Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:13, курсовая работа
Становление института компенсации морального вреда в России.
Представляется
нецелесообразным выделение телесного
вреда как состоятельного вида вреда.
Вполне достаточно для целей гражданского
права существование вреда
Анализ категорий "моральный" и "психический" вред, позволил сделать вывод о не тождественности данных понятия. Так, моральный вред может быть установлен лишь в связи с четко выраженным мнением потерпевшего, психический вред может быть установлен объективно.
На основе вышеизложенного представляется возможным определить моральный вред как нарушение психического благополучия, выраженное в нравственных страданиях, причиненное посягательством на права и интересы граждан.
Проблемным является и вопрос о том, являются ли душевные страдания моральным вредом или это только составной элемент личных благ (жизнь, здоровье, имя, честь, достоинство, личная неприкосновенность и т.д.) и можно ли нарушение душевного состояния, вызвавшее душевные переживания и нравственные страдания, считать причинением вреда личному благу? Душевные переживания и нравственные страдания непосредственно не обусловлены объектом посягательства; они производны от основных последствий правонарушений. То есть если объектом посягательства не являются моральные качества, то душевные последствия производны от основных последствий и не могут возмещаться. Не всегда душевная боль порождает физический вред или такое заболевание как нервный шок.
И, тем не менее, она наносит серьезный вред, который не должен оставаться не возмещенным.
Другой немаловажной проблемой является подмена моральным вредом вреда имущественного, не имеющего точного имущественного выражения. В теории и практике под моральным вредом понимают такой вред, который не имеет точного выражения на момент его возникновения. Согласно этой точке зрения категорией морального вреда порой подменяется проблема имущественного вреда, наступающего через определенное время, например, при повреждении здоровья или наступлении смерти, а также проблема определения имущественного вреда не поддающегося точной денежной оценке. Такой вред трудно подменить, но это всё же не меняет его видовой принадлежности.
Следует особо обратить внимание на проблему распространения морального вреда. Существует научная разработка цивилистов, указывающая
на необходимость
Данная
позиция не может считаться абсолютно
верной, так как нормы морали охраняются
общественным убеждением, а нормы права
- государственным принуждением. Следовательно,
нормы морали должны защищаться государственным
принуждением в той степени, в какой они
признаны нормами права.19
1.3. Соотношение морального вреда с другими видами вреда в российском праве.
Под вредом в гражданском праве понимаются неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неи-
мущественным (нематериальным).
Охраняемые законом неимущественные блага перечислены в Конституции и Гражданском кодексе РФ. Это жизнь, здоровье, честь, достоинство, доброе имя, свобода, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна.
Определение содержания морального вреда как страданий означает, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию. При этом неблагоприятные изменения в охраняемых законом благах отражаются в сознании человека в форме негативных ощущений (физические страдания) или переживаний (нравственные страдания). Содержанием переживаний может являться страх, стыд, унижение или иное неблагоприятное в психологическом аспекте состояние. Очевидно, что любое неправомерное действие или бездействие может вызвать у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишить его полностью или частично психического благополучия.
Содержанию морального вреда уделил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", указав, что "под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.".20
Хотя Верховный Суд РФ не дал общего определения страданий, из приведенного текста Постановления следует, что суд попытался раскрыть содержание одного из видов морального вреда - нравственных страданий. Очевидно, что под нравственными страданиями суд понимает переживания.
Из
указания на то, что моральный вред
может заключаться в
Следует отметить, что понятие "физические страдания" не совпадает по своему содержанию с понятиями "физический вред" или "вред здоровью". Физические страдания - это одна из форм морального вреда в том его виде, как он определен в российском законодательстве (ст. 151 ГК), в то время как физический вред (который целесообразнее было бы называть органическим вредом) - это любые негативные изменения в организме человека, препятствующие его благополучному биологическому функционированию.
Но что представляет собой благополучное биологическое функционирование организма? Это есть нормальное с медицинской точки зрения протекание всех психофизиологических процессов в организме человека.
Физический (органический) вред является вредом материальным с естественнонаучной точки зрения и вместе с тем неимущественным; негативные изменения происходят в организме, т.е. в материальной сфере потерпевшего, под влиянием определенных внешних воздействий. Эти изменения, в свою очередь, приводят или могут привести к негативным изменениям в состоянии психического благополучия и (или) в имущественной сфере личности.
Негативные
изменения в состоянии
К такому же выводу приводит анализ ст. 12 и 15 ГК. В ст. 12 отсутствует упоминание о таком способе защиты гражданских прав, как "возмещение вреда", но говорится о таком способе, как "возмещение убытков". Что касается ст. 15, то из нее можно сделать вывод, что термин "убытки" применим к случаям как договорных, так и деликтных обязательств, поскольку здесь под убытками понимаются:
1)
реальный ущерб в виде
2) утрата или повреждение его имущества;
3)
упущенная выгода - неполученные
доходы, которые это лицо получило
бы при обычных условиях
Такое понимание убытков применимо при причинении как органического, так и имущественного вреда.
Неправильное
разграничение видов вреда
Однако отмеченные ограничения - это проявления именно органического вреда, а собственно моральный вред - это переживания потерпевшего по поводу наличия указанных ограничений. Если бы инвалиду были компенсированы расходы на приобретение автомобиля и изготовление высококачественных протезов, позволяющих самостоятельно передвигаться, это являлось бы возмещением органического вреда, опосредованным через возмещение имущественного вреда. Подлежащий компенсации моральный вред в таком случае выражался бы в виде переживаний лица по поводу неустранимых последствий состояния увечья.
Поскольку опосредованное через возмещение имущественного вреда возмещение органического вреда выражается, как и компенсация морального вреда, в денежной форме, возникает вопрос о разграничении этих правовых институтов. На необходимость правильного отграничения компенсации неимущественного вреда от взыскания дополнительных расходов обращали внимание многие исследователи.
Основная трудность такого разграничения состоит в единстве формы компенсации морального вреда и возмещения имущественного вреда, так как деньги - универсальный имущественный эквивалент, дающий возможность приобретения необходимых благ.
Следует исходить из того, что опосредованное через возмещение имущественного вреда возмещение органического вреда направлено на устранение или ослабление дисфункций организма или их внешних проявлений, в то время как компенсация морального вреда направлена на устранение или сглаживание переживаний и страданий, связанных с причинением вреда организму человека.
Поскольку, как уже отмечалось выше, моральный вред выражается в негативных психических реакциях потерпевшего, правильнее было бы вместо понятия "моральный вред" использовать понятие "психический вред". В этом случае вред подразделялся бы на следующие виды: имущественный, органический и психический вред. Исчерпывались ли бы этим перечнем все возможные виды вреда? Очевидно, ответ должен быть отрицательным.
Под моральным вредом понимаются страдания - именно такое определение морального вреда ввел, следуя за союзным, российский законодатель в ст. 151 ГК. Но вполне ли удачно присвоение страданиям такого наименования? Как корреспондирует это определение пониманию вреда как умаления охраняемых законом благ?
Вернемся
к ст. 150 ГК. В ней законодатель
устанавливает принцип