Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2009 в 18:30, Не определен
Контрольная работа
Причудливыми холмами, башнями и грибами выглядят жилища термитов, достигающие у некоторых видов более трех метров в высоту. Постройки их так прочны, что только тяжелые инструменты или взрыв способны их разрушить.
Термитов часто называют "белыми муравьями". Это название термиты получили из-за того, что они, как и муравьи ведут "общественный" образ жизни и характеризуются полиморфозом (кстати, у термитов полиморфизм сильнее выражен, чем у муравьёв), причём основную роль в поддержании жизни у колонии термитов, как и у муравьёв, играют недоразвитые в половом отношении особи. Термиты - отряд насекомых с неполным превращением, а муравьи - представители не только другого отряда (перепончатокрылых), но и другого отдела насекомых - Holometabola.
Основная стихия термитов-тропики и субтропики, особенно тропики, правда, отдельные виды распространены и шире, и доходят до юга Узбекистана, а в больших городах, приспособившись к жизни в отапливаемых зданиях, термиты могут встречаться и севернее: много термитов в Гамбурге, в СНГ термиты отмечены в Днепропетровске, но, в общем, термиты- обитатели тропиков.
Всего известно около 2500 видов термитов.
Термиты - обитатели самого настоящего царства. У них есть царь, царица и подчиненные: солдаты; рабочие и даже полицейские. Царскую чету охраняет особая гвардия - наиболее крупные солдаты, которые стоят в почетном карауле через равные промежутки и пропускают к своим повелителям только обслуживающих их рабочих, а также полицейских, следящих за порядком.
Что касается "самодержца", то этот, познав труд в начале образования гнезда (он, впрочем, сильно себя не обременял), превратился в шустрого бездельника, благоденствующего на приношениях и не слишком морально крепкого: иной раз и подвернувшееся яйцо съест.
Царь и царица находятся в особой, построенной из самого прочного материала ячейке. Царица - настоящее чудовище - занимает 3/4 ячейки. По сравнению с ней царь выглядит карликом. Он в восемь-девять раз меньше царицы. Почти всю десятисантиметровую часть тела царицы занимает белое брюшко, только один сантиметр приходится на голову и грудь. Царица окружена большим числом рабочих, которые, без конца принося ей пищу, облизывают ее и принимают от нее яйца. Рабочие составляют основную массу населения термитника. Рабочие - недоразвитые в половом отношении самцы и самки. В этом отношении термиты сильно отличаются от муравьёв, у которых, как и у других общественных перепончатокрылых, рабочие - всегда самки. Рабочие особи напоминают личинок термитов - в сущности, развитие рабочих термитов после выхода из яйца - прямое. У рабочих особей покровы мягкие, непигментированные, что связанно с их постоянным обитанием в укрытиях, в атмосфере, насыщенной водяным паром. В этом отношении среди термитов есть только одно исключение. Некоторые южноафриканские термиты (Hodotermes) имеют рабочих, открыто обитающих; у них покровы тёмно-коричневые или чёрные, но, как правило, покровы термитов бывают мягкими, тонкими, а у разводящих грибы Bellicositermes natalensis прозрачна даже головная капсула и сквозь покровы видны все внутренние органы насекомого. Но сколько приходится исполнять обязанностей этим существам! Рабочие строят термитник, добывают пищу, кормят и чистят царскую чету и солдат. Они воспитывают детей, следят за чистотой помещения. Сейчас ученые считают, что у рабочих есть специальности. Одни - те, что покрупнее, - выполняют работы снаружи, рабочие помельче заняты внутренними работами. И все это они делают вслепую. Здесь и начинается наша встреча с таинственными способами ориентации термитов в пространстве. Но об этом позже
Для рабочих характерна округлая голова, слаборазвитый грудной отдел. На заднем конце брюшка - чувствующие 2-5 члениковые церки - признак, характерный для скрытоживущих форм.
Каждые
две секунды рабочий
Плодовитость самки потрясающа. Матка суринамского термита снесла за 28 часов 3000 яиц. Суточная производительность царицы из Гвианы более 1500 яиц, а одна африканка даёт до 30000 яиц в сутки. Виды более умеренного климата в холодное время неактивны. Естественно и матки у них в это время не откладывают яиц.
За свою десятилетнюю жизнь царица откладывает около 100 миллионов яиц. Все огромное население термитника ее потомки, Проходят годы, гибнут тысячи солдат в войнах. Острыми крючьями когтей броненосец разрывает стены и съедает полчища термитов, а термитник живет: царица не только восполняет потери, но и увеличивает население своего государства.
Конечно, эта фабрика по производству яиц весьма неповоротлива, и, тем не менее, она, а не гусарствующий царь, под сильной властью держит термитный народ. Особые в-ва, выделяемые её телом жадно слизываются термитами и передаются друг другу в виде отрыжки и экскрементов. Они воодушевляют этих "подданных" на производительный труд и верную службу. Они же, словно незримый приказ, заставляют одних после линьки надеть солдатский мундир, других - остаться в рабочей одежде. И это они тормозят половое развитие тех, кто может стать нежелательными соперниками родителей.
Когда семья сильно разрастается и до её провинциалов не доходит волшебное в-во повиновения, среди термитов быстро выделяются самки с зачатками крыльев. Они бросают занятия, которыми занимались прежде и начинают откладывать яйца. То же самое происходит, когда плодовитость самки снижается и если она гибнет. Поданные подчас сами содействуют этой гибели: с алчным азартом подступаются они к грандиозному брюху и, если ничего на нём не находят, вгрызаются в него жвалами, пытаясь ускорить события, и так или иначе их ускоряют. Старая производительница бывает съедена до последнего сегмента, но вместо неё в разных краях термитника возникают новые центры, семья становится многоглавой, её рост ускоряется в геометрической прогрессии, и так десятки и сотни лет... Недаром есть в Индии остатки термитников, под сводами которых в жару находят тень... слоны.
Теперь об армии термитов. По-другому и не назовешь объединения солдат, которые выполняют определенные военные обязанности. Здесь есть самые настоящие службы: войска оборонного назначения, войска, приспособленные для массовых атак, сторожевая и сигнальная службы, есть и стройбат.
Воины различаются по своему строению. У обыкновенных солдат очень большая бронированная голова с сильно развитыми длинными жвалами. Выглядят они словно в касках. А задняя часть тела мягкая. Своей большой головой солдат закрывает почти весь проход в термитнике. Наклонит голову, раздвинет жвалы - и готов отразить атаку противника. При нападении он выбрасывает голову вперед и резко сжимает жвалы, перерубая ими все на своем пути. Вот почему муравьи, с которыми часто воюют термиты, знают оборонительную мощь обыкновенных солдат и стараются нападать на них с тыла, где тело гвардейцев мягко и беззащитно. Среди обыкновенных солдат различают больших, средних и малых. Большие солдаты обязаны защищать термитник от внешних врагов, средние несут тыловую службу, а малые - это полиция. Полицейские разгуливают среди рабочих, следят за порядком, наказывая медлительных рабочих частыми ударами своей склеротизированной головы по спине.
Другие солдаты - носатые. Названы они так за свой штык на голове, или лобный отросток. Это храбрые воины. Они ходят в массовые атаки. Иногда стройными рядами, выставив штыки вперед, а иногда вразброс бросаются носатые на врага, окружают его и не ранят, а щекочут. Неприятный зуд заставляет врагов убегать. Носатых можно причислить к химическим войскам, так как их штык смазывается секретом лобной железы, обладающим раздражающим действием. Даже самые храбрые муравьи, увидев, что носатые пошли в атаку, начинают отступать.
В армии термитов четко налажена сторожевая и сигнальная службы. Постоянно сменяются часовые, которые зорко следят за окружающей обстановкой. Как только они замечают что-либо подозрительное, сразу подают звуковой сигнал, в ответ на который из термитника раздается громкое шипение. Это солдаты начинают стучать жвалами. Если где-то началась война или произошло нападение на термитник, сигнальщики быстро по коридорам и комнатам сообщают об опасности и указывают место действия. Термитник - древесно-картонный, и сигнальщики особым кодом выстукивают по цепочке сигналы тревоги. Они бьют головой по стенам или полу комичными маятникообразными движениями.
В мирное время армия у термитов не бездействует. Солдаты с большой головой переносят в длинных челюстях молодь, а носатых заставляют работать минерами, разрушать старые древесные постройки своими лобовыми выростами. К тому же носатые обладают инженерными способностями: они определяют форму строящихся частей термитника и галерей.
В термитнике живут еще и крылатые особи. Это молодь - будущие цари и царицы. Улетают они из термитника и, сбросив крылья, образуют где-то свои царства.
Термиты охотно едят древесные постройки, мебель, книги, одежду и этим приносят человеку большой вред.
Если человек на время покидает свой дом, а термиты находят путь к нему, то... Нет, все стоит на своих местах; стол, кресло, стулья. Картины висят на стенах, книги лежат в шкафу. Человек вернулся домой. Устал после дороги, хочет отдохнуть, садится в кресло, а оно падает, Пытается ухватиться за стол, а он словно бумажный. Все деревянное в доме съели термиты. Они выели предметы изнутри, оставив тонкую, как бумага, внешнюю оболочку. Поэтому-то и создается впечатление, что ничего не тронуто. Недаром слово "термиты" образованно от слова "термес"- "конец" по-гречески.
А. Гумбольдт, возвратясь из путешествия по Южной Америке, с сожалением отмечал, что на этом континенте редко увидишь книгу, старше 50 лет. Каково литературе?
К каждому предмету, если к нему нельзя подойти через деревянную стену или пол, термиты делают крытую галерею.
Нужно обладать настоящими инженерными способностями, чтобы так мастерски выедать мебель, столбы деревянных построек и забивать землей пустоты так, что сооружение не рушится. Вот здесь-то и проявляется первая таинственная способность термитов ощущать напряжение древесных волокон в сооружении. По существу, термиты улавливают поле напряжения, о котором мы ничего не знаем. Поэтому-то они умеют выедать древесные постройки так, что те не рушатся, пока к ним не притронешься.
Термиты могут съесть даже одежду на спящем человеке.
Каким же образом съеденные древесина, бумага, ткани усваиваются в организме термитов? Оказывается, в кишечнике у них живет многочисленное племя простейших - жгутиконосцев из Hypermastigina (Trichonimpha и др.), которые переводят клетчатку в легкоусвояемые сахара. Достаточно накормить термита антибиотиками и убить живущих в нем жгутиконосцев, и он умрет с голоду, потому что щепки, которыми он набил свой живот, так и останутся "не переваренными". Ферменты простейших организмов так быстро перерабатывают клетчатку в сахар, что никакой химический завод не смог бы сравниться по скорости производства сахара с биозаводом термитов, в жерле которого в сахар превращаются опилки, тряпки и кучи бумажного мусора. Но термиты питаются не только древесиной, в их меню входят также различные перегнившие вещества, животные и растительные продукты, в том числе и грибы. Собственные экскременты как питательную среду для грибов применяют некоторые африканские и азиатские термиты. Грибные сады они устраивают и в подземных камерах и в больших холмообразных сооружениях.
И еще об одном удивительном свойстве термитов хочется сказать - о способности ориентироваться в пространстве и возводить сооружения без зрения. Опытным путем доказано, что термиты ощущают магнитное поле Земли и электростатическое поле. Они даже могут узнавать живое на расстоянии. Как бы тихо ни приближался человек или животное к термитнику, с подветренной или другой стороны, часовые все равно заметят его и поднимут тревогу. В войнах с муравьями термиты на большом расстоянии узнают, где находится противник, узнают и когда светло, и в полной темноте, и даже через стены термитника. Не говорит ли это о присутствии вокруг каждого живого существа еще не открытого биологического поля, которое мы не ощущаем и которое воспринимается термитами и используется для видения в темноте и через стены? Возможно, пройдет некоторое время, и человек откроет биополе, улавливаемое термитами.
Термиты, исходно жившие, вероятно, в лесной подстилке в тёплом и влажном климате, благодаря строительству гнёзд и дорог смогли завоевать новые жизненные пространства даже в сухих районах, например в степях и пустынях. Но для этого необходимо иметь доступ к грунтовым водам. В пустынных местностях, например в Каракумах, как сообщают, колодцы термитов уходят в глубь более чем на 100 метров; во всяком случае, точно отмечены колодцы глубиной 40 метров. При слишком большой сухости рабочие термиты отрыгивают воду на стенки камер с потомством, повышая таким способом влажность воздуха.
Важное требование, которое должно выполнятся тем или иным способом во всех постройках термитов, - это наличие мощной вентиляции. Как же работает вентиляционная система термитника?
Проще
всего объяснить это для
Многие виды термитов делают свои гнезда из картона. Они склеивают частицы древесины и земли своими выделениями, словно цементом. Получаются прочные гигиеничные стены. Некоторые виды этих насекомых строят свои дома только из частиц земли, также склеенных выделениями. Эти постройки очень прочные. Внутри термитника возводятся колонны, своды и арки, и при этом опять работает непонятное "подземное видение", но на этот раз не живых объектов, а строительных конструкций. Иначе и не объяснить, как стыкуют термиты возводимую с двух концов арку в полной темноте. Можно предположить два способа восприятия стыкующихся сводов. В одном случае термиты, находящиеся на концах арки, обмениваются информацией с помощью все той же неизвестной для нас локации, во втором - термиты заряжают строительный материал биополем, и тогда все внутренние постройки термитника становятся для них видимыми и коридоры освещаются неведомым для нас светом.