Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 15:00, реферат
Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания.
Введение. 3
Виды познания. Обыденное и научное познание. 5
Специфика научного познания. Критерии научности. 11
Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни 15
Заключение. 17
Список использованных источников. 19
Оглавление
Введение. 3
Виды познания. Обыденное и научное познание. 5
Специфика научного познания. Критерии научности. 11
Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни 15
Заключение. 17
Список использованных источников. 19
Проблема
познания является одной из важнейших
в философии. Как возможно познание
мира? Возможно ли оно? Что есть истина?
– те вопросы, которые изначально
были продиктованы любовью к знанию
(мудрости) и до сих пор образуют
существо философской проблематики.
Эти вопросы философские
Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" – знание и "logos" – учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие "эпистемология". Этот термин происходит от греч. "эпистема" ("знание", "наука"). Но каких-то особо глубоких причин для терминологических изменений в отношении понятий "гносеология" и "эпистемология" не существует.
Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания.
Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его структуру;
рассмотреть особенности обыденного и научного познания.
Реферат состоит из 6 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются виды познания, обыденное и научное познание, в третьем дается обзор специфики научного познания и критерии научности, в четвертом рассмотрены структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни, в пятом сделаны основные выводы по содержанию работы, в шестом указаны первоисточники по теме работы.
Стремление
изучать объекты реального мира
и на этой основе предвидеть результаты
его практического
Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится, как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе средств практической деятельности, которые, воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Средства, применяемые в производстве и в быту, как правило, непригодны для этой цели, поскольку объекты, изучаемые наукой, и объекты, преобразуемые в производстве и повседневной практике, чаще всего отличаются по своему характеру. Отсюда необходимость специальной научной аппаратуры (измерительных инструментов, приборных установок), которые позволяют науке экспериментально изучать новые типы объектов. Научная аппаратура и язык науки выступают как выражение уже добытых знаний. Но подобно тому, как в практике ее продукты превращаются в средства новых видов практической деятельности, так и в научном исследовании его продукты — научные знания, выраженные в языке или овеществленные в приборах, становятся средством дальнейшего исследования.
Спецификой объектов научного исследования можно объяснить и основные отличия научных знаний как продукта научной деятельности от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы; это, скорее, конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях производственной и повседневной практики. Что же касается научных знаний, то их достоверность уже не может быть обоснована только таким способом, поскольку в науке преимущественно исследуются объекты, еще не освоенные в производстве. Поэтому нужны специфические способы обоснования истинности знания. Ими являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой, организованными в систему.
Таким образом, мы получаем характеристики системности и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.
Из
главной характеристики научного исследования
можно вывести также и такой
отличительный признак науки
при ее сравнении с обыденным
познанием, как особенность метода
познавательной деятельности. Объекты,
на которые направлено обыденное
познание, формируются в повседневной
практике. Приемы, посредством которых
каждый такой объект выделяется и
фиксируется в качестве предмета
познания, вплетены в обыденный опыт.
Совокупность таких приемов, как
правило, не осознается субъектом в
качестве метода познания. Иначе обстоит
дело в научном исследовании. Здесь
уже само обнаружение объекта, свойства
которого подлежат дальнейшему изучению,
составляет весьма трудоемкую задачу.
В науке изучение объектов, выявление
их свойств и связей всегда сопровождается
осознанием метода, посредством которого
исследуется объект. Объекты всегда
даны человеку в системе определенных
приемов и методов его
Наконец,
стремление науки к исследованию
объектов относительно независимо от
их освоения в наличных формах производства
и обыденного опыта предполагает
специфические характеристики субъекта
научной деятельности. Занятия наукой
требуют особой подготовки познающего
субъекта, в ходе которой он осваивает
исторически сложившиеся
Две основные установки науки обеспечивают стремление к такому поиску: самоценность истины и ценность новизны.
Любой ученый принимает в качестве одной из основных установок научной деятельности поиск истины, воспринимая истину как высшую ценность науки. Эта установка воплощается в целом ряде идеалов и нормативов научного познания, выражающих его специфику: в определенных идеалах организации знания, в поиске объяснения явлений исходя из законов и принципов, отражающих сущностные связи исследуемых объектов, и т.д.
Не
менее важную роль в научном исследовании
играет установка на постоянный рост
знания и особую ценность новизны
в науке. Эта установка выражена
в системе идеалов и
Ценностные ориентации науки образуют фундамент ее этоса, который должен усвоить ученый, чтобы успешно заниматься исследованиями.
Не
менее важным принципом научного
этоса является требование научной
честности при изложении
Конечно,
требование недопустимости фальсификаций
и плагиата выступает как своеобразная
презумпция науки, которая в реальной
жизни может нарушаться. В различных
научных сообществах может
Наличие специфических для науки норм и целей познавательной деятельности, а также специфических средств и методов, обеспечивающих постижение все новых объектов, требует целенаправленного формирования ученых специалистов. Эта потребность приводит к появлению “академической составляющей науки” — особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров.