Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2010 в 02:12, Не определен
В данной работы описано историческое развитие складывания текстового документа, а именно требования к оформлению основных реквизитов XVI -.XX веках
При отсутствии упоминания автора в тексте его можно установить путем анализа текста, выяснения вопроса и функции управления и соотнесения их с учреждением, путем изучения автографов отдельных дьяков, которые «приписывали» документ. Изучение автографов помогает определить принадлежность текстов автору или переписчику, отнести документы к отдельным учреждениям, в которых работали дьяки и подьячие, известные по их автографам. В печати известны автографы ряда княжеских дьяков XIV-XVII вв., бояр, епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов13.
АДРЕСАТ ДОКУМЕНТА
Определенное место, обычно в начале текста, занимает в документе адресат. В судебниках, актах местного управления (губных и земских грамотах) давалось подробное адресование – указание «всех служилых чинов и сословий или лиц»14. Конкретный адресат обозначался в царских, жалованных и указных грамотах («Боярину нашему князю Ивану Федоровичу Мстиславскому да дьяку нашему Ондрию Щелканову», «пожалован есмь игумена Никона»; «…в Суздальский уезд княж Ондреевских сел Шуйского приказчику Медведю Клементьеву»), в памятях («в дрвню Кучи старосте Гришке Андронову и всем крестянам…»), в некоторых сказках («сказал постелничему племяннику Федору Михайловичу Ртищеву»), в частных письмах («Гедрю моему племяннику князю Василью Васильевичу…»)15.
С адресата обычно начинался текст и таких документов как отписки и челобитные. Однако обозначения адресата имело особенность: они адресовались на имя царя («Государю и великому князю»), хотя часто их исполнение предполагало конкретное учреждение. Иногда в таких случаях делалась особая отметка о конкретном адресате: «Отдати в посольскую избу Ондрею Щелканову». В 1680 г. вышел указ, который предписывал указывать на документах, направляемых в приказы или отправляемых из них, только фамилию главного судьи16.
На документах – столбцах адресат повторялся на обратной стороне.
ДАТА ДОКУМЕНТА
Одним из реквизитов документа является его дата. Дошедшие до нас многие ранние документы XII-XV вв. не датированы. Их дату можно установить лишь по каким-либо признакам. Так, время составления (вероятную дату) берестяных грамот можно определить только по каллиграфическим особенностям и по стратиграфическим признакам (геологическим слоям). Хронологию не датированных ранних актов и других видов документов определяют приблизительно: по содержанию, факту, событию, иногда датируемых в тексте: «Лета 7059-го, майя в 17 день. Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси сеи грамоты слушал…», по отметке о получении документа: «166 года января в 8 день подал отписку…».
Установить дату документа помогают и другие дополнительные признаки: наименования учреждений, употребление титулов представителей верховной власти. Например, в Киевский период и эпоху феодальной раздробленности употребляется титул: «Князь», «Князь великий», в 80-х годах XV в. – «Князь великий всеа Руси». В 1547 г. княжеский титул был заменен царским: «Царь и великий князь всеа Руси», позднее – «Государь царь и великий князь всеа Руси самодержец». Присоединение в 1654 году Украины и Смоленска изменило титул следующим образом: «Великий государь царь и великий князь всеа Великие и Малые и Белые Руси самодержец». Претерпел изменения и титул представителей церковной иерархии. Определить дату по церковному празднику, упоминаемому в документе, помогают церковные календари. Наконец, время создания документа помогают установить водяные знаки (филиграни) – фабричные знаки владельца и годы изготовления17.
Место даты в документах обычно постоянно: в законах, указах, приговорах, памятях, наказах, сказках, писцовых книгах – в начале текста, и в конце текста – в актах («Писана на Москве лета 7000 тридесят первого апреля», «А меновные писал…лета 7068 го)18.
При
определении времени
Кроме этого нужно помнить, что до 1492 г. (7000 г.) новый год начинался с марта (мартовский стиль), с 1492 г. – с сентября (сентябрьский стиль). По мартовскому стилю
цифра 5508 вычитается из тех исторических событий, которые произошли в один из месяцев с марта по декабрь включительно. Если же событие случилось в январе или феврале, то вычитается 5507. Если событие датировано по сентябрьскому стилю, то для перевода даты на нашу эру из даты события, произошедшего с января по август, вычитается 5508. Для событий, падающих на период с сентября по декабрь – 5509.
Помимо этого, для всех документов, созданных до 14 февраля 1918 г., требуется перевод дат с юлианского календаря («старый стиль») на григорианский календарь («новый стиль»).
При переводе дат с юлианского календаря на григорианский следует учитывать, что в XVI-XVII вв. отставание юлианского календаря от тропического равнялось 10, в XVIII -11, XIX – 12, XX – 13 суткам.
УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОКУМЕНТА
Особое значение имеет такой реквизит документа как его удостоверение. Многие ранние документы не имели подписей. Редким явлением была авторская подпись. Законы (судебники), указы царя, приговоры Боярской думы, великокняжеские и царские грамоты не подписывались автором. Лишь с развитием делопроизводственной службы эти и другие документы приобретают особый вид удостоверения «припись» (подпись) дьяка и «справу» подьячего, которая означала соответствие беловика черновику, правильность его оформления. «А на всяких делах, - писал подьячий Посольского приказа Г. Котошихин, - закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам… руки своей не прикладывают, для того устроены они думные дьяки; а к меньшим ко всяким делам прикладывают руки простые дьяки и приписывают подьячие свои имена»19.
Обычно подпись («припись») ставилась на обороте документа по слову или слогу на каждом ставе (месте склейки листов), а кончалась на лицевой стороне листа в последней строке текста. Если столбец был длинный, то подпись повторялась несколько раз. Она писалась так, что половинки букв были на обоих концах бумаги. Свое имя дьяк писал мелким шрифтом, крупными буквами «дьяк писал от себя титул великого князя»; «Князь великий Иван Васильевич всеа Руси… А подписывал царя и великого князя диак Юрьев Сидоров»20.
«Припись» дьяка была обязательной в указанных книгах приказов, куда записывались указы и приговоры. Об этом свидетельствуют записи в конце списков (копий) этих книг: «А в подлинной книге у той статьи дьячки приписи нет». В уставной книге Разбойного приказа 1617 г. запись о существовании уставной книги разбойной 1555-1556 гг. содержит указание, что книга была за «приписью дьяков Василия Щелканова и Мясоеда Кислого». Обращается внимание и на отсутствие таких приписей: «А у подлинной уставной книги… дьячки приписи нет». Дьячью «припись» имели судные списки, наказы, памяти: «А припись дьяка Гаврила Богданова у сей памяти»21.
Авторскую подпись ранг, с XIV в., имели акты феодального землевладения и хозяйства: «Андрей Самарин Квашнин подписывал своею рукой»22. Кроме того, эти документы удостоверялись подписями послухов (свидетелей), в число которых входили родственники вкладчика или продавца земли, соседи, представители монастырской администрации. В случае возникновения споров послухи привлекались на судебное разбирательство.
Соборное Уложение 1649 г. имело 315 авторских подписей – представителей духовенства, бояр, дворян, посадских людей23. От этого времени дошли до нас автографы Лжедмитрия I, царя Алексея Михайловича, Богдана Хмельницкого.
Авторскую подпись имели отписки, сказки, челобитные, расспросные речи (допросы).
Кроме подписей, документы удостоверялись печатью. Печать свидетельствовала о подлинности документа. Еще в начале X в. русские князья употребляли печати с изображением родовых знаков Рюриковичей. Печатью не только удостоверяли документ. Печати имели и более широкое значение: они заменяли верительные грамоты24.
В XII в. появляются княжеские печати с изображением святого, имя которого носил князь – владелец печати, и надписью, в которой приводилось это имя. В XIV в. исчезает анонимность, на печатях дается подробная надпись с именем и титулом князя.
В процессе образования Русского централизованного государства складывалась государственная печать, главным элементом изображения которой был двуглавый орел – герб Византийской империи – как символ преемственности власти из Рима и Византии московскими князьями. Имели печати города, изображения на которых превратились со временем в гербы. Свои печати были у центральных государственных учреждений – приказов, местных учреждений. Русские цари имели и личные печати князей-вотчинников. Существовали печати должностных лиц – воевод, дьяков, духовенства – с самыми разнообразными изображениями.
В русском государстве XVI-XVII вв. употреблялись две государственные печати – большая и малая. Они отличались размером, дополнительными изображениями и надписью. Малая печать прикладывалась к жалованным грамотам на кормление.
Материалом для печатей металл (золото, серебро), воск (черный, желтый и красный), смола. С конца XVII в. входят в употребление сургучные печати.
Наиболее древними были вислые (на шнуре) печати. Они употреблялись до конца XVI в. К концу XVI в. вислые серебряные позолоченные печати применялись лишь для торжественных случаев. Например, грамота Бориса Годунова к королеве английской 1598 г. послана «за золотой печатью». В конце XIV в. появились прикладные печати (прикладывались к документу).
Приложением печати ведали печатники. В XVII в. существовал специальный Печатный приказ. Печать прикладывалась обычно на отгибе грамоты. В конце документа в ряде случаев указывалось: « К сей грамоте стариц Мисаила Безнин велел печать свою приложити» или «Да у той же грамоты восковая печать приложена»25.
Великокняжеские (царские) жалованные грамоты скреплялись вислою государственной печатью на красном воске. Указные грамоты имели желтовосковые печати без шнура. Жалованные грамоты великих князей, выданные в удельных центрах, имели печати на черном, редко желтом воске.
Некоторые грамоты имели по две печати. Так, на духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича были две серебряные позолоченные печати – великого князя и митрополита26.
ПОМЕТА (РЕЗОЛЮЦИЯ)
Важное
значение для характеристики документа
имеют пометы (резолюции) – надписи
о характере и способе
Помета могла быть пространной: в ней объяснялось, кто документ слушал и какое решение принято. Встречаются по две пометы на документе, например, помета в приказе и его чети. С середины XVII в. встречаются датированные пометы27.
Помету писал дьяк («дьячя помета») на обороте сверху, в редких случаях – на лицевой стороне в левом нижнем углу.
ОТМЕТКИ НА ДОКУМЕНТЕ
Особую нагрузку в формуляре несут отметки на документах: они помогают определить дату их составления, способ передачи и степень секретности. Самой распространенной была отметка о времени получения документа. Учреждение, получившее документ, делало на нем отметку, обычно на обратной стороне под адресатом.
Имеются отметки об исполнении документа, нередко самим автором. Например, на закладной грамоте 1546-1547 г. написано: «по сей кобале яз, Микита, деньги занел и вотчину заложил…»28.
На исходящих документах делали отметки о времени отправления по назначению. Кроме того, имелись отметки с указанием имени подьячего, переписывающего документ набело. Встречаются отметки о секретности: «написано о тайных делах».
ФОРМА ДОКУМЕНТА
Информация о работе История формуляра управленческой деятельности в 16 - начале 20 века