Классификация преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:26, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать основные положения целостной научной концепции классификации (категоризации) преступлений, отразить особую ее значимость для уголовного закона и науки уголовного права. Показать, что классификация преступлений в зависимости от их тяжести является фундаментом для построения многих норм и институтов Общей части уголовного закона.



















Введение
Проводимые в нашей стране в настоящее время реформы требуют кардинальных изменений не только в политике и экономике, но и в законотворческой и правоприменительной деятельности. Закладывается законодательный фундамент для надежного функционирования всей правовой системы. Действующий Уголовный кодекс РФ 1996 г. основан на абсолютно новых началах, связанных с отказом от идеологии прошлых лет. Подтверждается приоритет общечеловеческих ценностей, переход к первичности защиты, в том числе и уголовно-правовыми средствами, прав и свобод человека, изменившихся экономических условий.
Важной новеллой в Общей части Уголовного Кодекса следует признат

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2

1. Понятие и критерии классификации преступлений…………...5

2. Категоризация преступлений…………………………………...14

3. Деление преступлений по форме вины………………………...19

4. Классификация преступлений по иным основаниям………….21

Заключение……………………………………………………….....24

Список использованной литературы……………………………...26

Файлы: 1 файл

Курсовая по УП2.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

     Каковы  же логические подходы к основаниям классификации преступлений? В логике под классификацией (от латинского classis — разряд, facio — делаю) понимается распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.6 Следовательно, в качестве основания любой классификации вообще должны быть положены признаки, наиболее существенные и специфические для данных предметов.

     В уголовном праве — это характеристика общественной опасности преступного  деяния. Действительно, общественная опасность — главный (материальный) признак преступления. В любой общественно-экономической формации проявление тех или иных разновидностей человеческого поведения криминализируется по строго определенным признакам. В классовом обществе преступлением признаются деяния, опасные для интересов господствующего класса. Будучи объединены в одну группу, эти посягательства, тем не менее, по степени общественной опасности могут сильно отличаться друг от друга. Степень общественной опасности преступных деяний — это качественное выражение их сравниваемой опасности, собирательный признак, включающий различные обстоятельства объективного и субъективного порядка, характеризующие преступное деяние (важность объекта преступного посягательства, размер причиненного преступлением ущерба, форма вины, характер мотивов и целей преступника, специфические особенности способа, обстановки, места или времени совершения преступления и другие обстоятельства).

     Формально-логическим «неувязкам» рассматриваемых классификаций  преступлении соответствуют и «неувязки» материально-правового характера. Поэтому нарушение формально-логических требований, предъявляемых к классификации преступлений, может усложнить процесс применения уголовного закона и, в конечном счете, отрицательно повлиять на укрепление законности при отправлении правосудия по уголовным делам. Цель и назначение уголовно-правовой классификации преступлений — индивидуализация ответственности и наказания как важнейшего принципа советского уголовного права. Отнесение преступления к тому или иному разряду (группе) должно влечь строго определенные правовые последствия.

     Анализ  действующего уголовного законодательства, исследование проблем классификации преступлений в науке уголовного права и практических потребностей законотворческой и правоприменительной деятельности дает основание считать наиболее целесообразной четырехчленную классификацию преступлений, предполагающую выделение особо тяжких, тяжких, менее тяжких преступлений и преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Последние следовало бы именовать уголовными проступками. Отнесение определенных категорий преступления к уголовным проступкам означало бы, что эти общественно опасные деяния являются видом преступления, и в то же время позволило бы оговорить в законе целый ряд особенностей в уголовно-материальном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном плане.

     Особо тяжкие преступления — преступления, за совершение которых в законе предусмотрено  наказание смертной казнью или лишением свободы на срок свыше 10 лет. Тяжкие преступления — преступления, совершение которых наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет. Менее тяжкие преступления — преступления, за которые в законе предусмотрено лишение свободы свыше 2 и до 5 лет. Преступления, не представляющие большой общественной опасности (уголовные проступки), — преступления, наказание за которые — лишение свободы на срок до 2 лет или другое менее тяжкое наказание.

       Неосторожные преступления классифицируются, исходя из той же оценки санкции уголовно-правовой нормы. Среди неосторожных преступлений нет особо тяжких, так как по степени общественной опасности они не могут влечь ни смертной казни, ни лишения свободы на срок свыше 10 лет.

          Все неосторожные преступления подразделяются на неосторожные тяжкие, неосторожные менее тяжкие и неосторожные преступления, не представляющие большой общественной опасности (уголовные проступки). Если в законе не оговаривается, какое по виду (классу) преступление имеется в виду, то это значит, что законодатель подразумевает в этом случае и умышленное и неосторожное преступление определенной  тяжести.

     В зависимости от отнесения соответствующих  преступлений к той или иной группе должны наступать определенные правовые последствия. Их много, но основные могут  быть сведены к следующим. Во-первых, с правовыми последствиями классификации преступлений в большей степени, чем это сделано в действующем законодательстве, необходимо увязывать особенности оснований и условий уголовной ответственности. Например, установление сроков давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от места соответствующего преступления в уголовно-правовой классификации (в настоящее время эти сроки определены произвольно). Во-вторых, с классификацией преступлений в большей степени должны быть связаны вопросы назначения наказания и его исполнения (например, условия признания лица особо опасным рецидивистом; определение режима исправительно-трудовых учреждений при назначении наказания в виде лишения свободы и т. д.). В-третьих, классификация преступлений (в сочетании, разумеется, с другими обстоятельствами) в большей степени должна влиять на формулирование оснований и условий условного осуждения и освобождения от уголовной ответственности и наказания. В-четвертых, в большей (чем в настоящее время) зависимости от классификации преступлений необходимо конструировать уголовно-правовые нормы о погашении и снятии судимости.

     Классификация преступлений должна отражать объективно существующее различие между ними, так как «преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают, по своему числу и по своей классификации, такую же закономерность, как явления природы».7

       В связи с этим вопрос об определении степеней общественной опасности (видовой) преступного деяния и отнесении его к той или иной группе преступлений нельзя формально связывать с размером санкции соответствующей уголовно-правовой нормы. Санкция, как правильно отметил А. Б. Сахаров, есть продукт волевого решения, и потому в принципе «не тяжесть преступления зависит от характера санкции или возможности применения того или иного уголовно-правового института, а, напротив, последние должны определяться в зависимости от тяжести (общественной опасности) преступления, как следствие его».8 Роль классификационного критерия санкция может выполнить лишь тогда, когда она сама есть результат научно-обоснованной оценки законодателем характера и степени общественной опасности конкретных видов преступлений. В связи с этим действующая система санкций и уголовно-правовых норм также нуждается в уточнении и совершенствовании.

       Определение реальной степени общественной опасности тех или иных преступных деяний (особо тяжкие, тяжкие и др.) и научная разработка пределов санкций уголовно-правовых норм предполагает проведение серьезных социологических и статистических исследований социальной обусловленности соответствующих уголовно-правовых норм и законодательного выражения общественной опасности деяний, предусмотренных ими.

       В логике принято делить классификации на: естественные и искусственные. В основе естественной лежит существенный признак, определяемый природой изучаемых предметов и явлений. Классификация преступлений по степени их общественной опасности по своей логической природе именно такова, поскольку общественная опасность-это главный, существенный (материальный) признак преступления.

     В основе искусственной классификации  лежит произвольно взятый признак, имеющий значение с практической точки зрения для целей производимого  исследования. Искусственная классификация  возможна и в уголовном праве. Так, теоретически полезна и практически значима классификация преступления в зависимости от признаков и элементов состава преступления. Подобные классификации позволяют уточнить юридическое и социальное содержание соответствующих общественно опасных деяний, углубить наше представление об их взаимосвязи и могут быть использованы для квалификации преступлений, отграничения их от смежных составов преступлений и для назначения наказания.

     Названные искусственные классификации преступлений взаимосвязаны с естественной и дополняют ее.

 

                       ГЛАВА 2. Категоризация преступлений

     Уголовный Кодекс 1996 г. впервые на законодательном уровне классифицировал преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния.9 Статья 15 УК выделила следующие категории преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

     Уголовный Кодекс РСФСР содержал такие понятия, как тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, а также не представляющие большой общественной опасности. Вместе с тем в законе отсутствовали признаки каждой из указанных категорий преступлений, не было единого критерия для их классификации. Выделявшаяся наукой уголовного права категория менее тяжких преступлений в законе отражения не находила.

     Статья 15 УК гласит, что преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы.

     Преступлениями  средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает два года лишения свободы.

     Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает  десяти лет лишения свободы.

     Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых  УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Данная классификация является естественной, т.е. основанной на существенном признаке, определяемом природой преступления, а именно его общественной опасности. Поскольку общественная опасность не может быть непосредственно воспринята, внешним показателем, формализацией этой опасности принято считать санкцию. Размер наказания, предусмотренный в санкции статьи, в сжатой форме отражает степень общественной опасности преступления и позволяет сравнить степень общественной опасности различных преступлений.

     В то же время размер наказания всегда четко определен в санкциях статей. Данное обстоятельство не оставляет  возможности для судейского усмотрения при отнесении преступления к той или иной категории.

       Дополнительным показателем, способствующим более точной классификации преступлений, является форма вины. Так, преступлениями небольшой и средней тяжести могут быть как умышленные, так и неосторожные преступления. Тяжкие и особо тяжкие преступления могут совершаться только умышленно.

     Исходя  из данной классификации, к преступлениям  небольшой тяжести следует отнести  такие преступления, как, например, побои (ст. 116 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК), невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК), неправомерный доступ к компьютерной информации (ч. 1 ст. 272 УК) и др.

     Преступлениями  средней тяжести являются, например, нарушение авторских и смежных  прав (ч. 3 ст. 146 УК), вовлечение несовершеннолетнего  в совершение антиобщественных действий (ч. ч. 1, 2 ст. 151 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК) и др.

     Тяжкие  преступления - это, например, массовые беспорядки (ст. 212 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), терроризм (ст. 205 УК), вынесение заведомо неправосудного приговора суда к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 305 УК) и др.

     К особо тяжким преступлениям следует  отнести убийство (ст. 105 УК), государственную измену (ст. 275 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), диверсию (ст. 281 УК) и др.

     Например, И. признан виновным в похищении  человека, совершенном 18 мая 1997 года, и  осужден по пп. «а», «з» ч.2 ст,126 УК РФ. На тот момент ст.126 УК РФ действовала в редакции ФЗ РФ от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ. Санкция части второй названной статьи предусматривала наказание до 10 лет лишения свободы, соответственно это преступление относилось категории тяжких. Новая редакция ст.126 УК РФ, согласно которой совершенное И. преступление является особо тяжким, введена в действие ФЗ РФ от 9 февраля 1999г. № 24-ФЗ.

     Суд, признавая И. виновным в похищении  человека, совершенном группой лиц  по предварительному сговору, из корыстных побуждений,  ошибочно руководствовался действовавшей на момент вынесения приговора редакцией ч. 2 ст. 126 УК РФ (ФЗ от 9 февраля 1996 г. № 24-ФЗ), указав в мотивировочной части приговора, что И. совершено особо тяжкое преступление. При этом назначил ему для отбывания наказания исправительную колонию строго режима.

     Вместе  с тем ст. 9 УК РФ устанавливает, что преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавших во время совершения этого деяния. Ввиду того что на момент совершения И. преступления, предусмотренного ч. 2   ст. 126 УК РФ, оно относилось к  категории тяжких, осужденному в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ должна быть назначена к отбыванию наказания исправительная колония общего режима.10

Информация о работе Классификация преступлений