Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Содержание работы

Введение
1. Понятие мировоззрения и его связь с философией
2. Структурные элементы мировоззрения
3. Специфика философского мировоззрения
4. Специфика философского знания и его функции.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

готовое.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

      Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая  необходимость веры: без нее, как  и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически  невозможно. Да и никто и не живет - ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто "несовместное". Старинная мудрость гласит: "Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека". Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

      Далее, нельзя отождествлять веру вообще с  религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры - в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть "движущаяся материя, данная нам в ощущениях". Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее коммунизма. Но разве это - научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в "гениального вождя и учителя всех народов". Что это, как не мифология, атеистическая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, неистово-злая: это религия идолопоклонства.

      В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают более мягкие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусства (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи), холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия.

      Говоря  о религии как форме общественного  сознания, имеют в виду понятия  Бога и бессмертия и то, что связано  с этими понятиями, поскольку  они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе (порой дремлющие) чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать.

      Важной  составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

      Многие  великие умы задумывались над  тем, что такое "идеал"? [6, С.14].

      И.С. Тургенев полагал: "Жалок тот, кто  живет без идеала!" Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что  идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и  к которым разум приковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: идеал - это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни.

      Бросив  ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые  грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.

      Идеалы - это мечта и о самом совершенном  устройстве общества, где все "по справедливости", и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о  нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.

      Своего  рода золотым куполом храма мировоззрения  являются убеждения. Убеждения - это  твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже - в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка - двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал: "Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число" .[6, С.14].

      Убеждения составляют стержень мировоззрения  и духовное ядро личности. Человек  без глубоких убеждений - это еще  не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История - свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости "оплачены" кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.

      Убеждения зарождаются и развиваются в  ходе нашего становления, в общении  с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как  бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

      Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе, Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. Об этом хорошо пишет Лев Шестов. По его словам, история перерождения убеждений - это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души.

      Но  он не был бы проницательнейшим психологом, если бы такой процесс мог бы пройти для него незамеченным. Но он не был  бы писателем, если бы не поделился  с людьми своими наблюдениями. От прошлых убеждений Достоевского, от того, во что он веровал в молодости, когда вошел к кружок В.Г. Белинского, не осталось и следа. Обыкновенно люди считают поверженных кумиров все же богами, а оставленные храмы - храмами. Достоевский же не то что сжег - он втоптал в грязь все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже не только ненавидел - он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ф. Ницше. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, а Ницше - о переоценке всех ценностей. В сущности оба выражения - лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

3. Специфика философского мировоззрения

 

      В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она  приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

      Философия – это не безусловная вера, а  размышление, философия – это  не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.

      Философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет дело не с самим  предметом бытия, а с мыслью о  бытии, с определенным, уже сложившимся  сознанием бытия. Философия –  это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение – результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений. [ 8, С.23].

      Философия выражала появившуюся потребность  разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех  проблемах, которые возникали в  ходе исторического процесса, поэтому  отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

      Мифологическое  и религиозное мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления.

      Каждая  философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем.

      Цель  теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У  самого человека всегда остается право  выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.

      Философия и религия являются близкими по ряду оснований:

      Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.

      Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты.

      Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная  истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).

      И, тем не менее, это различные формы  духовной деятельности. Их различия заключается  как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:

      Философия как рефлексия, как размышление  исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные  причины развития. Религия ориентирует  на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.

      Бог для философии является понятием бытия, которое также требует  своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским  дисциплинам можно отнести философию  религии. Для религиозного мировоззрения Бог – не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.

      Философия пытается обосновывать свои концепции  посредством системы понятий, подкрепляемых  логикой научного знания.

      Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.

      Религия – сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.

      Религия ориентирует человека на безусловную  веру ("Верую, даже если это нелепо" – Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную  позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов.

      Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому  вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет  выбор позиций.

Информация о работе Философия и мировоззрение