Внешняя политика в россии в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

Впервые Россия обратила внимание на Тихий океан в конце XIX века. Очередная русско-турецкая война завершилась вмешательством Великобритании и Германии, вследствие чего геополитическая цель — Проливы — была оттеснена в неопределенную перспективу. Стало очевидно, что Россия вновь "не вписалась" в европейский контекст и не в состоянии проводить в Европе сколько-нибудь конструктивную империалистическую политику.

Файлы: 1 файл

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

     Впервые Россия обратила внимание на Тихий  океан в конце XIX века. Очередная  русско-турецкая война завершилась  вмешательством Великобритании и Германии, вследствие чего геополитическая цель — Проливы — была оттеснена  в неопределенную перспективу. Стало  очевидно, что Россия вновь "не вписалась" в европейский контекст и не в состоянии проводить в Европе сколько-нибудь конструктивную империалистическую политику. В этих условиях была предложена новая и весьма перспективная стратегия — переориентировать военные, политические и коммерческие интересы страны на Дальний Восток, создать крупнейший на Тихом океане флот, способный в этих отдаленных водах соперничать с британским, переформатировать в свою пользу тихоокеанскую систему международной торговли.

     Новый план подразумевал, что Россия отказывается от своей сугубо "континентальной" ориентации: она строит коммерческий и военный флот, развивает у себя не "юнкерский", а "грюндерский" капитализм. Тихоокеанский стратегический замысел вызревал при Александре III, но реализовать его попытались уже при следующем императоре. По итогам японо-китайской войны 1894–1895 гг. Россия получила в аренду Ляодунский полуостров с незамерзающими портами Порт-Артуром и Дальним. Опираясь на Петропавловск, Владивосток и Порт-Артур, Империя начала реализацию своей дальневосточной стратегии.

     Со  своей стороны Япония восприняла итоги победоносной войны с Китаем как подтверждение принятого  курса, предусматривающего превращение  страны в сильнейшую в военном  и экономическом отношении державу  Восточной Азии. Пользуясь преимуществами союза с Великобританией, Япония приступила к созданию крупного военно-морского флота.

     Уже к рубежу столетий русско-японская война стала неизбежной: в ней  были заинтересованы обе стороны. Для  России цепь Японских островов закрывала стране выход в океан, причем русский военный флот попадал в тесную блокаду в Порт-Артуре. Развитие "тихоокеанской стратегии" Николая II подразумевало Японию слабую как в промышленном, так и в военно-морском отношении, а в идеале — Японию, зависимую от России (по китайскому образцу)1.

     Но  для Японии наличие русского флота  в Порт-Артуре, русских войск в  Дальяне, русского капитала в Чемульпо было совершенно нетерпимым. Россия прямо  и непосредственно препятствовала японской экспансии в Китай и  Корею, что было продемонстрировано при заключении Симоносекского мирного договора. Но косвенно Россия закрывала для Японии и возможность развития на юг — в сторону Филиппинских островов. Япония не могла пойти на серьезные изменения в дислокации флота, пока оставалась опасность со стороны военно-морских сил России.

     К началу XX столетия Японское и Желтое моря приобрели статус "текущего Средиземноморья": они соединяли/разделяли  две готовящиеся к схватке  Империи. Господство на море было поводом  к войне, причиной войны и ее ключевой проблемой2.

     XX век начался с усиления борьбы  ведущих капиталистических держав  за свое влияние в мире, за  передел сфер господства и  эксплуатации народов других  стран. Нередко эти противоречия  приводили к кровопролитным вооруженным  столкновениям. К ним относится и русско-японская война, ставшая одним из наиболее значительных событий начала XX столетия. Она возникла в результате столкновения интересов правящих групп царской России и милитаристской Японии на Дальнем Востоке.

     Россия  стремилась укрепить свое положение на Востоке, оградить малоосвоенные земли от посягательств извне. Она также проводила активную политику проникновения в Китай и Корею. Но встретила сопротивление Японии3.

     В 1894 г., развязав войну с полуфеодальным Китаем, Япония положила начало разделу этого государства. В войне 1894-1895 гг. китайская армия и флот были разбиты. По Симоносекскому договору Япония потребовала от Китая, кроме контрибуций, значительную часть территории, в том числе и Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Россия, Франция и Германия выступили против условий мирного договора и вынудили японское правительство отказаться от Ляодунского полуострова и Порт-Артура. Это привело к обострению отношений между Россией и Японией, но стало шагом к сближению России и Китая. В 1896 г. между ними был заключен договор об оборонительном союзе, по которому Россия получила концессию и начала строить на территории Маньчжурии железную дорогу, соединяющую Забайкалье и Приморье (КВЖД).

     А на Востоке карательная экспедиция способствовала разделу Китая между ведущими капиталистическими державами. Исходя из создавшихся условий, царское правительство стало больше уделять внимания переброске войск на Дальний Восток, в том числе и в Маньчжурию. На востоке России было образовано наместничество. Его возглавил главный начальник Квантунской области, включенной в состав империи, вице-адмирал Е. Н. Алексеев4.

     Усиление  военного присутствия России в Маньчжурии и Корее встретило энергичное сопротивление других стран, особенно Японии. Здесь началась шовинистическая кампания против России. В печати высказывались требования к правительству усилить борьбу за “независимость” Маньчжурии. Японские милитаристы поставили перед собой задачу вытеснить Россию с Дальнего Востока, получить простор для осуществления захватнической политики. Эти агрессивные действия решено начать с Кореи и Китая. Подготовка к захватам особенно усилилась после заключения англо-японского союза в 1902 г. Договор гарантировал “специальные интересы” Англии в Китае, а Японии - в Корее и Китае. Не осталось в стороне и правительство США, заявившее, что окажет поддержку Японии в случае ее конфликта с Россией. Германия участвовала в обучении японской армии. В этих условиях Россия оказалась в одиночестве против быстро набирающей военную мощь островной державы, важнейшую силу которой составлял военный флот5.

     Россия, Франция и Германия, обеспокоенные усилением Японии в этом регионе, в ультимативной форме потребовали вывода японских войск с этого полуострова. Япония не могла выстоять против этих стран без поддержки Великобритании, но Великобритания предложила Японии не обострять конфликт и той пришлось вернуть залив Китаю. Россия получила часть полуострова и построила свою военную базу. Китай просил оформить это как сдачу в аренду, чтобы не терять лица. Россия согласилась в 1898 году, не желая выглядеть агрессором. Россия переименовала Люйшунь в Порт-Артур. Так появился договор о 25-летней аренде Порт-Артура.

     Заручившись поддержкой Великобритании (30 января 1902 был подписан англо-японский договор), в конце 1903 г. Япония завершила программу подготовки к войне. Японские правящие круги убедились, что Россия добровольно не уступит своих позиций на Дальнем Востоке. Поэтому единственным путём для осуществления своих захватнических планов в Корее и Маньчжурии они считали войну с Россией. В этих условиях руководители внешней политики Японии решили вступить в переговоры с Россией, надеясь на её неуступчивость или затяжку переговоров, что будет использовано как предлог для объявления войны. Переговоры велись с августа 1903 года. Россия лавировала и постепенно шла на уступки, что не устраивало Японию.

     По-своему характеризовал тогдашнюю позицию Японии широко известный в Стране восходящего солнца писатель Сиба Ретаро: “Страх перед тем, что Россия приближается к Японии, побудил последнюю усилить вооружение своей армии. И этот страх, оказывая психологическое действие и вызывая противодействие, в конце концов обернулся взрывом в форме русско-японской войны”6.

     Япония  была слабее России в экономическом  и военном отношениях. Но она сумела в короткий срок мобилизовать свои ресурсы в интересах войны. За десятилетие с 1894 по 1904 гг. японская армия выросла почти в 2,5 раза. Используя близость театра военных действий, Япония быстро увеличила свою наступательную группировку. В начале войны она имела армию, насчитывающую 375 тыс. человек, 1140 орудий и 147 пулеметов.

     Решение о начале войны против России было принято в Японии на совместном заседании  членов тайного совета и всех министров 22 января (4 февраля) 1904 г., а в ночь на 23 января (5 февраля) отдано распоряжение о высадке в Корее и об атаке русской эскадры в Порт-Артуре. Вслед за этим 24 января (6 февраля) Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Япония начала требовать у России возвращения Порт-Артура. 6 февраля 1904 года японский посол вручил российскому министру иностранных дел В. Н. Ламсдорфу ультиматум7. 

     2.2 Русско-японская война 

     Русский стратегический замысел войны исходил  из того, что Япония решится напасть на огромную русскую империю только лишь в союзе с другими государствами - западными соседями России8. Отсюда стратегические усилия направлялись на западную границу, силы же и возможности Японии высокомерно, пренебрежительно недооценивались. Маньчжурский театр военных действий рассматривался как второстепенный, где не было жизненно важных центров и где малыми, по существу местными, дальневосточными, силами можно осуществлять стратегию сдерживания до победы на Европейском театре войны. Решение войны с западным противником представлялось определяющим и в борьбе с Японией, которая окажется не в состоянии продолжать войну один на один с Российской империей. В силу этих соображений и вообще в результате недооценки военного потенциала Японии усилия вооруженных сил с началом войны не были перенесены в Маньчжурию. Только после первых семи месяцев войны, после поражения русских войск под Ляояном, на Русско-японский театр стали направляться лучшие части, однако время было уже упущено.

     Русский план в первый период войны не предусматривал наступления9. Для его осуществления потребовалось бы сосредоточить крупные силы и средства уже в мирное время. Перед дальневосточным командованием ставилась задача сдержать наступление противника, не дать ему развить успех до прибытия "главных резервов" из России и в то же время не допустить разгрома русских войск по частям. "В первый период кампании, - писал в докладной записке царю военный министр и затем главнокомандующий Маньчжурской армией генерал А.П. Куропаткин, - мы должны главной целью своих действий поставить: не допустить разбить наши войска по частям... Постепенно усиливаясь и подготавливаясь к переходу в наступление наших сил, мы должны совершить таковой с достаточными силами и при том снабженными всем необходимым для непрерывного наступления в течение довольно продолжительного времени". Общий план ведения войны, сформулированный генералом Куропаткиным, сводился к следующему: - борьба флотов за главенство на море: - десант со стороны японцев и противодействие ему: - оборонительные действия с широким развитием партизанских действий (имеется в виду малая война) до сбора достаточных сил: - переход в наступление и вытеснение японцев из Маньчжурии и потом из Кореи; - десант в Японию; разгром территориальных японских войск; борьба с народным восстанием10.

     Японский  план исходил из того, что вся  страна должна сосредоточить свои усилия на борьбе только с одной Россией, и притом на территории, отдаленной от ее центров на несколько тысяч  километров и не подготовленной к  ведению военных действий. При определении русских сил на Дальнем Востоке японское командование ошиблось, уменьшая их примерно вдвое. Ошибалось оно и при определении пропускной способности Сибирской железной дороги, считая, что она сможет пропустить в течение месяца только одну дивизию: всего же, по расчетам японского командования, по истечении 6 месяцев после начала войны русские смогут иметь за Байкалом 140 - 150 тысяч человек.

     Японский  план ведения войны основывался, прежде всего, на захвате господства на море. С этой целью предполагалось, а затем и было осуществлено, сосредоточение превосходящих русскую Порт-Артурскую эскадру военно-морских сил и нанесение по ней внезапного удара еще до объявления войны. На внезапный удар японцы возлагали большие надежды. Они были хорошо осведомлены о состоянии русских портов и о месте расположения судов. Одновременно с действиями против русского флота намечалось занять Корею 1-й армией под командованием генерала Куроки и превратить ее в базу для нападения на Маньчжурию и ведения войны на море. В случае же неудачи Корея могла быть превращена в театр войны. Следовательно, с началом войны главным театром военных действий должен был стать морской, а решительным пунктом для удара - русская эскадра в Порт-Артуре11.

     Япония, получив преобладание в Корее и прибрежном Китае, начала проявлять интерес к германской военно-морской базе Циндао. Это стало одной из причин вступления ее в мировую войну на стороне противников Германии.

     Дальнейшая  японская экспансия в Китай послужила  причиной все более усиливающихся трений между ней и США.

     Получив опыт успешных действий на море (и убедившись воочию, что они могут быть прибыльными: японский флот лишь усилился за войну), Япония начала активное морское строительство, причем корабли, построенные на ее верфях, не уступали лучшим английским кораблям. К концу Первой мировой войны Япония стала третьей морской державой мира.

     Это не могло не привести к охлаждению отношений с Великобританией. После  Вашингтонской конференции, когда  морской союз между державами  был разорван, начинает формироваться глобальный тихоокеанский конфликт между США и Великобританией с одной стороны и Японией с другой.

Информация о работе Внешняя политика в россии в начале 20 века