Убийство при смягчающих обстоятельствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2009 в 08:14, Не определен

Описание работы

курсовая

Файлы: 1 файл

Убийство при смягчающих обстоятельствах.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     Основанием  смягчения ответственности в  рассматриваемых случаях является, прежде всего, виктимное (неправомерное либо аморальное) поведение потерпевшего, и вызванное им состояние сильного душевного волнения у виновного. В психологии и психиатрии последнее носит название физиологического аффекта.

     Физиологический аффект характеризуется эмоциональной  вспышкой высокой степени и взрывного характера. Он выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в известной степени нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков, лишает человека возможности твердой всесторонне взвесить последствия своего поведения.

     В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в значительной степени понижена, что является одним из оснований для признания совершенного в таком состоянии преступления менее общественно опасным по сравнению с преступлением, совершенным при спокойном состоянии психики.

     От  физиологического аффекта следует  отличать так называемый патологический аффект, представляющий собой временное расстройство психики. При нем наступает глубокое помрачение сознания, и человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым.

     Для решения вопроса о том, совершено  ли деяние в состоянии физиологического или патологического аффекта, необходимо назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

     Аффектированное убийство признается совершенным при  смягчающих обстоятельствах лишь при  наличии определенных условий:

  1. сильное душевное волнение и умысел на преступление должны возникнуть внезапно;
  2. они вызваны противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

     Внезапность сильного душевного волнения по общему правилу, состоит в том, что оно возникает немедленно, как ответная  реакция на противоправное или аморальное поведение потерпевшего. Умысел здесь может быть только внезапно возникший.

     Между убийством и провокационным поведением потерпевшего, вызвавшим достояние физиологического аффекта и умысел на преступление, в подавляющем большинстве случаев не должно быть разрыва во времени. Однако возможно возникновение аффекта не сразу после противоправных действий потерпевшего, а спустя определенное время.

     Например, человек случайно встречает на улице  субъекта, который в свое время  надругался над его ребенком.

     Провокация со стороны потерпевшего, вызывающая состояние сильного душевного волнения у виновного, представляет, собой:

     а) насилие;

     б) издевательство;

     в) тяжкое оскорбление;

     г) иные противоправные действия (бездействие) потерпевшего;

     д) аморальные действия (бездействие) потерпевшего;

     е) систематическое противоправное или  аморальное поведение потерпевшего.

     Насилие со стороны, потерпевшего может быть физическим (например, нанесение удара, побои, истязания, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, насильственное ограничение свободы, изнасилование) или психическим (угроза применить физическое насилие). Насилие, вызывающее аффект, должно быть противоправным.

     При убийстве в состоянии аффекта, вызванного насильственными действиями потерпевшего, виновный не должен находиться в ситуации необходимой обороны. В противном случае правовая оценка содеянного будет даваться по правилам о необходимой обороне.

     Чаще  всего применительно к убийству, предусмотренному ст. 107 УК РФ, речь идет о случаях, когда насильственное посягательство закончилось, и опасность лицу уже не угрожает. В то же время виновный находится в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного этим посягательством.

     Издевательство, могущее вызвать состояние аффекта, представляет собой злую насмешку, глумление над виновным. В отличие от тяжкого оскорбления, которое всегда выражается в неприличной форме, издевательство может осуществляться в пристойном виде, хотя по своему содержанию является столь же циничным и оскорбительным, глубоко ранящим психику человека.

     Таковы, например, насмешки над физическими недостатками человека или другой его ущербностью. Издевательство может быть растянутым во времени.

     Под тяжким оскорблением, которое может вызывать состояние аффекта, понимается грубое, циничное, глубокое унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Вопрос о том, какое оскорбление считать тяжким, — это вопрос факта, решаемый в каждом отдельном случае с учетом всех конкретных обстоятельств дела. Таково, например, оскорбление родственных, национальных, религиозных чувств.

     При оценке степени тяжести оскорбления  учитываются и индивидуальные особенности виновного (болезненное физическое и душевное состояние, беременность и т. п.). Под иными противоправными действиями (бездействием) потерпевшего следует понимать такие поведенческие акты, которые хотя и не являются насилием, издевательством и оскорблением, но вместе с тем характеризуются грубым нарушением прав и законных интересов виновного или других лиц.

     Это может быть дерзкое самоуправство, причинение смерти или вреда здоровью не в результате насилия, шантаж, клевета, повреждение или уничтожение имущества, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, невозвращение крупной суммы долга и пр. Под аморальными действиями (бездействием) потерпевшего понимаются противоречащие нормам морали поступки, могущие оказаться поводом для возникновения аффекта.

     Например, очевидный факт супружеской измены, предательство близких, «подсиживание» на работе и пр. В результате систематического противоправного или аморального поведения потерпевшего может возникнуть длительная психотравмирующая ситуация, вызывающая порой состояние физиологического аффекта.

     В такой ситуации психическое напряжение у виновного постепенно накапливается, и когда «чаша терпения» переполняется, возникает сильное душевное волнение, которое приводит к совершению убийства.

     Субъективная  сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Умысел здесь всегда внезапно возникший. Однако это не исключает в ряде случаев наличия неприязненных, враждебных отношений между виновным и потерпевшим, относящихся к более раннему времени. Важно, чтобы умысел на убийство возник внезапно, в состоянии аффекта, спровоцированного конкретными противоправными или аморальными действиями потерпевшего.

     Мотивы  преступления могут быть различными. Изучение судебной практики показывает, что убийство, предусмотренное ст. 107 УК РФ, в большинстве случаев совершается по мотивам мести или ревности. На квалификацию данного преступления мотивы влияния не оказывают, однако их выяснение часто необходимо для ответа на вопрос, было ли состояние сильного душевного волнения у лица, совершившего убийство.

     Квалифицированный вид данного преступления (ч. 2 ст. 107 УК РФ) имеет место в тех случаях, если в состоянии аффекта совершено убийство двух или более лиц. Речь идет о нескольких убийствах, совершенных одновременно или на протяжении короткого промежутка времени и охватывающихся единым умыслом виновного.

     Содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 107 УК РФ, независимо от того, какие мотивы обусловили первое и последующие убийства. Главное, чтобы эти убийства были совершены в состоянии физиологического аффекта, вызванного противоправным или аморальным поведением каждого из потерпевших.

     Убийство, совершенное должностным лицом  в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения во время исполнения им своих служебных обязанностей, в том числе и с использованием вверенного для служебных целей оружия, следует квалифицировать по ст. 107 без дополнительной ссылки на ч. 3 ст. 286 УК РФ. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод, убийство, совершенное в состоянии аффекта является квалифицированным составом, при его квалификации необходимо учитывать все обстоятельства связанные с конкретным делом.

     Немаловажное  значение в определенных ситуациях  имеют факультативные признаки элементов состава преступления, о которых также нельзя забывать. 

   1.3. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания лица совершившего преступление

   Об  убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер необходимых для задержания лица совершившего преступление говориться в статье 108 УК. По существу речь идет о двух самостоятельных преступлениях, имеющих сходство по объекту посягательства - жизни человека и обстоятельствам, смягчающим ответственность, и поэтому объединенных в одной статье. УК не содержал нормы об ответственности за убийство при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

   В ст. 37 и 38 УК говорится о том, что  превышением пределов необходимой  обороны и превышением мер  при задержании признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства или являющиеся явно чрезмерными. Из этих общих  положений следует два принципиальных вывода:

   1) Убийство, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 108 УК, является преступлением умышленным, хотя в ст. 108 УК по-прежнему форма вины не определена;

   2)  Следователи, судьи ориентированы  при выяснении обстоятельств  такого убийства на сопоставление  действий виновного и нападавшего  или задержанного (оказавшегося потерпевшим) по характеру и степени общественной опасности и обстановке происшествия.

   Действия, совершенные в состоянии необходимой  обороны, в том числе и лишение  жизни нападавшего, не влекут уголовной  ответственности. Для применения ч. 1 ст. 108 УК должно быть установлено, что состояние необходимой обороны действительно имело место, но были превышены ее пределы.

   Убийство  может быть квалифицировано по ч. 1. ст. 108 УК когда: 
а) оно совершено в течение начавшегося и продолжающегося общественно опасного посягательства либо по его окончании, если для оборонявшегося лица не был ясен момент окончания посягательства;

б) обороняющееся  лицо осознает, что посягательство окончилось, но, находясь под его впечатлением, причиняет нападающему смерть; в этом случае   применение средств защиты должно быть ограничено мгновенными ответными действиями.

   Пределы необходимой обороны могут быть признаны превышенными в связи с  несоразмерностью средств защиты и  нападения, включая интенсивность  действий сторон, ценность защищаемого блага и характер наступивших последствий, равно как и в связи с запоздалой, но соразмерной окончившемуся нападению защитой.

   При рассмотрении вопроса о превышении пределов необходимой обороны в  связи с несоразмерностью средств  защиты, помимо обстоятельств, указанных выше, следует учитывать: соотношение сил нападающего и обороняющегося, количество нападающих, место совершения нападения, обстановку нападения в целом. Все обстоятельства посягательства подлежат всестороннему анализу и оценке в их совокупности.

   Состояние необходимой обороны может иметь  место и тогда, когда защита последовала  непосредственно за актом оконченного  посягательства, если по обстоятельствам  дела для обороняющегося не был ясен момент его окончания. Переход оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягавшего к обороняющемуся сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства.

   В то же время действия обороняющегося не могут считаться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред причинен после того, как посягательство было предотвращено или окончено и в применении средств защиты явно отпала необходимость. В этих случаях ответственность должна наступать на общих основаниях.

   Представляется, что сохранило практическое значение разрешая вопрос о наличии или отсутствии признаков превышения пределов необходимой обороны, суды не должны механически исходить из требования соразмерности средств защиты и средств нападения, а также соразмерности интенсивности защиты и нападения, а должны учитывать как степень и характер опасности, угрожавшей обороняющемуся, так и его силы и возможности по отражению нападения (количество нападавших и оборонявшихся, их возраст, физическое состояние, наличие оружия, место и время посягательства, и другие обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягавшего и защищавшегося).

Информация о работе Убийство при смягчающих обстоятельствах