………………

2.1 Классификация методов………………………………………………………………………..

2.2 Взаимосвязь философии и частных наук……………………………………………………

2.3 Функции философии в научном познании…………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………………………....

Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

    2.2 Взаимосвязь философии и частных наук

       Решение вопроса о соотношении  философских и частных наук  можно свести к двум основным  моделям (типам): а) абсолютизация  одной из этих сторон (метафизический подход); б) взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический подход).

     Характеризуя  первый тип, следует выделить две  главные его формы: спекулятивное (лат. – наблюдаю, созерцаю) умозрение  и позитивизм (лат. – положительный).

     Если  рассматривать вопрос о соотношении  философии и науки диалектически, то наиболее характерными здесь являются: а) диалектически-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-материалистический подход (Энгельс и последующее  развитие этого подхода).

     Говоря  о необходимости союза философии  и частных наук, Гегель писал, что  необходимо, чтобы философия согласовывалась  с действительностью и опытом – это «пробный камень» истинности философского учения. «Возбужденное  опытом, как раздражителем» мышление затем поднимается в свою «чистую стихию», развивается из себя.

     Диалектика  как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону  эмпирическое содержание частных наук, а признаёт его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признаёт всеобщее в этих науках, законы, принципы и т.п., но она вводит в эти категории другие – философские – категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика».

     Общий механизм взаимосвязи философии  и частных наук, состоит в следующем: «…философия своим развитием  обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются  на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [5,].

     Открытия  сделанные в этом направлении  показывают, что всё в природе  совершается диалектически, а не метафизически [6].

     Оригинальные  и интересные идеи о соотношении  науки и философских учений высказал выдающийся естествоиспытатель и мыслитель В.И. Вернадский [6,]. Выделим основные из них:

  1. Положение философии в структуре культуры очень своеобразно. Она неразрывно и многообразно связана с религиозной, социально-политической и научной жизнью; существует все растущий диапазон её понимания.
  2. Можно быть хорошим философом без всякой ученой подготовки. Наряду с этим философии можно и нужно учиться, но нельзя с помощью только учения сделаться философом.
  3. Факт, против которого спорить не приходиться, состоит в том, что одновременно сосуществуют многие различные, независимые и разнообразные, сходные и несходные, противоречащие философские системы и концепции, и что выбор между ними на основе истинности одной из них не может быть логически сделан. Сила философии – в её разнородности и в большом диапазоне этой разнородности. Поэтому не может быть и речи о согласовании философских концепций и о нахождении какого-нибудь единого, общего, всеобнимающего представления.
  4. В основе философии лежит примат человеческого разума, философия всегда рационалистична. Размышление и углублённое проникновение в аппарат размышления – в разум, неизбежно входят в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья, законы разума определяют её суждения. Это есть верховное начало знания.
  5. Глубочайший анализ разума – эта основная база философии – не может служить мерилом современного научного знания, так как оно в своём научном аппарате, неизбежно захватывающем будущее ноосферы (сферы разума), имеет научную эмпирическую базу, значительно более мощную и прочную, чем указанная база философии.
  6. Учёный не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придаёт основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т.п.
  7. Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте, так как в известной части касаются одного и того же объекта исследования – внешней им реальности. Граница между философией и наукой – по объектам их исследований – исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания («философия науки»).
  8. Современная философская мысль Запада пока слабо отразила вхождение в научную западную мысль чуждой ей философии Востока, великих живых восточных философских построений.

     2.3 Функции философии в научном познании

     Как подведение итога всему сказанному выше, в этом параграфе будут рассмотрены  функции философии в научном  познании.

     1. Философия разрабатывает определённые  «модели» реальности, сквозь «призму» которых учёный смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия даёт наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех её атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях реального мира формируется в результате обобщения и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и принципов.

     Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки.

     Иначе говоря, философия даёт общее видение мира, на основе которого строятся видения частнонаучного характера как элементы более широкого целого – философского осмысления реальности. Именно оно позволяет увидеть место и роль частнонаучных представлений, «прописать» их в качестве необходимых моментов, сторон общей картины мира.

     Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был прежде (прошлое) и каков он теперь (настоящее). Философия, осуществляя свою познавательную работу, всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира. В этом смысле она обладает прогностическими функциями. Таким образом, важнейшее предназначение философии в культуре – понять не только каков в своих глубинных структурах и основаниях наличный человеческий мир, но каким он может и должен быть. При этом категориальные структуры философии обеспечивают новое видение как объектов,  преобразуемых в человеческой деятельности, так и самого субъекта деятельности, его ценностей и целей [3]. Сегодня говорить о чисто объективной картине мира, не учитывая места субъекта в нём, невозможно.

     2. Философия «вооружает» исследователя  знанием общих закономерностей  самого познавательного процесса, учением об истине, путях и  формах её постижения (гносеологический  аспект). Философия (особенно в  её рационалистическом варианте) дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного отношения, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истинности, о социально-историческом контексте познания и т.д.

     Хотя  все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них  не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее гносеология, как один из основных её разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса (психология, социология, науковедение и др.).

     Кроме того, любое познание мира, в том  числе научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определённой «сеткой логических категорий». Переход науки к анализу новых объектов ведёт к переходу к новой категориальной сетке. Если в культуре не сложилась категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние будут восприниматься через неадекватную систему категорий, что не позволит раскрыть их сущностные характеристики. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Применение разработанных в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания.

     3. Философия даёт науке наиболее  общие принципы, формулируемые на  основе определённых категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регуляторов, универсальных норм, требований, которые субъект познания должен реализовывать в своём исследовании (методологический аспект). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот метод, однако, не может заменить специальных методов частных наук, это не универсальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет априори ни конкретных результатов частных наук, ни их своеобразных методов.

     Так, например, принципы диалектики образуют определённую субординированную систему  и, взятые в их совокупности, представляют собой методологическую программу  самого верхнего уровня. Они задают лишь общий план исследования, его стратегию (поэтому их называют стратегическими), ориентирую познание на освоение действительности в её универсально всеобщих характеристиках. Их эвристическая мощь зависит как от их содержания, так и от их умелого правильного применения.

     Философско-методологическая программа не должны быть жёсткой  схемой, «шаблоном», стереотипом, по которому «кроят и перекраивают факты», а  лишь общим руководством для исследования. Не являются философские принципы и  механическим «набором норм», «списком правил» и простым внешним «наложением» сетки всеобщих категориальных определений и принципов на специально научный материал. Совокупность философских принципов – гибкая, подвижная, динамическая и открытая система, она не может «надёжно обеспечить» заранее отмеренные, полностью гарантированные и заведомо «обречённые на успех» ходы исследовательской мысли.

     4. От философии учёный получает  определённые мировоззренческие,  ценностные установки и смысложизненные  ориентиры, которые – иногда  в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) – влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологический аспект).

     Философская мысль выявляет не только интеллектуальные (рациональные), но также нравственно-эмоциональные, эстетические и другие человеческие универсалии, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур, и вместе с тем принадлежащих человечеству в целом (общечеловеческие ценности). Философия играет роль критической «селекции», т.е. аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим поколения. Тем самым она предлагает учёному различные варианты миропонимания («возможные миры», «мировоззренческие образы»), которые всегда являются интеграцией всех форм человеческого опыта – практического, познавательного, ценностного, эстетического и других. Философия (особенно в её «экзистенциальных вариантах») «поставляет» учёному огромный материал для формирования его системы взглядов на объективный мир (и на своё место в нём), его жизненной позиции, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, его интересов, пристрастий, нравственных принципов и т.д. и т.п.

     5. В наибольшей степени философия  влияет на научное познание  при построении теорий (особенно  фундаментальных). Это наиболее активно  происходит в периоды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным – в зависимости от того, какой философией – «хорошей» или «плохой» – руководствуется учёный и какие именно философские принципы он использует.

     Если  говорить более конкретно, то влияние  философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что её принципы при переходе от умозрительного к  фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.

     Философские принципы в качестве селекторов, «работают» только тогда, когда встаёт сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или  иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т.п.). Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нём «участвуют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теоретические принципы, «философские соображения» и др.

Информация о работе Методологическая функция философии в научном познании