Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:41, контрольная работа
Мировоззрение Гераклита и Аристотеля – философское мировоззрение. Гераклит отождествляФет начало мироздания не с каким-либо сверхприродным существом, а с одним из состояний вещества, в котором к тому же видит не только генетическое (“был”), но и субстанциональное (“есть”) начало. Теогония сменяется космогонией, фантазирование о мироздании – мышлением о нем. Но уместно заметить, что первобытный мифологический антропоморфизм нашел своего преемника в лице антропоморфизма философско-идеалистического, когда мироздание уподобляется человеку в аспекте мышления. Такой философский антропоморфизм проявляется и у Аристотеля в его учении о Боге как о самом себе мыслящем мышлении и о первоначалах мироздания.
I. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
II. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Первый афинский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Годы странствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
Второй афинский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
Сочинения Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
III. АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК . . . . . . . . . . .
12
Первая философия или метафизика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Предмет первой философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Бытие и мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
Два критерия сущности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
Сущность и материя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
Материя и форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
Возможность и действительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . .
Уже спустя несколько лет после открытия Ликея популярность лекций Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников. Аристотель и его школа приобрели широкую известность.
Второй афинский период целиком совпадает с периодом походов Александра Македонского, иначе говоря, с “эпохой Александра”, которая была, как подчеркивает Маркс, временем “высочайшего рассвета” Эллады. Аристотель пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков и не-греков. Его открытое письмо Александру “О колонизации” успеха у царя не имело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем иную политику: он не препятствовал смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме того, он вообразил себя восточным деспотом-полубогом и требовал от своих друзей и соратников соответствующих почестей. Племянник Аристотеля Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такое превращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело к охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем.
Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего Александра в Вавилоне (который он предполагал сделать столицей своей сверхдержавы) 13 июня 323 г. вызвала в Афинах антимакедонское восстание, в ходе которого представители промакедонской партии были подвергнуты репрессиям. Не избежал общей участи и Аристотель. Верховный жрец Элевсинских таинств предъявляет ему обвинение в кощунстве. Поводом для этого послужило давнишнее стихотворение Аристотеля на смерть Гермия. Оно квалифицируется как пеан – гимн в честь бога, что не подобало смертному, а потому считалось кощунством. Не дожидаясь суда, Аристотель передает управление Ликеем Теофрасту и покидает город, дабы избавить афинян от вторичного преступления против философии (под первым преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г.).
Аристотель отправляется в Халкиду (на остров Эвбея), на виллу своей матери Фестиды. Там Аристотель продолжал свои научные изыскания. Он занимался изучением морских приливов и отливов, вел переписку с друзьями и составлял планы ближайшей научной работы. Но великому ученому не удалось осуществить новую программу работы. Через два месяца он умирает от мучившей его всю жизнь болезни желудка, оставив после себя огромное литературное наследство. Возможно, Аристотель поспешил с бегством: его друг Антипатр вскоре подавил восстание в Афинах и власть промакедонской партии была восстановлена.
Диоген Лаэртский приводит завещание Аристотеля. В нем исполнителем своей воли Аристотель назначает Антипатра. Философ просит, чтобы рядом с ним похоронили останки его первой жены – Пифиады (она умерла молодой), что было также и ее предсмертным желанием. Аристотель оставляет содержание своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает распоряжения относительно обоих детей. Некоторых своих рабов Аристотель отпускает на волю. Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в издании оставшегося от отца письменного наследия, умирает молодым. Дочь же, Пифиада-младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых (от третьего мужа – физика Метродора) был тезкой своего великого деда. Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля.
Сочинения Аристотеля
Детище Аристотеля – его
философская школа Ликей
Судьба каждой из трех групп сочинений была различной. Все диалоги и другие ранние труды Аристотеля погибли. Мы знаем более или менее об их содержании на основании некоторых отрывков из них, приводимых в трудах более поздних античных авторов, а также в пересказе. Погибли и все коллективные работы, в том числе описания государственных устройств, исключая “Афинскую политию”, связываемую обычно с именем самого Аристотеля. Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетия в песках Египта, где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошо сохраняется. Уцелела и “История животных”. Что касается третьей группы сочинений, то в большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде.
Сочинения Аристотеля перешли от его преемника Теофраста к ученикам последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой тогдашней аристотелевской школы – перипатетиком Андроником Родосским. Таким образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.
Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, как “Грилл”, “Евдем”, “Софист”, “Политик”, “Менексен”, “Пир” (“Симпосион”), “О философии”. К ним примыкают “Увещевания” (“Протрептикус”). “Грилл”, по-видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено риторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В этом диалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само искусство риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар красноречия.
Диалог “Евдем” представляет Аристотеля как убежденного платоника. Философ как будто полностью разделяет идеалистическое учение о потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной возвышенной души и смертного низменного тела, а также учение о познании как воспоминании душой некогда полученного в потустороннем мире знания, которое она утратила, упав в этот мир и воплотившись. Аристотель объявляет союз души и тела противоестественным и приводит известное пессимистическое изречение поэта Феогнида: “Самое лучшее для человека – вовсе не родиться, родившись же – скорее умереть”.
В “Увещеваниях”, обращенных к правителю Кипра Темисону, Аристотель прославляет философию. По его мнению, всякое содержательное отрицание философии уже в некотором роде философствование. Философия трудна, она имеет дела с всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она не бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной жизни. Науки (а в “Увещеваниях” философия трактуется как знание вообще) уже многого достигли без помощи государства. В данном сочинении Аристотель доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела, говоря, что они связаны между собой, как живой человек с трупом, накрепко к нему прикрученным (так этрусские пираты расправлялись с оставшимися в живых пленниками).
Но уже в конце первого афинского периода, то есть еще в платоновской Академии, Аристотель начинает расходиться со своим учителем во взглядах. Об этом свидетельствуют его сочинения “Об идеях” и “О благе”, диалог “О философии” и, кроме того, ранние книги некоторых трактатов.
Все сохранившиеся произведения Аристотеля по своему содержанию можно разделить на восемь основных подгрупп:
III. АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Каждое сочинение Аристотеля – “Метафизика”, “Этика”, “Физика”, “Политика” и др. – начинается с изложения и критического разбора теорий, уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием, Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.“…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда, ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это собирается вместе, получается заметная величина”.
Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э. Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев достигала значительных научных результатов.
Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания.
Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет “дело с тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью…”.
Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У “творческих” наук “источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает”.