Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 10:19, курсовая работа
Цель данного исследования - выявление пробелов в правовом регулировании обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина.
Для достижения данной цели, определены взаимосвязанные задачи, теоретический поиск решения которых обусловил структуру и содержание выпускной квалификационной работы:
определить понятие неимущественных прав;
рассмотреть классификацию неимущественных прав и определить
место права на жизнь и здоровье в системе нематериальных ценностей;
рассмотреть жизнь и здоровье как правовые категории;
Предложенную классификацию нельзя считать завершенной. Она может совершенствоваться вследствие уточнения правовой природы и содержания отдельных прав, а также с учетом возникновения новых неимущественных прав и изменения законодательства.
Выводы по 1 главе
Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности. Важнейшими, фундаментальными правами, являются право на жизнь и здоровье.
Каждый человек имеет право на жизнь. Впервые законодательство провозгласило право на жизнь в «Декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991г14. Сегодня право на жизнь регулируется Законом РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека"15 от 22 декабря 1992 г., ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 16 от 21 ноября 2011 г., гл.59 ГК. В ст.150 ГК жизнь как нематериальное благо признается объектом гражданского права. Если нормы Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за причинение смерти, направлены на защиту права на жизнь, то гражданское законодательство призвано прежде всего определить содержание и гарантии этого права.
Чтобы дать понятие жизни как высшему благу выясним, прежде всего, юридические границы жизни (ее начало и конец).
Практическое значение законодательного определения начала жизни позволит ответить на вопрос, на какой стадии своего развития человеческий эмбрион или плод становится жизнеспособным (может существовать вне организма матери) и является субъектом права.
Согласно Большой медицинской энциклопедии жизнеспособным считается младенец семимесячного внутриутробного развития, длина тела которого не менее 35 сантиметров, вес не менее 1000 граммов. Эти параметры отражены и в специальной ведомственной инструкции17.
В отдельных нормах законодательства предусмотрена охрана прав и интересов будущего ребенка. Например, п.3 ст.1089 ГК РФ предоставляет право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего его ребенку, родившемуся уже после смерти родителя.
Логично предложить, что на уровне закона должна быть закреплена обязанность медицинских работников поддерживать жизнедеятельность человеческого плода находящегося в утробе погибшей матери, с учетом времени внутриутробного развития и других медицинских показаний и согласия супруга.
При проведении искусственного оплодотворения, как правило, остаются так называемые лишние эмбрионы. В Приказе от 30 августа 2012 г. N 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» очерчен порядок криоконсервации половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов:
а) при необходимости хранения половых клеток, эмбрионов и/или тканей репродуктивных органов до начала проведения химиотерапии и/или лучевой терапии;
б) необходимости хранения половых клеток, эмбрионов и/или тканей репродуктивных органов с целью дальнейшего использования при лечении бесплодия, в том числе в программах ВРТ;
в) необходимости хранения донорских половых клеток для использования при лечении бесплодия, в том числе в программах ВРТ18. Необходимо отметить, что криоконсервация половых клеток находит свою поддержку в международных этических документах. Например, в Заявлении об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов, принятом 39-й Всемирной медицинской ассамблеей (Мадрид, Испания, октябрь 1987 г.), специально указывается: "Если при проведении IVF образуется избыток яйцеклеток, которые не будут немедленно использованы для лечения бесплодия, их дальнейшая судьба должна быть определена совместно с донорами. Лишние яйцеклетки могут быть: уничтожены; подвергнуты криоконсервации с целью сохранения в замороженном виде; оплодотворены и подвергнуты криоконсервации".
Минздрав РФ подготовил Законопроект «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов», в частности предполагалось запретить использовать абортивный живой материал и клетки животных в косметических целях. Также Минздравом сделана попытка урегулировать обращение клеточного материала от разработки до утилизации. Минэкономразвития России в своем отзые раскритиковал данный законопроект и выразил надежду на то, что Минздрав даст возможность регистрировать новые биомедицинские клеточные продукты по закону о регистрации лекарственных средств. Таким образом, в настоящее время у нас нет специального закона, регламентирующего данную область.
В науке гражданского и семейного права некоторых стран когда-то выдвигалась концепция условной правоспособности зачатого ребенка в отличие от безусловной правоспособности человека19.
Несмотря на то, что зачатый ребенок является возможным будущим субъектом права, все же было бы нереально рассматривать его в качестве обладателя правоспособности и субъективных прав еще до рождения. Субъективные права могут возникнуть лишь у фактически существующего субъекта20. Эта точка зрения подтверждается и нормой ч.2 ст.17 ГК, согласно которой правоспособность гражданина возникает в момент его рождения.
В некоторых ситуациях определение наступления момента смерти оказывается сложным. Различают смерть клиническую и биологическую. Клиническая смерть является обратимой, так как предполагает возможность восстановления жизнедеятельности, но в строго ограниченный период. В состоянии клинической смерти гражданин является субъектом права, и это означает, что за медицинскими работниками сохраняется обязанность оказания ему медицинской помощи. Биологическая смерть необратима, и ни какие медицинские манипуляции не могут привести к оживлению человека Разграничение клинической и биологической смерти имеет и практическое значение для изъятия у умершего органов и тканей для нуждающихся реципиентов.
На протяжении почти всей истории человечества синонимом смерти считалось обнаруживаемое прекращение работы сердца и самопроизвольною дыхания. В наши дни, когда появилась возможность поддержания кардиореспираторной функции, указанный критерий во многих странах стал недействительным и был заменен другим. Теперь о смерти судят по необратимому прекращению мозговой деятельности. Это может быть следствием травмы, паралича, мозговой опухоли, острой интоксикации и любой причины, в результате которой мозговые клетки на несколько минут лишаются кислородного питания.
Возможны случаи, когда применение реанимационных мероприятий приводит к восстановлению и поддержанию сердечной деятельности и низших отделов нервной системы, но восстановление функций головного мозга не происходит, и коматозное состояние оказывается необратимым. При этом искусственно поддерживаемая сердечная деятельность и кровообращение создают только видимость жизни, на самом деле человек в состоянии смерти мoзгa мертв.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья гражданв Российской Федерации» - указал, что критерии и порядок определения момента смерти человека21, а именно диагноз смерти мозга, устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент.
Существуют разные объяснения жизни с точки зрения философии, религии, биологии, химии, физики и других наук. Философами дается определение жизни как формы существования материи, закономерно возникающей при определенных условиях в процессе развития22. В толковом словаре жизнь трактуется как физиологическое существование человека, время такого существования от возникновения до конца23. Христианское вероучение утверждает, что смерть это продолжение существования личности, ее чувственной и сознательной деятельности после распада физического тела.
Не менее важно дать дефиницию жизни с позиции права. Рождение и смерть человека являются юридическими фактами - событиями, с которым связано соответственно возникновение и прекращение права на жизнь, а также других неимущественных и имущественных прав Жизнь можно охарактеризовать как высшее нематериальное благо, возникающее с момента отделения жизнеспособного ребенка от организма матери и продолжающееся в течение функционирования всею головного мозга.
Отношения но поводу искусственною оплодотворения, имплантации эмбриона, искусственного прерывания беременности, стерилизации затрагивают интересы неродившихся детей и родителей и подлежат правовому регулированию. Но в содержание права на жизнь могут входить только те правомочия, которые принадлежат уже существующему субъекту - родившемуся человеку. Правомочия на проведение искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, искусственного прерывания беременности, стерилизации эмбриону не принадлежат, а закреплены за будущими родителями, но не как составляющие права на жизнь, а как правомочия права на здоровье.
С цивилистических позиций содержание права на жизнь складывается из правомочия на сохранения жизни (индивидуальности) и правомочия на распоряжение жизнью.
Право на жизнь в аспекте сохранения жизни (индивидуальности) раньше трактовалось в нашей стране только как отказ от смертной казни, установление порядка применения оружия и его нахождения в гражданском обороте.
Отказ от войны и участия в ней - это направление получило отражение в международном праве как принцип, обязывающий государство проводить политику сокращения вооружений, безусловного отказа от применения ядерного оружия. На Венской встрече представителей государств-участников Совещания но безопасности и сотрудничеству в Европе (1989г.) была подтверждена приверженность к мирному урегулированию споров как дополнение к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения.
Следует отметить, что согласно закону оружие находится в ограниченном обороте и не может являться объектом сделок купли-продажи, мены, дарения, за некоторыми исключениями. Нарушение этого положения влечет административную и уголовную ответственность. Применение оружия разрешено в крайних случаях в отдельных нормативных актах, например, в законе "Об оружии"24.
Право на жизнь в аспекте распоряжения своей жизнью проявляется как возможность подвергать себя значительному риску и возможность решать вопрос о прекращении жизни.
Известно, что некоторые люди преждевременно прекращают свою жизнь самоубийством. По данным Всемирной организации здравоохранения а мире ежегодно совершается более 500 тысяч самоубийств и примерно 7 миллионов попыток. Долгие годы укоренялось убеждение, что кончают с собой лишь психически больные. На самом деле они составляют всего 25-27 процентов, еще 19 процентов - алкоголики, а остальная подавляющая часть - лица, которые никогда не лечились у психиатров и никогда не обнаруживали каких-либо поведенческих особенностей, позволяющих отнести их к категории больных.
В России за последние 20 лет покончили жизнь самоубийством 830 тысяч человек. За это время уровень самоубийств снизился практически вдвое (с 39.2 - в 1990 до 21.4 - в 2011). В Москве суицидальный показатель составляет 11, в Питере - 18. В некоторых районах России (Волго-Вятском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Уральском) этот показатель достигает 65-80, в Корякии - 133, Коми - 110, на Алтае - 102, в Удмуртии — 101 на 100 тыс. населения25.
Устав Морской (1720 г) Петра 1 постановлял, что "кто и хочет сам себя убить и его в том застанут, того повесить на рее; а ежели кто сам себя уже убьет, тот и мертвый за ноги повешен быть имеет". А Уложение о наказаниях 1845 г. лишило самоубийцу христианского погребения26.
Самоубийство не может, конечно, пропагандироваться и поощряться, но в то же время и не должно иметь отрицательных последствий со стороны государства к родственникам умершего, а при неудачной попытке к самому потерпевшему.
Правомочие гражданина по распоряжению своей жизнью связано с проблемой эвтаназии. Различают активную (позитивную) эвтаназию, когда используют средства или действия, ускоряющие наступление смерти (передозировка снотворного, смертельная инъекция и др.), и пассивную (негативную) эвтаназию, которая означает отказ от искусственных мер, способствующих поддержанию жизни. Оба вида эвтаназии касаются больного гражданина (пациента) и предлагаются к осуществлению только во его просьбе.
Формулировка запрета на эвтаназию выглядит следующим образом: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента27.
Ещё в советское время против разрешения эвтаназии выступал ряд ученых, считая её недопустимой с нравственной и юридической позиции28.
Позже высказывались предположения, что возможно законодательное закрепление пассивной эвтаназии29.
Применительно к пассивной эвтаназии надо добавить, что пациент вправе требовать оказания ему квалифицированной медицинской помощи, но вправе и игнорировать её (чувствует себя плохо, но в поликлинику не идет; лежит в больнице, но против операции). Обязанность же лечебного учреждения по оказанию медицинской помощи возникает перед конкретным пациентом в определенном объеме и только после того, когда пациент выразит свое право получить помощь. Другой взгляд означал бы, что врачи могут ворваться в любую квартиру и навязать свою помощь. В подтверждение этому ст. 20 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» разрешает пациенту отказаться от медицинского вмешательства.
Как уже отмечалось, в настоящее время эвтаназия запрещается. Однако, из содержания ст.20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» можно сделать вывод, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство, вправе отказатъся or медицинской помощи, необходимой для спасения жизни их подопечного. Таким образом, следует, что осуществление пассивной эвтаназии по отношению к некоторым пациентам возможно. В такой ситуации больничное учреждение имеет право (но не обязанность) обратиться в суд для защиты интересов пациента.
Информация о работе Права граждан в сфере охраны жизни и здоровья