Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа
Главная цель работы – рассмотреть историю развития делопроизводства на Руси в VIII-XIVвв.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
рассмотреть стадии возникновения делопроизводства;
рассмотреть первые документы;
рассмотреть взаимосвязь становление государственного управления и развития делопроизводства
Введение 4
Возникновение и развитие делопроизводства в IX – XIIвв 6
Зарождение Древнерусского государства и функций управления 6
Русь в период феодальной раздробленности XII - конец XV вв 9
Создание феодальных княжеств и аппарата управления 9
Исторические источники IX – XVвв дошедшие до наших лет 11
Документирование норм феодального права 14
Документы фиксирующие внешнеполитическую и внутреннюю
жизнь княжеств 17
Складывание традиций и обычаев в работе с официальными
документами 27
Заключение 33
Список источников и литературы 34
Глава 2. РУСЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ XII - XIV вв.
.
Создание феодальных княжеств и аппарата управления.
Пережив фазу подъема и расцвета, Киевская Русь, уже в конце XI в. вступила в фазу нового политического порядка, который провоцировал дезинтеграцию и нестабильность. Причина распада древнерусского государства была, прежде всего, следствием дальнейшего развития древнерусского общества и его социально-политических институтов.
Тенденция
к распаду, точнее, к трансформации
древнерусской
Однако с дальнейшим количественным ростом потомков Ярослава Мудрого лествичный принцип передачи власти и связанное с ним так называемое коловращение, все больше давал сбои. Следствием этого было нарастание конфликтности в отношениях между князьями и рост междоусобной борьбы. Положение осложнялось еще и тем, что, начиная с 1054 г., в пределах русских земель появились кочевые племена, которых на Руси называли половцами (самоназвание — кипчаки). Пользуясь междоусобицей русских князей, половцы регулярно вторгались в пределы русских земель, убивали, грабили и уводили в плен население. Чтобы предотвратить негативные последствия, порождаемые таким механизмом передачи власти, в 1097 г., по инициативе князя Владимира Мономаха в город Любеч съехались шестеро князей. На этом съезде был принят новый порядок наследования и владения. Он был выражен в известной формуле «Кождо да держать отчину свою»2. С этого времени коловращение прекращалось. Та земля, которой владел тот или иной князь становилась его наследственным владением — уделом. С этого времени на Руси возник новый политический порядок. В силу принятия данного принципа Киев, из стольного града всей державы, постепенно превращался всего лишь в центр одного из княжеских уделов. Появление и закрепление за отдельными линиями рода Рюриковичей, независимых друг от друга княжеств, или уделов, было важнейшей тенденцией в развитии Древней Руси, которая на века, вплоть до второй половины XV в. вошла в историю как эпоха удельной Руси.
К моменту монгольского вторжения (30-е гг. XIII в.) некогда относительно единая Русь уже делилась на 18 крупных государственных образований, включавших в себя около десятка удельных княжеств.
Удельный
период русской истории
Особенно развивались центры уделов, поскольку столица — это лицо княжества. Если раньше средства, получаемые с земель, стягивались в Киев, то теперь был дан толчок регионам. Поскольку земля стала наследственной вотчиной, т.е. передавалась от отца к сыну, то ценность земли, как важнейшего средства производства и источника богатства, резко повышалась. В удельных княжествах и землях формировались новые общественные отношения, складывались порой самобытные отношения между обществом и властью, зарождались новые общественные структуры и институты. Развивались региональные художественные школы и ремесла. В княжествах появляется свое местное летописание.
Исторические источники IX – XVвв. дошедшие до наших лет
Изучить
становление Древнерусского государства,
развитие управленческого
Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучения древней Руси. Именно в них ученые находят основной фактический материал для исторического построения.
В настоящее время известно более двухсот списков летописей. Большинство из них опубликовано (полностью или в виде разночтений к другим спискам) в продолжающемся уже на протяжении более полутора столетий Полном собрании русских летописей.
Каждый летописный список имеет свое условное название. Чаще всего оно давалось по месту хранения (Ипатьевский, Кёнигсбергский, Академический, Синодальный, Археографический) списки и т.п., либо по фамилии прежнего владельца (Радзивиловский список, список Оболенского, Хрущевский список и др.).3
Иногда летописи называются по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевский список, Никоновская летопись) либо по летописному центру, в котором они были созданы (Новгородская летопись, Московский свод 1486 г.).
Определение летописания как особого вида исторических источников вызывает довольно серьезные трудности. Прежде всего это связано со сложным составом летописей. Являясь сводами предшествующих текстов, они могут включать хроникальные записи событий за год, документы (международные договоры, частные и публичные акты), самостоятельные литературные произведения (различные "повести", "слова", агиографические материалы, сказания) или их фрагменты, записи фольклорного материала. Летописание велось на Руси с XI по XVIIв. Поздние русские летописи (XVI-XVIIвв.) существенно отличаются от летописей предшествующего времени.
Еще в XIX в. было установлено, что практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями, сводами предшествующих летописей. Согласно Д.С. Лихачеву, "по отношению к летописи свод более или менее гипотетический памятник, т. е. памятник предполагаемый, лежащий в основе его списков или других предполагаемых же сводов"4. Другими словами, свод - реконструкция текста, легшего в основу всех летописных списков данной редакции.
Почти все известные летописи - результат работы нескольких поколений летописцев. Уже поэтому само представление об авторе (или составителе, или редакторе) летописного текста оказывается в значительной степени условным.
Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. Интересующий нас текст охватывает длительный период - с древнейших времен до начала второго десятилетия ХIIв. По первым строкам, открывающим большинство его списков, этот текст традиционно называют Повестью временных лет. Вполне обоснованно считается, что это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией. Следует помнить, что Повесть временных лет - условно (хотя и небезосновательно) выделяемый текст. Отдельных списков его не известно. По этому поводу В.О. Ключевский писал: "В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи - вас, пожалуй, не поймут и переспросят: "Какой список летописи нужен вам?" Тогда вы в свою очередь придете в недоумение. До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом ее продолжателей, который в позднейших сводах доходит обыкновенно до конца XVI в."5. В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110 г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118г. (Ипатьевский и близкие ему списки).
Считается, что летопись (свод) «Повесть временных лет» содержит в себе информации, переписанную с более ранних вариантов свода.
Здесь я приведу общепринятые названия этих вариантов:
После выделения из состава Древнерусского государства отдельных земель и княжеств летописные традиции Киевской Руси продолжали развиваться на местах. До нас не дошли списки летописей, относящихся к этому времени. Поэтому речь может идти только о гипотетических сводах, существовавших в домонгольской Руси. Источниками для изучения этого этапа древнерусского летописания служат более поздние летописи.
Документирование норм феодального права
С развитием общественных отношений, появлением государства первобытные обычаи оказались неспособными для регулирования более развитых процессов производства, обращения, обмена. Государству для осуществления его функций потребовались новые социальные нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. Такую роль стали выполнять юридические нормы, в своей совокупности образующие право. Правовой обычай сохранял многие черты периода варварства: сакральный (религиозный) характер, моральная обязанность его соблюдения. Судьба обычаев догосударственного периода различна:
Нормы
обычного права в раннефеодальном
государстве развивались в
Источником нормативно-правового акта являлось не только обычное право, но и судебная практика, иностранное (прежде всего византийское церковное) право. Исторически первым способом возникновения права являлась трансформация обычая в закон. В период становления права общественные отношения сложны и многообразны. Система права еще не сформировалась, зачастую возникали ситуации, для разрешения которых не имелось нормативно-правовых средств. В таких случаях судьи руководствовались правосознанием своего класса и выносили конкретные решения. Со временем судебная практика превращает подобные решения в юридическую норму, тем самым придавая индивидуальным предписаниям значение самостоятельного источника права, равносильного правовому обычаю и закону. Судебный прецедент как самостоятельный источник отчетливо выявлен в Русской Правде. Например, ст. 2 Пространной редакции, установившая денежный выкуп за место, во второй части гласит: «А что касается всего остального, то как судил Ярослав, так решили судить и его сыновья»7.
С появлением первых киевских князей создается определенная система норм устного обычного, а затем и писаного права. Сфера действия норм обычного права весьма широка: семейно-брачные отношения (формы заключения дохристианского брака, порядок наследования); имущественные отношения (порядок заключения сделок, способы обеспечения выполнения обязательств); уголовное право (кровная месть); межобщинные и внутриобщинные отношения; государственно-правовые отношения.
Со временем сфера действия обычного права сужается: в области уголовного права – в связи с укреплением великокняжеского суда; в области имущественных отношений – в связи с закреплением ряда обычаев в нормативных актах.
Историки русского языка считают, что многие законодательные акты Древнерусского государства сложились и закрепились в устной форме, а в письменности был зафиксирован готовый, обработанный устный текст законов.
О начальном периоде (IХ, Х вв.) развития древнерусского права прямые сведения в источниках почти отсутствуют. О существовании в это время развитой системы права – Закона Русского свидетельствует содержание русско-византийских договоров, заключенных в Х в. В русской летописи сообщается, что Русь заключила с Византией четыре договора: в 907, 911, 944 и 971 годах. Летописец приводит тексты трех последних договоров, а первый договор пересказывает. В договоре 911 г. записано: «Аще ли ударить мечем или бъеть кацем либо сосудом за то ударение или бъенье да вдасть литр 5 сребра по Закону Русскому»8
Информация о работе Возникновение и развитие делопроизводства на Руси VIII-XIVвв