Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 12:32, курсовая работа
В ст. 25 Конституции отмечено: «Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях установленных законом». Одной из гарантий обеспечения свободы, неприкосновенности и достоинства личности является то, что в УК предусмотрена ответственность за посягательство на эти социальные ценности.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Понятие, виды и общая характеристика преступлений против спокойствия и безопасности личности…………………………………4
3. Понятие, виды и общая характеристика преступлений против чести и достоинства……………………………………………………..23
4. Вопросы квалификации в материалах судебной практики…………………………………………..……………………...29
5. Заключение………………………………………………........................38
6. Список использованных источников………………………………..39
Субъектом преступления может быть только частное лицо, ответственность наступает с шестнадцати лет.
Незаконное лишение свободы, совершенное должностными лицами органов правосудия, наказывается по статьям гл. 34. Осуждение к лишению свободы заведомо невиновного влечет ответственность судей по ст. 392 за вынесение заведомо неправосудного приговора. Заведомо незаконные задержание или заключение под стражу влекут ответственность по ст. 397.
Незаконное лишение свободы граждан иными должностными лицами является превышением власти или служебных полномочий, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 426.
В ч. 2 ст. 183 усилена ответственность за незаконное лишение свободы, совершенное способом, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо сопровождавшееся мучениями. Характеристика этих квалифицирующих обстоятельств аналогична их характеристике в составе похищения человека. Исключение составляют случаи лишения свободы, сопровождающиеся убийством или умышленным причинением тяжких телесных повреждений либо покушением на причинение этих последствий. В случае убийства ограниченного в своей свободе лица ответственность виновного лица наступает по ч. 2 ст. 183 по совокупности с простым убийством по ч. 1 ст. 139 (при отсутствии иных отягчающих обстоятельств), а убийство иного лица в процессе лишения кого-либо свободы может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 183 и по п. 8 ч. 2 ст. 139 как убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений в случае сопряженности с незаконным лишением свободы не является квалифицированным независимо от того, причинены тяжкие телесные повреждения незаконно лишенному свободы или иному лицу.
Незаконное
лишение свободы отличается от похищения
человека тем, что при похищении незаконному
лишению свободы предшествует насильственное
или обманным путем завладение человеком,
захват и изъятие его из естественного
окружения. При незаконном лишении свободы
человек ограничивается в свободе покидать
места, в которых он оказывается по своему
усмотрению при свободном волеизъявлении.
Однако незаконное лишение свободы может
перерасти в похищение, если за первоначальным
ограничением свободы последует перемещение
потерпевшего в иное место.
Незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 184) означает помещение в психиатрическую больницу заведомо психически здорового лица либо незаконное удержание такого лица в психиатрической больнице [20, с. 191].
Данное преступление является одним из видов посягательства на личную свободу человека, которая и является непосредственным объектом преступления.
Как следует из названия статьи, ее диспозиция является бланкетной, что побуждает нас обратиться к Закону Республики Беларусь от 1 июля 1999 г. № 274-3 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (см. также: Положение о госпитализации больных в психиатрические стационары: Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 ноября 1999 г. № 337).
Объективная сторона преступления может быть выражена в совершении любого из двух альтернативных деяний:
Несмотря на то, что название статьи охватывает широкий круг возможных нарушений порядка и условий помещения лица в психиатрическую больницу и удержания в ней, диспозиция статьи весьма существенно ограничивает круг уголовно наказуемых деяний. Преступлением признаются только помещение в психиатрическую больницу и удержание в ней заведомо психически здоровых лиц, которые и являются потерпевшими от преступления. Такие же действия против лиц, страдающих психическим расстройством, но не нуждающихся в стационарном лечении, ответственности по данной статье не влекут, однако при наличии соответствующих условий могут рассматриваться как преступления против интересов службы.
Психиатрическая больница или психиатрический стационар — это психиатрическое (психоневрологическое) учреждение здравоохранения либо его подразделение, основной функцией которого является оказание стационарной психиатрической помощи.
Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются:
Помещение в психиатрическую больницу означает водворение лица в указанное лечебное учреждение путем принятия соответствующего решения уполномоченными на то лицами. Применительно к помещению в психиатрическую больницу в статье не использовано слово «незаконное», поскольку совершение такого действия в отношении заведомо психически здорового человека как само собой разумеющееся является незаконным. Оконченным данное преступление считается в момент фактического доставления потерпевшего в помещение психиатрической больницы.
Незаконное удержание заведомо психически здорового лица в психиатрической больнице означает:
В случае, когда принудительная госпитализация и лечение признаются необоснованными, помещенное в психиатрический стационар лицо подлежит немедленной выписке. Выписка пациента из психиатрического стационара производится и в случаях выздоровления или улучшения его состояния, при котором не требуется дальнейшего стационарного лечения, а также при завершении обследования или психиатрической экспертизы, явившихся основаниями для госпитализации.
Кроме того, выписка должна быть произведена:
Оконченным преступление в данной форме считается с момента принятия незаконного решения об оставлении в больнице психически здорового человека либо с начала неисполнения решения о выписке здорового лица.
Длительность времени незаконного содержания здорового человека в психиатрической больнице не влияет на квалификацию рассматриваемого преступления и учитывается лишь при назначении меры наказания.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, когда виновный сознает, что помещает в психиатрическую больницу психически здорового человека либо незаконно удерживает его в такой больнице, и желает совершить указанные действия. Заблуждение лица относительно истинного психического здоровья потерпевшего исключает уголовную ответственность независимо от добросовестности или недобросовестности заблуждения.
Субъект преступления специальный, таковым может быть только то лицо, которое в силу служебных или специальных полномочий вправе принимать решение с помещении лица в психиатрическую больницу либо о продлении срока пребывания в такой больнице.
Постановка диагноза психического расстройства (заболевания), принятие решения об оказании психиатрической помощи в принудительном порядке либо дача заключения для рассмотрения этих вопросов являются правом только врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.
Врач-психиатр — это специалист, которому законодательством Республики Беларусь предоставлено право заниматься психиатрической практикой.
Иные, не уполномоченные лица могут выступать только в роли соучастников данного преступления.
Квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 ст. 184) образуют те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия. К тяжким последствиям могут быть отнесены самоубийство или покушение на него лица, незаконно помещенного в психиатрическую больницу, причинение тяжкого вреда его здоровью, заболевание потерпевшего психической болезнью и т.п. Помимо причинной связи действий виновного с последствиями необходимо установить еще и неосторожное отношение виновного к этим последствиям. В целом данное преступление является умышленным.
Если помещение в психиатрическую больницу заведомо психически здорового лица осуществляется путем фальсификации уголовного производства, то соответствующие должностные лица подлежат ответственности за преступления против правосудия. Дача экспертами заведомо ложного заключения о психическом состоянии лица квалифицируется по совокупности преступлений по ст. 184 и по ст. 401 как заведомо ложное показание, а принятие судьями решения о помещении в психиатрический стационар заведомо здорового лица — по ст. 392 — как вынесение заведомо неправосудного судебного акта.
Помещение
в психиатрическую больницу или
удержание в ней в обход
установленного порядка должно квалифицироваться
в зависимости от обстоятельств
как похищение человека (ст. 182) либо
как незаконное лишение свободы
(ст. 183).
Принуждение (ст. 185) как преступление — это принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить з тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления [20, с. 198].
Непосредственным объектом данного преступления является свобода волеизъявления человека, его свобода самостоятельно избирать линию своего поведения.
Состав преступления является формальным. Его объективную сторону образует одновременное совершение двух действий:
Действия, к совершению или к несовершению которых понуждается потерпевший, могут быть самыми разнообразными. Состав принуждения является общим в отношении множества иных составов преступлений, объективную сторону которых образует понуждение потерпевших к изменению ими своего поведения в нужном преступнику направлении. Так, в составе вымогательства потерпевший принуждается к передаче имущества (ст. 208), лицо может принуждаться к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 246) либо к участию в преступной деятельности (ст. 288) и т.д. Исходя из правил соотношения общей и специальной норм, можно сказать, что под действие ст. 185 подпадает принуждение к любым действиям, кроме предусмотренных специальными нормами. На это же указывает и содержащееся в статье указание на ее применимость только при отсутствии признаков более тяжкого преступления. При этом необходимо учитывать не только характер действий, к которым понуждается лицо, но и характер, и степень опасности применяемого насилия.
Принуждение потерпевшего к выполнению требования виновного осуществляется путем психического насилия — выказывания потерпевшему угрозы: