Преступление против спокойствия и безопасности личности против чести и достоинства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В ст. 25 Конституции отмечено: «Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях установленных законом». Одной из гарантий обеспечения свободы, неприкосновенности и достоинства личности является то, что в УК предусмотрена ответственность за посягательство на эти социальные ценности.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Понятие, виды и общая характеристика преступлений против спокойствия и безопасности личности…………………………………4
3. Понятие, виды и общая характеристика преступлений против чести и достоинства……………………………………………………..23
4. Вопросы квалификации в материалах судебной практики…………………………………………..……………………...29
5. Заключение………………………………………………........................38
6. Список использованных источников………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсовая по Уголовно праву.docx

— 96.84 Кб (Скачать файл)

   Похищение человека (ст. 182) — это тайное, открытое, путем обмана или соединенное с насилием противоправное завладение лицом при отсутствии признаков захвата заложника (ст. 291) [20, с. 183].

   Основным  непосредственным объектом данного преступления является личная свобода человека. Поскольку при похищении человека, равно как и при совершении иных преступлений данной группы, человек лишается свободы физического перемещения, можно сказать, что объектом преступления является именно физическая свобода человека. В качестве дополнительных объектов могут выступать жизнь и здоровье человека.

   Потерпевшим от преступления может быть любое  лицо, независимо от каких бы то ни было его признаков: пола, возраста, вменяемости, социального положения и т.п. Между тем похищение представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны влечет ответственность по ст. 124 за террористический акт против представителя иностранного государства, а похищение людей, за которым следует их исчезновение, при соответствующих условиях является преступлением против человечества (ст. 128).

   Объективная сторона преступления выражается в активных действиях — противоправном завладении каким-либо лицом. Естественным продолжением таких действий является удержание лица. Однако поскольку удержание не включено в число признаков объективной стороны состава похищения, то преступление считается оконченным в момент завладения лицом безотносительно к длительности его удержания. При этом последующее ограничение свободы потерпевшего виновным лицом охватывается составом похищения и не требует дополнительной квалификации таких действий как лишение свободы по ст. 183.

   Противоправность  завладения означает отсутствие предусмотренных законом оснований для применения такого вида принуждения к человеку. Уголовный кодекс допускает при наличии установленных в ст. 35 условий захват лица, совершившего преступление, с целью его изоляции от общества. Правомерными являются также арест или задержание человека, осуществляемые компетентными лицами с соблюдением нормативных предписаний.

   Похищение человека является действием принудительным и означает захват лица против его  воли или помимо его воли. Захват против воли предполагает подавление воли лица к сопротивлению путем применения к нему психического или физического насилия. Захват помимо воли означает завладение лицом, которое не осознает совершаемого с ним действия, например, в силу невменяемости или пребывания в бессознательном состоянии.

Способы похищения перечислены в статье: тайно, открыто, путем обмана или  с применением насилия.

Тайным  является похищение человека, совершаемое:

  • в отсутствие каких-либо очевидцев;
  • в присутствии очевидцев, о чем, однако, неизвестно похитителю;
  • при наличии очевидцев, которые не осознают факта похищения лица, на что и рассчитывает похититель;
  • в присутствии очевидцев, которые осознают факт похищения, но не намерены противодействовать похищению или способствовать изобличению преступника, о чем осведомлен похититель.

Открытым  будет похищение, совершаемое в присутствии очевидцев, которые сознают противоправность завладения лицом и могут оказать сопротивление либо содействовать изобличению преступника, о чем известно похитителю. При этом не имеют значения способность или неспособность очевидцев оказать сопротивление, наличие или отсутствие у них реального намерения противодействовать преступнику или изобличать его, а также другие обстоятельства.

     Осознание похищаемым лицом совершаемых против него действий не влияет на определение  способа завладения как тайного или открытого.

     Обман как способ завладения лицом означает введение в заблуждение относительно своих намерений самого потерпевшего (например, ложный вызов к месту захвата, представление себя работниками милиции или скорой помощи) либо лиц, передающих потерпевшего во владение виновному (например, с целью отвезти ребенка в школу, доставить тяжело больного в больницу и т.п.).

     Похищение человека, соединенное с насилием, имеет место в случае применения в процессе завладения физического  насилия или угрозы его применения как к самому похищаемому лицу, так и к любым иным лицам.

     Одним из условий применения ст. 182 является отсутствие в действиях лица признаков  захвата заложника (ст. 291).

     Субъективная  сторона похищения человека характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что противоправно завладевает другим лицом и желает совершить такое действие.

Из содержания статьи следует, что завладение преследует конкретную цель - похитить человека. Этот субъективный признак играет решающую роль при отграничении похищения от сходных по объективному проявлению действий, связанных с завладением лицом или ограничением его свободы.

     Цели  и мотивы похищения человека должны быть тщательно установлены, поскольку они могут оказывать существенное влияние и на назначение меры наказания, и на квалификацию. Во-первых, цели и мотивы могут иметь значение квалифицирующего обстоятельства, если они совпадают с соответствующими признаками, предусмотренными в ч. 2 ст. 182. Во-вторых, похищение человека может преследовать цель совершения какого-либо иного преступления, которое подлежит квалификации по совокупности с похищением человека (идеальная совокупность) либо образует самостоятельное преступление.

     Субъект преступления общий, ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста.

     Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 182) включает в себя похищение человека, совершенное:

  1. в отношении заведомо несовершеннолетнего. Не является похищением завладение ребенком одним из родителей или усыновителей, равно как и завладение ребенком близкими родственниками, действующими в его интересах, хотя бы и ложно понятых;
  2. в отношении двух или более лиц. Данный квалифицирующий признак означает одновременное или с небольшим промежутком времени завладение двумя и более лицами при наличии единого умысла на похищение нескольких человек. В случае похищения людей по вновь возникающему умыслу ответственность должна наступать за повторное похищение человека по ч. 1 ст. 182;
  3. из корыстных побуждений. Корысть как мотив действий виновного означает его стремление получить от совершенного преступления выгоду имущественного характера, например, вознаграждение за похищение. Если похищение является способом вымогательства у похищенного лица его имущества, то ответственность наступает по совокупности преступлений за похищение человека и за вымогательство по ст. 208. Если похищаемое лицо является должником похитителя и последний стремится таким образом понудить жертву к уплате долга, то в этом случае нет корыстного мотива, и ответственность должна наступать за похищение человека по ч. 1 ст. 182 и по совокупности за принуждение к выполнению обязательств по ст. 384. Однако похищение лица, соединенное с угрозой его убийства, причинения ему телесных повреждений или дальнейшего удержания этого лица и сопряженное с требованием от других лиц выкупа похищенного лица как условия его освобождений, является захватом заложника (ст. 291);
  4. в целях сексуальной или иной эксплуатации. Данный признак означает стремление похитителя использовать похищенное лицо для оказания услуг сексуального характера или выполнения каких-либо работ или оказания услуг. Если похищение и удержание лица сопряжено с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений;
  5. с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации. Характеристику указанного признака см. в § 4 гл. 4 настоящего пособия;
  6. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ч. 2 ст. 17 и ст. 18);
  7. с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо сопровождавшееся мучениями или истязанием. Указанные виды насилия могут применяться как в процессе завладения лицом, так и при его последующем удержании. Насилие, опасное для жизни или здоровья, предполагает фактическое причинение вреда, не более опасного, чем менее тяжкие телесные повреждения, либо совершение действий, которые создали угрозу причинения смерти или тяжких телесных повреждений при наличии косвенного умысла на причинение указанных последствий.

     В случае умышленного причинения смерти (убийства) или умышленного причинения тяжких телесных повреждений содеянное  квалифицируется по совокупности преступлений. Если же такие последствия не наступили, а у виновного был прямой умысел на их причинение, ответственность  должна наступать за похищение человека и по совокупности преступлений за покушение на убийство или на умышленное причинение тяжких телесных повреждений.

     При этом убийство похищенного или иных лиц в связи с похищением квалифицируется по п. 4 ч. 2 ст. 139. В случае причинения тяжких телесных повреждений похищенному лицу ответственность наступает по п. 2 ч. 2 ст. 147, а при причинении такого вреда иному лицу в связи с похищением — по ч. 1 ст. 147 (если отсутствуют иные квалифицирующие обстоятельства).

     Характеристику  мучений и истязаний см. в § 3 гл. 4 настоящего пособия.

     В ч. 3 ст. 182 установлена ответственность за действия, предусмотренные чч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего либо причинение ему тяжких телесных повреждений. Особо квалифицированный состав похищения человека является материальным. Психическое отношение к квалифицирующим последствиям выражается неосторожной формой вины, однако в целом данное преступление является умышленным. 
 

     Незаконное  лишение свободы  (ст. 183) выражается в ограничении личной свободы человека путем водворения его в какое-либо помещение, связывания или иного насильственного удержания при отсутствии признаков должностного или другого более тяжкого преступления [20, с.188].

Непосредственным  объектом этого преступления является физическая свобода человека. В качестве дополнительного факультативного объекта в основном и обязательного в квалифицированном составе выступает здоровье человека.

     Потерпевшим может выступать любое лицо, свобода  которого ограничивается незаконным образом, в том числе и лицо, которое не в состоянии осознавать факт лишения его свободы. Если свободы лишается представитель иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны, то ответственность должна наступать за террористический акт против представителя иностранного государства по ст. 124.

     Объективная сторона преступления образуется только совершением деяния (формальный состав), которое представляет собой ограничение личной свободы человека путем его насильственного удержания. Фактически это означает лишение человека возможности перемещаться по своему усмотрению. Деяние может быть выражено как в форме действия, так и бездействия, приравниваемого к действию.

     Использованные  в статье слова «ограничение личной свободы» означают не запрет на посещение человеком определенных мест, территорий или помещений, но принудительную изоляцию человека в ограниченном пространстве, недопущение выхода за его пределы.

     Способами совершения преступления могут быть водворение человека в какое-либо помещение, запирание в подвале, на чердаке, в комнате и т.д., связывание потерпевшего, привязывание его к неперемещаемым предметам или иное насильственное удержание. Насильственным удержанием признаются и случаи запрещения покидать ограниченное пространство под угрозой жестокой расправы с потерпевшим или его близкими (психическое насилие). Как незаконное лишение свободы следует рассматривать также удержание лица в помещении путем насильственного или обманного введения усыпляющих сознание веществ.

     Лишение свободы здесь должно быть незаконным, что означает отсутствие правовых оснований для насильственного ограничения свободы лица. Такое ограничение может быть осуществлено при правомерных: необходимой обороне, задержании преступника, задержании или аресте компетентными органами, лишении свободы по приговору суда. Не признается незаконным лишением свободы ее ограничение, применяемое родителями к детям в «воспитательных» целях.

     Для применения ст. 183 необходимо отсутствие признаков должностного или другого  более тяжкого преступления, каковыми, в частности, являются превышение власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 426), похищение человека (ст. 182), захват заложника (ст. 291) и др.

     Незаконное  лишение свободы — преступление длящееся. Юридически оконченным оно  считается с момента начала насильственного удержания лица безотносительно к длительности лишения его свободы. Фактически оконченным данное преступление является с момента реального обретения потерпевшим свободы, независимо от причин прекращения виновным своего преступного состояния (освобождение виновным потерпевшего из жалости или нецелесообразности его дальнейшего удержания, вмешательство правоохранительных органов, самоосвобождение потерпевшего и т.п.).

     Субъективная  сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, когда виновный сознает, что незаконно лишает свободы другое лицо, и желает совершить такие действия. Мотивы и цели данного преступления не влияют на квалификацию и учитываются лишь при определении меры ответственности. Однако эти признаки субъективной стороны незаконного лишения свободы могут свидетельствовать о намерении лица совершить какое-либо иное преступление. В таком случае ограничение свободы вменяется по совокупности с приготовлением к совершению иного задуманного, виновным преступления.

Информация о работе Преступление против спокойствия и безопасности личности против чести и достоинства