Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 16:42, курсовая работа
Опыт развития зарубежных стран показывает, что в рыночной экономике лизинг в общем объеме инвестиций составляет около 25-30%. С середины 80-х гг. до середины 90-х объем лизинговых операций увеличился в пять раз. Более двух третей этих капиталовложений приходится на создание лизинговых активов промышленными предприятиями, занятыми в производстве индустриального оборудования. Автомобилей неиндивидуального пользования, а также компьютеров и оргтехники. Около 80% новых видов продукции производится как раз на оборудовании, взятом в аренду.
I Введение.
II Нормативно-правовое регулирование лизинга в России.
III Понятие договора финансовой аренды (лизинга).
IV Субъекты договора финансовой аренды (лизинга).
V Предмет договора финансовой аренды (лизинга).
VI Содержание договора финансовой аренды (лизинга).
VII Форма договора финансовой аренды (лизинга).
VIII Вывод.
IX Список использованной литературы.
Далее Витрянский
В.В. отмечает, что «сравнивая договор
лизинга и договор аренды по указанным
традиционным для всякого гражданско-
Логическим выводом Витрянский считает что, «признание договора лизинга самостоятельным гражданско-правовым договором, а не отдельным видом договора аренды, было бы неправильным ни с теоретической, ни с практической точки зрения».
Является ли договор лизинга двусторонней или многосторонней сделкой?
По мнению И.А. Решетник, имеется «глубоко объективная основа необходимости признания трехстороннего характера договора лизинга», поскольку «имеются в виду имущественные отношения, складывающиеся следующим образом: одна сторона (потенциальный лизингополучатель), в силу недостаточности финансовых средств для приобретения имущества в собственность либо испытывая необходимость лишь во временном его использовании, обращается ко второй стороне (потенциальному лизингода- телю) с просьбой приобрести необходимое имущество у третьей стороны (продавца) и предоставить это имущество лизингополучателю во временное владение и пользование. Итак, в данном случае речь идет о системе имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением лизингодателем в собственность указанного лизингополучателем имущества у определенного продавца и последующим предоставлением этого имущества во временное владение и пользование за определенную плату». Далее автор делает вывод о том, что «в основе лизинга лежит трехсторонняя сделка. Признание настоящего факта способствовало бы... оптимизации юридической конструкции договора лизинга и в конечном счете целям наиболее эффективного регулирования лизинговых отношений сообразно потребностям каждого их участника».10
Другая позиция по данному вопросу, высказанная в юридической литературе, состоит в том, что договор лизинга представляет собой двустороннюю сделку. Так, А.А. Иванов утверждает, что следует «трактовать договор лизинга как двустороннюю (а не многостороннюю) сделку, неразрывно связанную с договором купли-продажи арендованного имущества»; в отношении же взгляда на договор лизинга как трехстороннюю сделку он указывает следующее: «При всей простоте данной концепции у нее есть и слабые моменты. Отношения между арендодателем и арендатором, с одной стороны, и арендодателем и продавцом арендованного имущества, с другой, урегулированы так, как в классических двусторонних (синаллагматических) договорах. Участники этих договоров не имеют ни одного права или обязанности, которые бы принадлежали одновременно каждому из них, что как раз и характеризует многостороннюю сделку».11
Ю.С. Харитонова, подчеркивая сложную конструкцию лизинговой операции, пишет: «Тем не менее, представляется возможным выделить один из элементов лизинговой операции — обязательства по передаче оборудования во временное пользование как основу самостоятельного договора с особым порядком оформления и особыми условиями. К таким особым условиям следует отнести и необходимость выбора поставщика, и указание цели покупки имущества, и предоставление лизингополучателю прав требования к поставщику. Причем основанием для такого выделения договора по найму имущества при лизинговой операции служит сущность этих отношений — передача имущества во временное пользование».12
В юридической литературе можно
встретить и некую
Те, кто придерживается точки зрения о двустороннем характере договора лизинга, по-разному объясняют участие в этом обязательстве продавца, на которого возложено исполнение обязанностей по передаче лизингового имущества лизингополучателю, и наделение последнего соответствующими правами требования к продавцу. К примеру, А.А. Иванов указывает: «Арендодатель по договору лизинга возлагает исполнение части своих обязанностей на продавца по договору купли-продажи (п. 1 ст. 313 ГК), причем имеет место особый случай перепоручения исполнения, при котором перед кредитором (арендатором) в силу прямого указания закона становится ответственным только исполнитель (продавец). В свою очередь, договор купли-продажи предстает перед нами как договор в пользу третьего лица-арендатора (ст. 430 ГК)».14
Однако положение о возможности возложения исполнения обязательства лизингодателем на продавца предполагает, что по общему правилу такое исполнение должно предоставляться лизингополучателю со стороны лизингодателя, но это исключается нормой, содержащейся в п. 1 ст. 668 ГК, согласно которой имущество, являющееся предметом договора лизинга, передается лизингополучателю не лизингодателем, а продавцом. Кроме тогo, при возложении исполнения обязательства на третье лицо ответственность перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение несет должник (в нашем случае лизингодатель), а не третье лицо (продавец), что также не укладывается в конструкцию лизинга. А вот положение о том, что в лизинговых правоотношениях договор купли-продажи предстает как договор в пользу третьего лица, на наш взгляд, полностью объясняет как специфику исполнения обязательства, вытекающего из договора лизинга, по передаче имущества лизингополучателю, так и особенности структуры ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение. Причем данное положение исключает применение к правоотношениям сторон норм о возложении должником исполнения своего обязательства на третье лицо (ст. 313 ГК).
О.М. Козырь отмечает: «Анализируя договор финансовой аренды, как специальную правовую конструкцию, не следует упускать из виду, что он «осложняется» наличием третьей фигуры — продавца, с которым арендатор в прямых договорных отношениях не состоит, но по отношению к которому благодаря наличию финансовой аренды он приобретает ряд прав и обязанностей. Создается такая правовая ситуация, когда в отношениях по аренде имущества продавец самостоятельной роли не имеет, тогда как в отношения, вытекающие из исполнения договора купли-продажи, арендатор может вторгаться в качестве активной фигуры именно в связи с наличием у него с арендодателем (покупателем) договорных арендных отношений»15
Данная особенность
лизинговых правоотношений, отмеченная
автором, также может быть объяснена
с позиций оценки договора купли-продажи
лизингового имущества как
Прежде всего, необходимо отметить, что взгляд на договор лизинга или на так называемую лизинговую сделку (т.е. совокупность договоров, включающую договор купли-продажи лизингового имущества и договор его аренды) как на трехстороннюю сделку не укладывается в существующее в гражданском праве (и в законодательстве, и в доктрине) представление о гражданско-правовой сделке. Две самостоятельные двухсторонние сделки: купли-продажи и аренды — даже при самой тесной их взаимосвязи никак не могут образовать третью сделку, сторонами которой являлись бы субъекты двух названных самостоятельных договоров.
Если же говорить о лизинговых отношениях в целом, то они представляют собой не единую трехстороннюю сделку, а сложную структуру договорных связей, состоящую из договоров двух типов: договора купли-продажи лизингового имущества, заключаемого между продавцом и лизингодателем, а также собственно договора лизинга, заключаемого между лизингодателем (как собственником лизингового имущества) и лизингополучателем. То обстоятельство, что из договора купли-продажи у продавца возникают обязанности непосредственно перед лизингополучателем, а последний, получает права требования к продавцу, объясняется вовсе не тем, что имеется некое единое обязательство лизинга, возникшее из единой же трехсторонней сделки между продавцом, лизингодателем и лизингополучателем.
Указанные правоотношения, имеющие сложную структуру до говорных связей, существуют в условиях кодифицированной системы российского гражданского права, поэтому источники их регулирования отнюдь не ограничиваются правовыми актами и нормами о лизинге.
Специфика лизинговых
отношений (тесная взаимосвязь договоров
купли-продажи и аренды) как раз
и состоит в том, что договор
купли-продажи лизингового
Давая характеристику договору финансовой аренды (лизингу), то есть, определяя его место в системе граждански-правовых договоров, следует также отметить, что данный договор является возмездным. Лизингодатель обязан приобрести в собственность и предоставить лизингополучателю во временное владение и пользование имущество и вправе за это требовать плату, то есть выплаты лизинговых платежей. В свою очередь, лизингополучатель обязан выплачивать лизинговые платежи и вправе требовать приобретение лизингодателем приобретения предмета лизинга и предоставления его во временное владение и пользование.
Договор финансовой аренды является консенсуальным, так как для его заключения достаточно соглашения сторон.
Элементами договора финансовой аренды (лизинга) как и любого гражданско-правового договора являются: субъекты, объекты, содержание и форма договора.
Субъекты договора финансовой аренды (лизинга).
Основными субъектами договора лизинга ГК называет: арендодателя (лизингодателя) и арендатора (лизингополучателя).
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» в статье 4 конкретизировал понятия субъектов лизинга.
Лизингодатель-физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
В роли лизингодателей могут выступать индивидуальные предприниматели и юридические лица - коммерческие организации.
В качестве основных лизингодателей Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» признает лизинговую компанию (фирмы). Ее правовое положение определено в статье 5 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)». Лизинговые компании определены как коммерческие организации (резиденты РФ и нерезиденты РФ), выполняющие в соответствии с законодательством и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические и физические лица (резиденты РФ и нерезиденты РФ).
Лизинговая компания - нерезидент Российской Федерации иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории РФ.
Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов РФ и нерезидентов РФ) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством РФ порядке.
Первоначально, на основании ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998г. лизинговая деятельность лизинговых компаний и граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, подлежала лицензированию. Порядок лицензирования лизинговой деятельности определялся «Положением о лицензировании лизинговой деятельности» от 26 февраля 1996г. В настоящее время Положение о лицензировании деятельности распространяется только на компании — нерезиденты России, так как в соответствии Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 9 февраля 2002 г. финансовая аренда не подлежит лицензированию.
Круг лизингодателей-
Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга (п.1 ст.4 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»).
Так как имущество,
предоставляемое
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» называет в качестве субъекта лизинга также продавца (поставщика) имущества, являющегося предметом лизинга. Однако здесь следует отметить, что под понятием «лизинг» в данном случае подразумевается не договор финансовой аренды (лизинг) а «совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга» (ст.2 Закона).
Продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Информация о работе Понятие, элементы и содержание договора финансовой аренды (лизинга)