Понятие морального вреда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Становление института компенсации морального вреда в России.

Файлы: 1 файл

Понятие морального вреда-2.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Государственная Классическая академия 

                                                                                  Кафедра гуманитарных  наук

Специальность Юриспруденция 

Компенсация морального вреда

Курсовая  работа 
 
 

                                                                Выполнила студентка 4 курса

                                        Матушкина Мария Макаровна 

                                                                              (подпись)

            

                                                                   Научный руководитель: Керенский З.Р

                               

                                                                               

                                                                                          (подпись) 

                                                                 Работа защищена  «__» __________200__г. 

                                                                Оценка______________________________ 
 

                                                                   Зав. кафедрой 

                                                                    к.т.н.                                   В.Д.Сперанский

                                                                    

                                                                                               (подпись) 
 
 
 

Москва

2008  г.

 

  1. Понятие морального вреда
 

  • 1.1. Становление института компенсации морального вреда в России.

    Гражданское законодательство дореволюционной России не содержало общих норм, предусматривающих возможность компенсации морального вреда. Компенсация за личное оскорбление могла быть взыскана в порядке гражданского судопроизводства только в случае, если она косвенно отражалась на имущественных интересах потерпевшего.

    Однако  в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве содержался относительный  аналог этого правового института.1 Как отмечал Г. Ф. Шершеневич, закон наш рядом с уголовным удовлетворением, предоставляет на выбор потерпевшему право требовать в свою пользу платежа пени, являющейся остатком того времени, когда все наказания носили частный характер. Размер пени или так называемого бесчестия, смотря по состоянию или званию обиженного и по особым отношениям обидчика к обиженному, не превышает 50 рублей.2 Дореволюционные российские правоведы, рассматривали личную обиду как возможное основание для предъявления требования о выплате денежной компенсации и понимая при этом под обидой действие, наносящее ущерб чести и достоинству человека, в большинстве своем считали предъявление такого требования недопустимым.

    Видимо, в этом высказывается аристократический, «рыцарский» менталитет, свойственный российскому дворянству-сословию, из среды которого, как правило, пополнялся корпус дореволюционных российских юристов. Для российского дворянства было естественно отреагировать на оскорбление вызовом «к барьеру», но не требованием о выплате денежной компенсации – подобный образ действий и мышления был допустим лишь для «подлого» сословия; напротив, требование со стороны дворянина о выплате денег за нанесенное ему оскорбление навсегда закрывало бы для него двери в приличное общество.

    После революции 1917 г. Менталитет российского  общества существенно изменился, но это не изменило отрицательного (хотя уже по другим основаниям) отношения к возмещению в денежной форме морального вреда. Преобладающим оказалось мнение о недопустимости такого возмещения, в связи с чем и гражданское законодательство послереволюционной России до 1990 г. Не предусматривало ни самого понятия морального вреда, ни возможности его возмещения.

    Судебная  практика в соответствии с господствующей доктриной отличалась стабильностью в этом вопросе, и суды неизменно отказывали в изредка предъявлявшихся исках о возмещении морального вреда в денежной форме.

    Существо  этой доктрины заключалось в том, что принцип возмещения морального вреда рассматривался как классово чуждый социалистическому правосознанию.3 Она основывалась, в частности, на демагогических утверждениях о невозможности измерять достоинство советского человека в презренном металле, хотя подобных предложений никто и не делал; поскольку идея сторонников возмещения морального вреда состояла не в измерении личных неимущественных прав в деньгах, а в обязании правонарушителя к совершению действий имущественного характера, направленных на сглаживание остроты переживаний, вызванных правонарушением, сглаживание остроты переживаний, вызванных правонарушением, т.е. деньги рассматривались в качестве не эквивалента перенесенных страданий, а источника положительных эмоций, способных полностью или частично погасить негативный эффект, причиненный психике человека в результате нарушения его прав.

    Позитивные  взгляды на эту проблему, высказываемые  в основном до начала 30-х годов, не возымели воздействия на законодательство и судебную практику. После "полной победы социализма в СССР" эти дискуссии прекратились, и в дальнейшем в результате соответствующей пропаганды в общественном правосознании представления о недопустимости оценки и возмещения морального вреда в имущественной форме укоренились настолько, что появлявшиеся в печати сообщения о случаях присуждения имущественных компенсаций за причиненные физические или нравственные страдания (преподносившиеся в достаточно гротескном виде) воспринимались как чуждые социалистическому правовому регулированию.4

    Это, однако, не препятствовало использованию  норм зарубежного законодательства о компенсации морального вреда  при предъявлении советскими гражданами исков к иностранным юридическим  и физическим лицам. Так, Н.С. Малеин отмечал, что "и практика СССР шла по пути предъявления исков о возмещении морального вреда в тех случаях, когда, например, повреждение здоровья или причинение смерти советского гражданина произошли в капиталистической стране и дело рассматривалось судом по законодательству места совершения правонарушения ("принцип" приносился в жертву во имя получения валюты)".5

    В 60-х годах дискуссии по этому  поводу возобновились. Принцип компенсации  морального вреда поддерживался в работах А.М. Беляковой,6 С.Н. Братуся,7 Н.С. Малеина,8 В.А. Тархова,9 М.Я. Шиминовой10 и др. Признавалась необходимость введения института имущественного возмещения неимущественного вреда, поскольку область гражданско - правового регулирования охватывает не только имущественные, но и личные неимущественные отношения.11 

    1.2. Проблема определения  понятия морального вреда.

    Понятие «моральный вред» было введено в  гражданское законодательство, очевидно, для сохранения терминологической  преемственности с уголовно-процессуальным законодательством, поскольку до недавнего времени единственным основанием считать моральный вред правовой категорией являлась ст. 53 УПК РСФСР12, определявшая потерпевшего как лицо, которому преступлением причинен «моральный, физический или имущественный вред». Принимая во внимание установленное законодателем содержание этого понятия (нравственные и физические страдания), название «моральный вред» вряд ли может быть признано удачным, поскольку понятие «мораль» применительно к личности означает совокупность представлений об идеале, добре и зле, справедливости и несправедливости. Прежде чем перейти к анализу понятия «моральный вред» необходимо отметить, что под вредом в гражданском праве понимаются неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, при этом само благо может быть как имущественным, так и неимущественным. Перечень охраняемых законом неимущественных благ указан в Конституции РФ. Это право на жизнь, здоровье, честь, достоинство, доброе имя, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, причем в Конституции подчеркивается (п. 1 ст. 55)13, что этот перечень не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод личности. Упомянутые права имеют абсолютный характер.14

    Сам термин «моральный вред» достаточно распространен в настоящее время. Речь о моральном вреде не всегда идет непосредственно в судебных процессах. Это связано с тем, что уровень правовой безграмотности населения снижается, и практически каждый гражданин России способен понять содержание и сущность данного термина. В обывательском понимании граждан моральный вред – это те понесенные личностью потери душевного и психологического характера, которые подлежат возмещению в судебном порядке. Но все чаще встречаются случаи, когда граждане несколько заблуждаются относительно данного правового института. Это выражается баснословными денежными суммами, в которых истцы требуют компенсировать причиненный моральный вред. И именно поэтому необходимо уяснить все особенности термина «моральный вред», который употребляется в современном законодательстве и на основе знания и понимания которые гражданам станет проще избежать ошибок, связанных с определением собственных нравственных или физических страданий и их оценке в денежном эквиваленте.

    Так, в Популярном юридическом словаре, моральный вред определяется как  вред, выражающийся в физических или  нравственных страданиях, причиненный  гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других, предусмотренных законом случаях. Согласно ГК РФ (ст. 151)15, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

    В числе предусмотренных законом  случаях можно сослаться на достаточно широкие возможности компенсации морального вреда, предоставляемые гражданам при нарушении их имущественных прав.16

    В теории гражданского права по поводу понятия морального вреда не сложилось  единого мнения. Так, одна группа авторов под моральным вредом понимают нравственные и физические страдания. Эту же позицию занимает и законодатель (ст. 151 ГК РФ). Существует также иная позиция современных цивилистов, которые полагают, что в данном определении смешиваются два вида вреда: физический и моральный (нравственный). Неоднократно высказывались предложения об  исключении из легального определения морального вреда физических страданий, так как моральный вред это душевные переживания и страдания. Это мнение основано на данных социологов о структуре личности, которая состоит из следующих элементов:

  • биопсихологический элемент - физическое состояние организма, его функционирование;
  • психо-социогенные элементы - представление о том, каким нужно быть культурном плане, чтобы снискать признание окружающих.

   Самостоятельную позицию занимает Эрделевский А.М. который выделяет физические страдания в самостоятельный вид морального вреда. Автор предлагает исключить из законодательства термин "физический вред", заменив его термином "телесный вред", понимая под последним любые негативные изменения в телесной сфере человека. Возмещение телесного вреда должно заключаться в компенсации морального вреда и возмещении имущественного вреда. Возмещение телесного вреда должно быть направлено на устранение или ослабление самих телесных дисфункций, в то время как компенсация морального вреда направлена на устранение или сглаживание переживаний, страданий, связанных с причинением телесного вреда. Предлагается заменить термин "моральный вред" на термин "психический вред" и, таким образом, "вред" как общее понятие подразделялось бы на "имущественный, телесный и психический вред". 17

Информация о работе Понятие морального вреда