Принцип свободы договора в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 04:44, курсовая работа

Описание работы

Как известно, развитие договорных отношений берет свое начало еще с времен древнего Рима, где были выработаны основные категории и понятия гражданского права, а так же и основные принципы заключения договора. Многие страны использовали римскую модель как образец в своем гражданском законодательстве, и договорные отношения развивались уже по общепризнанным нормам и принципам всего мира.

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

    В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» 1993 года в ст.64 предусмотрены случаи «обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью».34 Перечень таких работников устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации, в данном случае, ограничение принципа свободы заключения договора касается свободного волеизъявления сторон.

      «Принуждение к заключению договора в связи с добровольно принятым обязательством   имеет   место   в   случае   принятия   сторонами предварительного договора»35. По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

      Существенные  условия предварительного договора могут быть разделены на два вида: «условия, имеющие отношение непосредственно к предварительному договору (срок заключения основного договора), а также условия, позволяющие установить предмет и иные существенные условия основного договора»36.

      Если  срок сторонами не определен, то договор  подлежит заключению в течение одного года с момента заключения предварительного договора (п.4 ст.429 ГК). Необоснованное уклонение одной из сторон, заключившей предварительный договор, от заключения основного договора может повлечь для нее по требованию другой стороны решение суда о понуждении заключить договор. Сторона, уклоняющаяся от заключения договора, должна также возместить другой стороне причиненные этим убытки (п.4 ст.445 ГК).

      На  практике широкое распространение  получило заключение предварительных  договоров застройщиками объектов недвижимости (в первую очередь, зданий) на стадии их строительства. Еще до момента ввода зданий в эксплуатацию и регистрации права собственности на них многие застройщики активно ищут потенциальных покупателей и арендаторов помещений, согласуют с ними условия будущих договоров купли-продажи, мены, аренды, долевого участия в строительстве, а для закрепления юридической обязанности по совершению таких сделок заключают предварительные договоры.

      Ограничение принципа свободы договора касается и в выборе условий договора. Прежде всего, договор, безусловно, должен соответствовать императивным нормам закона и иных правовых актов (п. 1 ст. 422 ГК), которые в сфере договорных обязательств практически всегда устанавливают те или иные ограничения договорной свободы в общественных и государственных (публичных) интересах. Однако императивные правила закона, принятого после заключения договора, не должны распространяться на условия ранее заключенных договоров, если только сам этот закон прямо не придаст им обратную силу (п. 2 ст. 422 ГК): ведь при их заключении стороны не могли предвидеть будущие изменения закона.

      Подзаконными  же актами, включая президентские  указы, во всяком случае, нельзя предписывать изменения условий заключенных договоров. В ряде случаев ограничения договорной свободы вызваны развитием самого рынка, который не сможет нормально функционировать при их отсутствии.

      «Так, ограничиваются возможности монопольных производителей товаров или услуг, которые не вправе навязывать своим контрагентам условия договоров, используя свое выгодное положение и невозможность потребителей обратиться к другим производителям, т.е. нарушая принцип конкуренции».37 Таким же незаконным будет и навязывание контрагентам условий договоров на основе заключенных соглашений о разделе тех или иных товарных рынков или иных форм недобросовестной конкуренции. В тщательной защите нуждаются граждане - потребители, выступающие в качестве заведомо более слабой стороны в их взаимоотношениях с профессиональными предпринимателями. Так, в договорах, где кредитором является гражданин как потребитель товаров, работ или услуг, «стороны лишены права своим соглашением ограничивать установленный законом размер ответственности должника – услугодателя»38.

      В этой сфере действует и общий  принцип запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК), в том числе свободой договоров. Применение данного принципа оправданно, например, в ситуациях, когда банк в качестве стороны кредитного договора навязывает своему клиенту – ссудополучателю несоразмерно большую неустойку за просрочку в возврате кредита и затем требует ее принудительного взыскания, ссылаясь на свободу договора.

      Вместе  с этим крайне важно подчеркнуть, что свобода договора вообще и  свобода заключения конкретного  договора не может быть абсолютной, ибо человек, живя в обществе, не может быть абсолютно свободен. Он должен соблюдать правила этого общества, по которым свобода одного не должна нарушать свободы другого. Человек отчуждает свою свободу, как писал Руссо, за благо жить в обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Тенденции развития принципа свободы договора. 

      18 июля 2008 г. Президент РФ Дмитрий  Медведев подписал Указ N 1108 «О  совершенствовании Гражданского  кодекса Российской Федерации»39. Указом предусмотрены разработка концепции развития гражданского законодательства и внесение изменений в Гражданский кодекс с учетом опыта его применения и толкования судом. Разработка самой концепции, мер по ее реализации, а также обеспечение ее публичного обсуждения возложены Указом на Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательский центр частного права при Президенте РФ. «Необходимость разработки данной концепции обусловлена тем, что за время, прошедшее с начала 90-х годов прошлого столетия, в России в основном сложилось экономически, социально и логически обоснованное и в целом оправдавшее себя современное гражданское законодательство. Основой и ядром этого законодательства стал Гражданский кодекс Российской Федерации»40.

      Предлагаемые  в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации изменения и дополнения раздела III ГК РФ «Общая часть обязательственного права» не носят радикального характера. При подготовке соответствующей части названной Концепции имелось в виду, «во-первых, устранить пробелы в правовом регулировании обязательств и договоров, во-вторых, по возможности учесть достижения зарубежных законодательств»41 (прежде всего результаты реформы германского обязательственного права 2002 г. и международного частного права последних 15 лет после принятия части первой ГК РФ). Концепция изменения положений о договоре, и как следствие свободе его заключения содержится в «Концепции совершенствования общих положений обязательственного права России», одобренной Советом при Президенте РФ к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 66 от 26 января 2009 год). Согласно ей принцип свободы договора вобрал в себя все его составные части, а потому нормативные предписания, содержащиеся в названной статье, в общем, являются отражением давно сформировавшейся догмы права.

      Между тем, если для смешанных договоров ГК РФ предусматривает своеобразный тест, позволяющий на практике без особого труда отыскивать нормы права, подлежащие применению к договору в той или иной его части, то для непоименованных договоров, заключение которых также допускается в силу принципа свободы договора, какого-либо теста, который бы по умолчанию применялся для целей определения применимых правовых конструкций, ГК РФ не содержит.

      «Исправлению  подобной ситуации могло бы служить  включение в текст ГК РФ нормы, предусматривающей возможность применения – хотя бы для непоименованных договоров – известное ряду международных источников принципов УНИДРУА, деление всех договоров (обязательств из договоров) по признаку результата на так называемые обязательства по приложению максимальных усилий и обязательства по достижению результата»42. Отражение подобного деления на уровне закона позволит участникам оборота использовать ту или иную конструкцию при заключении непоименованных договоров, что крайне важно с практической точки зрения для последующего решения вопросов заключенности договора, исполнения обязательства и толкования договора, а также судебной защиты непоименованных договоров как таковой. Одним из ограничений принципа свободы договора, является понуждение к его заключению при составление и подписание предварительного договора.

      В концепции существенно предлагается изменить теорию предварительных договоров. Предварительный договор, согласно действующему законодательству требует  обязательно согласование по всем существенным условиям, только в этом случае он будет считаться заключенным, тогда вообще отпадает необходимость заключать предварительный договор. При подобном подходе институт предварительного договора становится излишним, а соответствующие нормы ГК РФ – неэффективными, как не обеспечивающие свободу договора, в данном случае – свободу заключения договоров в общем виде, порождающих лишь одно обязательство – обязательство о договоре, то есть обязательство в будущем согласовать и заключить основной договор, отражающий всю полноту договоренностей сторон.

        В силу объективных причин, стороны  не всегда могут согласовать  все существенные условия договора, поэтому в Концепции предлагается  перенести согласование условий  о предмете договора на более  поздние стадии. «Подобная сбалансированная конструкция позволила бы как обеспечить интересы участников оборота, желающих связать друг друга обязанностью заключить договор в будущем, но при этом более конкретные условия согласовать в ходе дальнейших переговоров, так и не предполагала бы возложение на суд, рассматривающий спор о понуждении к заключению договора, обязанности восполнять то, о чем не договорились сами стороны при заключении предварительного договора, присуждая лишь в пользу пострадавшей стороны убытки в том случае, когда условия предварительного договора не дают возможности определить условия основного договора».43

Информация о работе Принцип свободы договора в гражданском праве