Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 04:51, курсовая работа
Дееспособность на правовом языке означает фактическую способность человека совершать те или иные юридические сделки, юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению или осуществлению гражданских прав.
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАН
1.1. Понятие, виды и значение дееспособности
2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН
2.1. Юридическая природа дееспособности граждан
2.2. Предпринимательская деятельность граждан
2.3. Признание гражданина недееспособным и ограничено дееспособным
3. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
3.1. Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних
в возрасте от 14 до 18 лет
3.2.Эмансипация
3.3. Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте
от 6 до 14 лет (малолетних) ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Однако
допускается последующее
Устанавливая, что несовершеннолетние могут совершать сделки с согласия родителей, закон не имеет в виду непременное согласие обоих родителей: достаточно согласия одного из них, поскольку российское семейное законодательство исходит из принципа полного равенства прав родителей по отношению к детям. То же надо сказать об усыновителях: требуется согласие не обоих усыновителей (если их двое), а одного из них/17;42/. Пункт 2 статьи 26 ГК РФ позволяет несовершеннолетним совершать ряд сделок самостоятельно, без согласия родителей, опекунов, попечителя. Это означает наделение несовершеннолетнего определенным объемом дееспособности. Помимо совершения мелких бытовых сделок и сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, несовершеннолетние вправе:
- во-первых,
самостоятельно распоряжаться
- во-вторых,
осуществлять права автора
- в-третьих,
в соответствии с законом
Несовершеннолетние по достижении возраста шестнадцати лет вправе быть членами кооперативов. Членами кооператива могут быть внесшие установленный уставом кооператива паевой взнос граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет/40;58/.
Несовершеннолетние
имеют право по достижении возраста
шестнадцати лет заключать
Статья
26 п. 3 ГК РФ определяет, что несовершеннолетние
в возрасте от четырнадцати до восемнадцати
лет самостоятельно несут имущественную
ответственность по сделкам, совершенным
ими в соответствии с п. 1 и 2 ст. 26 ГК РФ.
За причиненный ими вред такие несовершеннолетние
несут ответственность в соответствии
с Гражданским кодексом. Статья 1074 определяет,
что несовершеннолетние несут ответственность
за причиненный вред на общих основаниях.
И лишь в случае, когда у несовершеннолетнего
нет доходов или иного имущества, достаточных
для возмещения вреда, он должен быть возмещен
полностью или в недостающей части его
родителями, усыновителями, попечителями.
Моральный вред подлежит возмещению непосредственным
причинителем вреда. Размер компенсации
морального вреда определяется судом
с учетом характера физических и нравственных
страданий потерпевшего, степени вины
несовершеннолетнего причинителя вреда
и лиц, осуществляющих надзор за ним, а
также имущественного положения виновных
лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств.
3.2.
Эмансипация
Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным/22;5/. Если родители, усыновители, попечитель согласны, эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства, при отсутствии согласия вопрос решается в судебном порядке. Причем в каждом конкретном случае орган опеки и попечительства и суд должны оценить для принятия решения длительность и устойчивость трудовой и предпринимательской деятельности и иные обстоятельства. Цель эмансипации — приобретение полноценного гражданско-правового статуса. Будучи полностью дееспособным, несовершеннолетний свободен в распоряжении своим имуществом, в том числе приобретенным за счет заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, и этим имуществом отвечает по своим обязательствам перед третьими лицами/20;31/.
При рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со ст. 27 ГК РФ эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых Федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст. 13 Закона «Об оружии»). Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации такое ограничение прав и свобод является допустимым.
Несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет, в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация) может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве, так как правовой статус эмансипированного несовершеннолетнего приравнивается к правовому статусу совершеннолетнего гражданина/43;92/.
Глава 32 Гражданского процессуального кодекса посвящена эмансипации. Несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет, вправе в порядке ст. 27 ГК РФ подать заявление в суд по месту своего жительства о признании его полностью дееспособным. Принимается данное заявление при отсутствии согласия законных представителей. Рассматривается заявление судом с участием заявителя, родителей (одного из родителей), усыновителей, попечителей, представителя органа опеки и попечительства и прокурора. Суд, рассмотрев по существу заявление, принимает решение, в котором удовлетворяет или отклоняет просьбу заявителя. При удовлетворении заявленной просьбы несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет, объявляется полностью дееспособным со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации.
Согласно Семейному кодексу РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (ст. 54 СК РФ). Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе эмансипация, не влияют, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка/22;15/. Признанный дееспособным ребенок вправе не только самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности, но и защищать себя сам. Если над несовершеннолетним было установлено попечительство, оно прекращается в случае эмансипации. В Семейном кодексе имеются ограничения для эмансипированных граждан, в частности они не могут быть усыновителями (п. 1 ст. 127 — усыновителями могут быть только совершеннолетние лица, т.е. достигшие возраста 18 лет). Усыновителями не могут быть эмансипированные, так как ст. 127 Семейного кодекса установлен возрастной ценз – 18 лет, а не признание гражданина полностью дееспособным.
Родители,
усыновители, попечитель не несут ответственности
по обязательствам эмансипированного
несовершеннолетнего, в частности по обязательствам,
возникшим вследствие причинения вреда.
Данное положение закреплено также в п.
3 ст. 1074 ГК РФ – обязанность родителей,
усыновителей, попечителя и соответствующего
учреждения по возмещению вреда, причиненного
несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати
до восемнадцати лет, прекращается по
достижении причинившим вред совершеннолетия
либо в случаях, когда у него до достижения
совершеннолетия появились доходы или
иное имущество, достаточные для возмещения
вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия
приобрел дееспособность, в данном случае
это эмансипация.
Малолетними признаются несовершеннолетние граждане, не достигшие возраста четырнадцати лет. По общему правилу, они являются недееспособными и все сделки от их имени совершают родители, усыновители или опекуны. Но в данной группе несовершеннолетние подразделяются на две подгруппы: в возрасте до шести лет и в возрасте от шести до четырнадцати лет. Это разграничение связано с уровнем психического и интеллектуального развития несовершеннолетнего. Дети до шести лет полностью лишены дееспособности/40;55/.
К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ, т.е. устанавливается контроль по распоряжению имуществом подопечных со стороны органов опеки и попечительства. Родители, усыновители, опекуны ребенка не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать (от имени малолетних) и давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его внаем, в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел из него имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих имущество подопечного/44;131/. Если законами субъектов Российской Федерации осуществление функций по опеке и попечительству возложено на муниципальные органы, согласие на совершение сделок должно быть дано их руководителем. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. Законным представителям запрещено делать подарки от имени малолетних, за исключением обычных, не превышающих по стоимости пяти минимальных размеров оплаты труда.
Защите жилищных прав несовершеннолетних посвящены статьи в Семейном кодексе РФ (например, ст.ст. 54, 60 СК РФ), Закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительной гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и т.д. Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права или интересы несовершеннолетних, следует проводить коллегиально (органы опеки и попечительства, органы управления образованием, органы местного самоуправления) с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий по охране прав детей/19;23/.
В литературе высказывалось мнение, что дети в возрасте до 14 лет полностью недееспособны. Такой вывод пытались обосновать тем, что закон признает за детьми в возрасте до 14 лет весьма узкую сделкоспособность и вовсе не признает деликтоспособности.
В настоящее время согласно ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки, за предусмотренными законом исключениями, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. В случае причинения вреда малолетним за этот вред отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Вред, причиненный малолетним, нуждающимся в опеке и находящимся в соответствующем воспитательном, лечебном или ином аналогичном учреждении, обязано возместить это учреждение, если не докажет, что вред возник не по его вине. В случаях, предусмотренных законом, причиненный малолетним вред обязаны возместить учебные заведения, воспитательные, лечебные или иные учреждения, под надзором которых находился малолетний (ст. 1073 ГК РФ).
Таким образом, и по действующему закону малолетние не признаются деликтоспособными. Что касается способности совершать сделки, то она признается за ними лишь в прямо предусмотренных, исключительных случаях.
Несмотря на указанные обстоятельства, следует считать, что малолетние наделены определенной, хотя и незначительной дееспособностью. Эта идея была отчетливо выражена в ГК РСФСР 1964 г., в котором ст. 14 имела наименование «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 15 лет». Действующий ГК РФ устанавливает, что определенные сделки малолетние могут самостоятельно совершать не с момента рождения (такой вывод вытекал из ст. 14 ГК РСФСР 1964 г.), а по достижении 6 лет (п. 2 ст. 28 ГК РФ). Следовательно, до достижения 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т.е. признаются полностью недееспособными. Прямого указания на это в законе не содержится, но такой вывод вытекает из п. 2 ст. 28 ГК РФ.
Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет выражается, во-первых, в том, что они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка (покупка незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность/44;37/. Естественно, что совершение указанных мелких бытовых сделок возможно, если ребенок способен сам выразить свое желание.
Во-вторых,
дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе
самостоятельно совершать сделки, направленные
на безвозмездное получение
Безвозмездное получение малолетним «выгоды» возможно и при получении им какой-либо вещи в безвозмездное пользование. Представляется, что с учетом возраста ребенка на данные отношения не могут распространяться все нормы, регулирующие безвозмездное пользование, например правила о выполнении ссудополучателем капитального ремонта вещи, переданной ему в безвозмездное пользование (ст. 695 ГК РФ)/40;40/.
В-третьих, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. В данном случае речь идет о весьма значительном расширении дееспособности малолетних в возрасте от 6 до 14 лет по сравнению с ранее действовавшим ГК РСФСР 1964 г. По смыслу пп. 3 п. 2 ст. 28 ГК РФ малолетнему могут быть предоставлены не только для определенной цели, но и для «свободного распоряжения» денежные средства или иное имущество любой ценности, причем закон не указывает, что свободно распоряжаться ими малолетний может только путем совершения мелких бытовых сделок. Следовательно, за ним признано право распоряжаться переданными ему средствами по своему усмотрению, «свободно», путем совершения любых сделок.
Практическое применение рассмотренных положений ГК РФ покажет, насколько они целесообразны. Во всяком случае, разумно признать, что «свободное распоряжение» малолетнего будет, как правило, осуществляться с одобрения родителей, усыновителей, опекуна. На это косвенно указывает и норма, содержащаяся в п. 3 ст. 28 ГК РФ, согласно которой имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Следовательно, законные представители малолетнего осуществляют контроль за тем, как исполняются принятые им на себя обязательства, и отвечают перед контрагентом малолетнего, если этот контроль был недостаточным, т.е. при наличии их вины. Таким образом, понятие «свободное распоряжение малолетнего» не означает, что он выражает при совершении сделки и при ее исполнении только свою ничем не ограниченную волю. Его воля формируется под влиянием и при одобрении его действий родителями, усыновителями, опекуном/39;42/.