Филосовская система Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение Гераклита и Аристотеля – философское мировоззрение. Гераклит отождествляФет начало мироздания не с каким-либо сверхприродным существом, а с одним из состояний вещества, в котором к тому же видит не только генетическое (“был”), но и субстанциональное (“есть”) начало. Теогония сменяется космогонией, фантазирование о мироздании – мышлением о нем. Но уместно заметить, что первобытный мифологический антропоморфизм нашел своего преемника в лице антропоморфизма философско-идеалистического, когда мироздание уподобляется человеку в аспекте мышления. Такой философский антропоморфизм проявляется и у Аристотеля в его учении о Боге как о самом себе мыслящем мышлении и о первоначалах мироздания.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
II. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Первый афинский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Годы странствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
Второй афинский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
Сочинения Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
III. АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК . . . . . . . . . . .
12
Первая философия или метафизика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Предмет первой философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Бытие и мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15
Сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
Два критерия сущности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16
Сущность и материя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
Материя и форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
Возможность и действительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . .

Файлы: 1 файл

контроша философия.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой “правды вещей”.

“Теоретические науки” Аристотель разделяет на “первую  философию”, математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные “материи”. Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же свойства тел “отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет изучения философа-метафизика”. “Первая философия” обнаруживает неизменные “начала” сущего.

Более детальная аристотелевская классификация  наук представлена в следующей схеме.

Логика же не входит в  эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским  делением наук стоит социальное деление  общества: искусства – это дело ремесленников, наука – дело

 

мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и  творческие “науки” ниже теоретических (“умозрительные (теоретические дисциплины) выше созидающих”). Занятие умозрительными науками – форма интеллектуального времяпрепровождения господ. Для сравнения приведем платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть исходила из представлений о частях души (см. далее).

Непоследовательность  аристотелевской классификации  наук выражается, прежде всего, в чрезмерном противопоставлении “первой философии” как науки о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении “первой философии” от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом; связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем введения критерия “ценности” объекта познания.

Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В греческой науке  впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная попытка создать единую систему наук.

 

 

 

 

Первая философия  или метафизика

 

Основной вопрос философии  для Аристотеля – это вопрос о  том, существует ли помимо материи и  чувственных сущностей еще какая-либо самостоятельная причина; как замечает философ в “Метафизике”, “главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме материи, самостоятельной причиной или нет”. Еще более характерна другая формулировка: “Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если существует, то в чем она”. Как видим, эта причина должна быть, говоря современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и сверхприродной.

 

Предмет первой философии

 

Согласно Аристотелю, философия  изучает не природу – “природа есть только отдельный род существующего”, - а эту самостоятельную причину, сверхъестественную сущность. Вся метафизика Аристотеля – это попытка разобраться в сущем, уточнить его понятие. “Первая философия” по Аристотелю, изучает “начала и причины всего сущего… поскольку оно берется как сущее”. Аристотель называет эти причины “высшими”, а начала – “первыми”. Такое понимание предмета философии шире, чем “метафизическое”, ибо в самой постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал должны оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности, но и материя, ведь Бог лишь “одно из начал”. Для того чтобы определить начала, установить их число и их взаимоотношения, необходимо осознать то, что Аристотель называет аксиомами, и, прежде всего, ту из них, в которой он видит “начало для всех других аксиом”. Назовем ее “первоаксиомой”.

 

Бытие и мышление

 

Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, сторонник  тождества бытия и мышления. Поэтому  невозможно говорить об аристотелевском  бытии, не затрагивая вопроса о мышлении. Аристотель то идет от мышления к бытию, то от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля – законы бытия, и  наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является, по Аристотелю, основным законом как бытия, так и мышления. Философ доказывает свою первоаксиому от противного: всякий человек ее опровергающий, приходит в противоречие с самим собой. В этой связи Аристотель критикует Гераклита, который утверждал, что одно и то же существует и не существует, ибо, по Аристотелю, “невозможно, чтобы противоположные вещи находились в одном и том же”.

 

Сущность

 

Представление Аристотеля о  сущности – наиболее трудная для  понимания проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира направлено все внимание Стагирита, у которого “вопрос о том, что такое сущее, сводится к вопросу, что представляет собой сущность”. Проблеме сущности посвящены VII и частично VIII книги “Метафизики”. Аристотель далек от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме существования вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен с теми, кто “сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а также всеобщее”. Вообще же о сущности говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных, во всяком случае: и суть бытия и общее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, лежащий в основе субстрат”. Из этих двух отрывков можно извлечь, по крайней мере, шесть возможных определений сущности:

  1. субстрат;
  2. суть бытия;
  3. то, что состоит из бытия и субстрата;
  4. всеобщее;
  5. общее;
  6. род.

 

Два критерия сущности

 

Критериями сущности, по мнению философа, являются:

  1. познаваемое в понятии;
  2. способность к отдельному существованию”.

Парадокс в том, что  эти два критерия противоречат друг другу. Ведь Аристотель признает, что лишь единичное “обладает самостоятельным существованием безоговорочно”. Но единичные вещи не постигаются умом, они – до понятия, им нельзя дать определения. Аристотель ищет золотую середину. Рассмотрим вышеперечисленные определения сущности.

 

Сущность и  материя

 

Субстрат (“подлежащее”) определяется Аристотелем как “то, о чем  сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом”. Субстрат “лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная вещь… или как материя для осуществленности”.

Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество: “То, что само по себе не обозначается ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее”. Такова первая материя. Во-вторых, в более широком смысле слова, материя – это “то, из чего вещь состоит” и “из чего вещь возникает”. Такое понимание включает в себя и первый смысл, ведь, в конечном счете, все возникает и все состоит из первой материи. Отдельные же вещи (исключая четыре стихии) возникают и состоят из уже предварительно оформленной “своей”, “специальной”, или “последней” материи.

Материя и форма

 

Итак, каждая чувственно воспринимаемая сущность есть нечто составное: она  слагается из материи и формы (сути бытия, сущности, первой сущности). “Индивидуальная”, или “составная” сущность вторична, материя и форма первичны. Вещь преходяща, тогда как материя и форма вечны. При этом материя как первоматерия едина, форм же много: их столько, сколько низших, ближайших к вещам видов, то есть таких видов, которые уже далее на виды не распадаются. Необходимо подчеркнуть, что форма – это не качество, не количество, не отношение, а то, что несет в себе суть вещи. Форма вечна и неизменна; “никто не создает и не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результате получается вещь, состоящая из формы и материи”.

 

Возможность и  действительность

Информация о работе Филосовская система Аристотеля