Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:00, Не определен
Введение
Глава 1.Биография Э.Фромма
1.1 Начало. Годы обучения
1.2 Взрослая жизнь и первые исследования
Глава 2. Творчество философа Э.Фромма
2.1 Социально-философские идеи Э.Фромма
2.2 Двойственность свободы
2.3 Человеческие потребности
2.4 Отношение к любви
2.5 Некрофилия и биофилия в понимании Э.Фромма
2.6 Роль теорий Э. Фромма в современной философии
2.7 Вопрос новой философии, иметь или быть?
Заключение
Список литературы
В терминологии Фромма Иван Антонович представляет собой пример типичного биофила. Герои Ефремова - это красивые люди, одновременно высокодуховные и прекрасно тренированные физически и психически. Ефремов убежден, что максимально раскрыться личность может лишь в процессе воспитания всех трех своих составляющих - телесной, эмоциональной и духовной. Ему близок древнегреческий классический идеал культурного, здорового, сильного и красивого человека.
Вообще, влияние Древней Греции на жизнеутверждающее ефремовское творчество с его постоянной темой красоты, в особенности - красоты человеческого тела, эротической красоты, переоценить очень трудно. Сам он об этом рассказывает следующее: "Для развития моего самосознания исключительно велико было значение Эллады и эллинской культуры. Ни один народ в мире не выразил себя так полно и свободно в своем искусстве. Это первая в истории человечества культура, для которой в период ее расцвета характерно увлечение эмоциональной жизнью человека - гораздо больше в сторону эроса, чем религии... Культура эллинов эмоциональна, их отношение к любви поэтично, и недаром Эллада играла такую роль в последующем развитии общечеловеческой культуры. Эллада пленяет свежестью и полнотой чувств" 2 .В художественном произведении это выражено в более поэтичной форме: "На тысячи лет вперед Эллада останется прекрасной грезой для всех чего-нибудь стоящих людей" ("Таис Афинская").
В отличие от "эллиниста" Ефремова, Фромм с гораздо большей теплотой относится к европейской культуре позднего средневековья (XII-XVI века). В ней он в первую очередь склонен видеть Фому Аквинского, Майстера Экхарта, движения за подлинную христианизацию. Для Ефремова европейское позднее средневековье - это в первую очередь изуверский "Молот ведьм", костры инквизиции и упадок темы красоты, преодолеваемый лишь некоторыми мастерами Возрождения. Сказывается монотеистическое воспитание одного мыслителя и атеистическое - другого, но оба они в своих пристрастиях руководствуются гуманизмом и любовью к Жизни.
В своей статье "Космос и палеонтология"3 Ефремов говорит о двух путях эволюции, представленных в природе: путь максимального приспособления к окружающим условиям и путь самосовершенствования, повышающий стойкость по отношению к внешним воздействиям (аристогенез). Ученый утверждает, что человеку в полной мере соответствует именно путь самосовершенствования - аристогенез, - в этом заключена важная черта его природы. У данного биологического (в целом) правила есть аналог на социально-психологическом уровне, который Ефремовым, с его замечательно
цельным мировосприятием, также подразумевается. Стремление к большей
независимости от внешних объектов, по сути - объектов обладания, - это и есть установка на бытие в теории Фромма. В этом же состоит учение Будды, интерес к которому у Ивана Антоновича заметен. Что касается пути максимального приспособления, то в нем легко усматривается аналог бегства от свободы, особенно в его конформистском варианте.
1- Строго говоря, Эрф Ром - собирательный образ, он включает как Эриха Фромма, так и Ефремова (самонаименование в письмах к американскому другу Э. Олсону - "Старый Эфраим"). Это видно из упоминаемых в "Часе Быка" идей Эрф Рома.
2- Ю. Медведев. Грядущее Великое Кольцо. - Послесловие к книге: И. А. Ефремов. На краю Ойкумены. Звездные корабли. - М.: Стройиздат, 1982. С. 444.
3- В сборнике "Населенный космос". - М.: Наука, 1972. С. 95-102.
Получается, что бегство от свободы и ориентация на обладание - это отступление от человеческой природы, "грех против Духа Святого", - говоря теологическим языком. "Итак, добро в гуманистической этике - это утверждение жизни, раскрытие человеческих сил. Добродетель - это ответственность по отношению к собственному существованию. Злом является помеха развитию человеческих способностей; порок - это безответственность по отношению к себе", - говорил Эрих Фромм в книге "Человек для самого себя" (1947).
Нетрудно заметить, что в своей концепции Фромм широко использует различные полярности: "гуманистический - авторитарный", "свобода - бегство от свободы", "продуктивный - непродуктивный (деструктивный)", "бытие - обладание", "биофилия - некрофилия". За всем этим стоит одна и та же многогранная реальность, поворачивающаяся к нам разными сторонами. Эти полярности философ рассматривает как динамическое единство: чем сильнее наша установка на бытие, тем слабее - на обладание, и наоборот. Человек может, работая над собой, усиливать продуктивную составляющую своего характера. Возможен и обратный процесс.
2.6 Роль теорий Э. Фромма в современной философии
В данной работе я собираюсь рассмотреть и проанализировать концепцию бытия, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о роли Э. Фромма в мировой философии.
Э. Фромм, являясь психологом и социологом, стоит на позициях неофрейдизма, по своим взглядам приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Прежде чем ознакомиться с работами самого Фромма мне выпало прочесть ряд критических статей в его адрес, которые вызвали у меня удивление и интерес своей противоречивостью. Противоречивость в отношении к Фромму в современном мире и околофилософских кругах действительно вызывает немалый интерес. С одной стороны авторитет Фромма в вопросах психологии и социологии полностью признается, с другой стороны мало кому из современных философов выпадает честь услышать такое количество упреков в свой адрес. Его обвиняют одновременно и в идеализме и в проповедовании коммунизма, клеймят утопистом. Кроме того он подвергается нападкам одновременно атеистов и религиозных идеологов. Будучи выдающимся психологом и социологом, Фромм анализирует формы социальной патологии в современном обществе (отдельно в Советском социалистическом и западном капиталистическом) и резко критикует их в своей " теории исторического развития", которую он также называет "теорией нормативного гуманизма". В отличии о созерцательных пассивных философов, Фромм указывает путь к построению здорового общества. Этот путь гуманизация общества методами социальной терапии. Фромм подчеркивает, что невозможно создать здоровое общество без создания гармоничного здорового человека и выдвигает конкретный проект создания такого общества. Метод построения здорового общества - переориентация характера человека, ценностная установка на Бытие, которая определит соответствующий тип человеческого существования Бытия.
В качестве обязательных предпосылок бытия, как способа существования, Фромм указывает наличие у человека независимости и критического мышления, которое приводит в конечном итоге к продуктивной ориентации характера. Фромм убедительно доказывает, что продуктивную ориентацию характера способны иметь все человеческие существа, ибо потребность в ней коренится в самой человеческой природе. Но, к сожалению, она подавляется установкой на Обладание, рыночной ориентацией характера, которая в современном обществе является универсальной. Именно такая непривычная глобальность идей, поводом к обвинению его в утопизме, "иллюзиях и заблуждениях".
2.7 Вопрос новой философии
Иметь или Быть ?
В своей книге "Иметь или быть" ("To Have or to Be?" N-Y 1976) Фромм
рассматривает два противоположных способа существования человека и общества : существование по принципу Бытия и по принципу Обладания. Необходимо заметить, что в момент выхода книги (1976 год) повились еще две книги посвященные этой же теме. Это книга Габриэля Марселя "Быть и иметь" и "Обладание и бытие" Бальтазара Штеелина. Хотя все три книги написаны в духе гумманизма, авторы совершенно по-разному подходят к проблеме: Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек зрения, а Штеелин предлагает конструктивное обсуждение материализма в
современной науке и делает своеобразный вклад в анализ действительности. Книга Фромма, напротив, содержит именно эмпирический, психологический и социальный анализ двух способов существования.
Фромм выдвигает первую аксиому - о том, что современное общество
Имеет множество недастатков, следовательно-порочно.
Книга начинается с анализа понятия желания. Теория благоденствия,
существования, призванного удовлетворять желания (радикальный гедонизм)
никогда не выдвигалась никем из великих философов ни в Китае, ни в
Индии, ни в Европе.
Единственным исключением был ученик Сократа Аристипп (1-я половина
4в до н.э.). Аристипп был единственным в истории философии гедонистом,
который учил, что само существование желания служит основанием для права
на его удовлетворение и тем самым осуществления цели жизни -
Наслаждения. Никто из других великих Учителей прошлого не утверждал, что
фактическое существование желания создает некую этическую норму. Они
различали субъективные,
ощущаемые потребности и
действительные потребности, реализация которых ведет к развитию
человека.
Возрождение философии гедонизма у философов 17 - 18 века, а в нашу
эпоху - возврат к теории и практике радикального гедонизма Фромм
объясняет расцветом эгоистичноиндустриальной системы человеческих
ценностей, где бурный расцвет индустриального производства ориентирован
на максимальное потребление: "Наше время - время величайшего социального
эксперимента, который когда-либо был осуществлен, чтобы решить вопрос,
может ли достижение наслаждения быть удовлетворительным ответом на
проблему человеческого существования."
Культ эгоизма в индустриальном обществе приводит к порождению
заведомо несчастных людей: одиноких и ощущающих свою зависимость. Выход
из этой ситуации Фромм видит в фундаментальном изменении ценностей и
установок человека.
Анализируя пороки современного общества, противопоставляя ему все
великие учения - Христианство, Буддизм, Марксизм и др., Фромм делает вывод, что ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Интересное подтверждение своих идей Фромм находит в идеоматических изменениях в языке индустриальных стран.
Некоторое изменение смыслового значения понятий БЫТИЯ и ОБЛАДАНИЯ
нашло в последнее время отражение в западных языках и выразилось во все
большем использовании существительных и все меньшем - глаголов. Это связано с тем, что ДЕЙСТВИЕ заменяется на эквивалент ОБЛАДАНИЯ: вместо
"Я думаю" - "У меня ЕСТЬ идея".
Фромм подчеркивает изменения в разговорной речи, происшедшие за последние десятилетия: если в начале века пациент, приходя ко врачу говорил: "Я обеспокоен, я не могу заснуть", то в современном языке эта фраза выглядит иначе: "У меня есть проблемы. У меня бессонница." Сам по себе лингвистический анализ конечно не может служить
каким-либо веским аргументом, однако с психологической точки зрения этот пример свидетельствует о высокой степени бессознательной отчужденности. Доказывая, что существование по принципу ОБЛАДАНИЯ не явлется естественным, Фромм приводит интересноый пример: во многих древних языках слово ИМЕТЬ вообще отсутствует и должно передаваться косвенной формой - "это относится ко мне".
Фромм
дает определение понятий бытия
и обладания: обладание относится
к вещам так как бытие
Фромм
также подчеркивает стремление делиться
с другими и жертвовать собой
как характерную черту
этом он приходит к неутешительному выводу, что только события массовых бедствий и войн мобилизуют готовность человека жертвовать собой. Периоды мира, наоборот, способствуют развитию эгоизма.
Самопожертвование в фанатических акциях террора Фромм относит,
наоборот, к проявлениям нарциссизма: крайняя потребность в любви
заставляет индивида считать, что самопожертвование позволит ему испытать
высшую форму любви.
Заключение.
В
ходе работы я рассмотрела взгляды
на человека и общество в самых
разных сферах и заметила, что Э.Фромм
очень не однозначно смотрел на эти темы,
его мысли и идеи весьма интересны для
восприятия и обсуждения. Эрих рос в семье
ортодоксальных иудеев,он как и его дед
читал Талмуд и Библию. В целом та культурная
среда, в которой он рос и воспитывался,
была патриархально-