Уголовно-правовая квалификация эксцесса соучастников преступления: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 19:50, реферат

Описание работы

Законодатель подчеркивает значение уголовно-правового регулирования института соучастия в борьбе с преступностью путем выделения его понятия в отдельную статью Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 32 УК РФ соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Из данного определения в юридической науке выделяют основные признаки соучастия, имеющие важное значение для правильной квалификации общественно опасного деяния.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

Уголовно-правовая квалификация эксцесса соучастников преступления: теория и практика. 
Законодатель подчеркивает значение уголовно-правового регулирования института соучастия в борьбе с преступностью путем выделения его понятия в отдельную статью Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, в  соответствии со ст. 32 УК РФ соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Из данного определения в юридической науке выделяют основные признаки соучастия, имеющие важное значение для правильной квалификации общественно опасного деяния.

Обязательным количественным признаком соучастия является наличие не менее двух субъектов совершения преступления. По разработанному в теории уголовного права правилу каждый из соучастников должен быть надлежащим субъектом преступления, т.е. вменяемым и достигшим указанного в законе возраста уголовной ответственности. Лица, не отвечающие этим требованиям, не могут считаться соучастниками преступления1.

Качественным признаком соучастия является признак совместности, который целесообразно проанализировать с объективной и субъективной сторон.

С объективной стороны понятие "совместность" означает, что несколько (два и более) лиц общими объединенными усилиями выполняют объективную сторону конкретного состава преступления. Они действуют активно, в одно и то же время, в одном месте, помогая друг другу в достижении единого для всех преступного последствия. Между действиями каждого из соучастников и наступившим результатом имеется причинная связь.

С субъективной стороны совместность означает, что не менее двух лиц участвуют в совершении умышленного преступления. Соучастие в неосторожных преступлениях невозможно, что законодательно подтверждено ст. 32 УК РФ.

При умышленной форме вины каждый из соучастников сознает, что совместно с другими лицами совершает общественно опасное деяние. Все они предвидят неизбежность или реальную возможность наступления единого, общего для всех преступного результата. Волевым моментом здесь является желание каждого из соучастников участвовать в таком совместном деянии и желание наступления единого для всех них преступного последствия. При наличии общей цели мотивы деятельности соучастников, как правило, совпадают, однако встречаются случаи расхождения в мотивах, которое может повлиять на квалификацию их действий. Общий признак - совместность действий - характерен как для соисполнительства, так и для сложного соучастия с распределением юридических ролей. Отсюда отправной точкой правильности квалификации действий соучастников является установление признака совместности в объективном и субъективном смыслах. Более того, при рассмотрении признака совместности с субъективной стороны необходимо устанавливать наличие двусторонней субъективной связи и адекватности восприятия соучастниками замыслов, предложений, требований, предъявляемых друг к другу. Многие ошибки судебной практики обусловлены неисследованностью двусторонней субъективной связи. Имеется в виду понимание исполнителем того обстоятельства, что помощь в совершении преступления ему будет оказана пособником, и осознание соучастниками того, что они своими действиями помогают исполнителю совершить преступление. Итак, с субъективной стороны соучастие (в простой и сложной формах) предполагает прямой умысел и двустороннюю субъективную связь.

В правовой литературе высказывается мнение, что при соучастии возможен и косвенный умысел по отношению к последствиям, наступившим от совместных объединенных действий соучастников.

В сложном соучастии с распределением юридических ролей основой для квалификации служит ст. 33 УК, содержащая исчерпывающий перечень и характеристики действий каждого из соучастников преступления.

Наиболее значимой фигурой в соучастии является исполнитель, т.е. лицо, непосредственно совершившее преступление либо участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или иных обстоятельств, названных в УК РФ.

Посредственное исполнение нуждается в более обстоятельном рассмотрении, так как от точности его определения зависит правильность квалификации соучастников. Итак, посредственное исполнение (причинение вреда) - это совершение преступления "чужими руками", руками физических лиц, что сразу позволяет отграничить его от совершения преступления с помощью "одушевленных орудий", в частности животных, которых применяют для нападения на граждан. Внешне такая деятельность напоминает соучастие, но в силу отсутствия возможности умышленно соучаствовать в деянии таковым не является.

В УК РФ названы два варианта посредственного причинения (исполнения) - к совершению преступления привлекаются лица, не достигшие возраста уголовной ответственности, либо невменяемые. Совершение преступления с участием таких лиц не создает соучастия. Исполнителем является лицо, вовлекшее названных лиц в совершение преступления. В случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, в силу ч. 2 ст. 33 УК несет уголовную ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения (п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 01.02.2011 N 1). К иным вариантам посредственного причинения относятся, например, случаи, когда лицо умышленно использует неосторожное поведение других лиц. Последние либо не привлекаются к ответственности (если в содеянном нет состава преступления), либо отвечают за неосторожное преступление. Исполнителем является лицо, умышленно использовавшее неосторожное поведение других лиц.

Субъективные признаки исполнителя характеризуются умышленной формой вины. Исполнитель осознает общественную опасность своих действий, а также действий другого (-их) соучастника (-ов), осознает, что действует не один, предвидит возможность или неизбежность наступления общих для всех соучастников преступных последствий и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает (косвенный умысел) наступление таких последствий.

Необходимо отметить также особенности квалификации соучастия со специальным субъектом, т.е. исполнителем, наделенным кроме общих признаков (возраст, вменяемость) дополнительными, характеризующими его специфический социально-правовой статус, должностное положение, профессиональную и другую деятельность. В ч. 4 ст. 34 УК законодатель четко зафиксировал: лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника. В постановлениях Пленума Верховного Суда по отдельным категориям дел этот вопрос рассматривается применительно к понятию "группа лиц", "группа лиц по предварительному сговору", "организованная группа".

Организатор преступления в соответствии с ч. 3 ст. 33 УК - это лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу, преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

Если субъект организовал совершение преступления исполнителем (соисполнителями), т.е. подал (воспринял как свою) идею совершить общественно опасное действие, разработал план его совершения, распределил роли между участниками, совершил другие подобные организационные действия, но сам не принимал участия в выполнении объективной стороны, его действия необходимо квалифицировать со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК. Допустим, исполнитель обвиняется по ст. 158, организатор - по ч. 3 ст. 33 и ст. 158 УК. Аналогичная квалификация будет и в том случае, когда организатор не участвует в выполнении объективной стороны состава преступления, но руководит действиями исполнителей.

Если организатор наравне с другими соучастниками непосредственно исполняет преступление, его действия должны быть квалифицированы как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК (ч. 3 ст. 34 УК).

Действия организатора по преступлениям со специальным субъектом согласно закону должны быть квалифицированы со ссылкой на ст. 33 УК (ч. 4 ст. 34 УК).

Свои особенности имеет квалификация действий организатора, создающего организованную преступную группу либо преступное сообщество. В этих случаях она (квалификация) зависит от законодательной конструкции соответствующего состава преступления.

Так, если в статьях Особенной части УК в качестве особо квалифицированного признака предусмотрено совершение преступления организованной группой, то действия всех лиц, в том числе организатора, надо квалифицировать по той части конкретной статьи УК, где этот признак указан без ссылки на ст. 33 (ч. 3 ст. 34 УК).

По нормам Особенной части УК, где в качестве самостоятельного преступления предусмотрена сама организационная деятельность(например, ст. 209 УК РФ), действия организатора необходимо квалифицировать по той части статьи УК, которая предусматривает ответственность за эту деятельность (например, ч. 1 ст. 209). Это относится и к случаям, когда, создав преступное объединение, организатор затем участвует в его криминальных действиях в качестве исполнителя. Особенность квалификации для организатора преступного сообщества состоит еще в том, что, поскольку он создал это объединение, поставил перед участниками специальные цели, то и отвечать он должен не только за те действия, которые сам совершал (организацию и личное исполнение преступления), но и за действия всех членов объединения, если они соответствовали задуманному плану преступной деятельности.

Наконец, последний вариант: если организатор по независящим от него обстоятельствам не смог склонить других лиц к совершению преступления, его действия надо квалифицировать как приготовление к преступлению2.

Подстрекателем согласно ч. 4 ст. 33 УК является лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Подстрекательство необходимо отграничивать от организационной деятельности. И в том и в другом случае преступная инициатива исходит от подстрекателя либо организатора. Они воздействуют на сознание и волю исполнителя с целью склонить его (возбудить желание, решимость) к совершению преступления. Начальным моментом деятельности подстрекателя и организатора считается время, когда исполнитель еще не приступил непосредственно к преступным действиям. Однако на этом их сходство заканчивается. Различие же состоит в объеме и характере выполняемых действий. У организатора объем деятельности гораздо больше, нежели у подстрекателя. Он не только склоняет другое лицо к совершению преступления, но и создает для этого надлежащие условия. Отсюда и степень общественной опасности действий организатора намного выше, в связи с чем наказание ему должно назначаться более строгое в сравнении с подстрекателем.

Квалификация действий подстрекателя зависит не только от его непосредственной деятельности по склонению исполнителя к совершению преступления, но и от того, каким способом он это осуществляет. Способы могут быть весьма разнообразными, но среди них надо выделить такие, которые сами по себе содержат состав того или иного преступления. Так, подкуп исполнителя (как способ воздействия) может повлиять на квалификацию действий названных соучастников при несовпадении мотивов преступления. Например, лицо по мотивам ревности подстрекает исполнителя совершить убийство потерпевшего, обещая заплатить за это. Исполнитель выполняет просьбу подстрекателя. Его действия необходимо квалифицировать по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК (убийство по найму). Действия подстрекателя, внушившего (навязавшего) исполнителю мотив преступления, названный непосредственно в ст. 105 в качестве квалифицирующего признака, подлежат такой же квалификации со ссылкой на ст. 33 и п. "з" ч. 2 ст. 105 УК. Субъект сознает, что подстрекает исполнителя к совершению убийства по найму, и желает соучаствовать в таком преступлении.

Пособничество как вид соучастия принято делить на интеллектуальное и физическое.

В соответствии с ч. 5 ст. 33 УК интеллектуальным пособником считается лицо, содействующее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации либо заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления, приобрести или сбыть предметы, добытые преступным путем.

Физическим пособником является лицо, которое предоставляет исполнителю средства или орудия совершения преступления, устраняет препятствия, скрывает по заранее данному обещанию преступника, следы преступления или предметы, добытые преступным путем, приобретает либо сбывает такие предметы. Физическое пособничество осуществляется путем как активных действий, так и бездействия. Например, по договоренности с исполнителем преступления охранник оставляет незапертой дверь в охраняемое им помещение с находящимися там ценностями.

Эти два вида соучастников объединяет то, что пособник не является инициатором преступления. Он лишь содействует его совершению, т.е., обещая помощь, укрепляет решимость исполнителя совершить преступление. Момент окончания пособничества зависит от его вида. Так, физическое пособничество заканчивается с момента предоставления исполнителю орудий, средств совершения преступления или создания иных условий для осуществления деяния. Интеллектуальное - с момента дачи советов, информации, обещания скрыть преступление и т.д. Именно эти действия укрепляют решимость исполнителя пойти на преступление

Квалификация действий соучастников во многом зависит от правильности определения вида соучастия. В основе деления на виды лежит степень соорганизованности соучастников. В соответствии с этим в ст. 35 УК выделяется четыре вида объединения: группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество. Для всех них характерны уже называвшиеся обязательные количественные и качественные признаки: два лица и более, являющиеся субъектами преступлений; совместность действий в объективном и субъективном смыслах. Все участники группы должны быть соисполнителями преступления. Группы согласно статьям Особенной части УК являются квалифицирующими или особо квалифицирующими признаками, влекущими более строгое наказание в рамках санкции конкретной статьи Уголовного кодекса. Квалификация деяний с учетом видов соучастия возможна лишь в том случае, когда они прямо названы в статье УК и вид соучастия доказан при расследовании уголовных дел.

Отметив общие для всех видов соучастия признаки, укажем на особенности каждой из групп, влияющие на квалификацию действий. Так, группа лиц предполагает объединение двух и более лиц, совместно участвующих в совершении преступления в качестве соисполнителей. От случайной группы она отличается наличием признака совместности в объективном и субъективном смыслах.

Информация о работе Уголовно-правовая квалификация эксцесса соучастников преступления: теория и практика