Международная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2009 в 14:26, Не определен

Описание работы

Проблема безопасности – одна из центральных в теории и практике международников и государственных деятелей. С нею так или иначе связан любой вопрос международной политики. Племена народности, этнические группы, полисы, империи и государства на протяжении всей истории человечества не переставали враждовать друг с другом. Поэтому политики и мыслители издавна задумывались над тем, как избежать угроз нападения со стороны соседей, какими должны быть средства противостояния. Создавались все новые системы вооружений, разрабатывались самые разные стратегии

Файлы: 1 файл

междунар без.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

План: 
 

Введение__________________________________________________стр.1 

1. Понятие безопасности  и основные полходы к ее  изучению_________________________________________________стр.2

2. Изменение  среды безопасности и новые  глобальные угрозы___________________________________________________стр.9

   1) Глобальные  экологические проблемы________________________________________________стр.14

   2) Ядерная  угроза_______________________________________стр.17

   3) Терроризм-  как глобальная угроза мира__________________стр.22 

3. Новые концепции  безопасности__________________________стр.24

  1. Концепция кооперативной безопасности________________стр.24
  2. Концепция человеческой безопасности_________________стр.26
  3. Теория демократического мира________________________стр.27
 

Заключение_____________________________________________стр.30 

Список использованных литератур_________________________стр.31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

Проблема безопасности – одна из центральных  в теории и практике международников и  государственных деятелей. С  нею так или иначе связан любой вопрос международной политики. Племена народности, этнические группы, полисы, империи и государства на протяжении всей истории человечества не переставали враждовать друг с другом. Поэтому политики и мыслители издавна задумывались над тем, как избежать угроз нападения со стороны соседей, какими должны быть средства противостояния. Создавались все новые системы вооружений, разрабатывались самые разные стратегии. Одна из главных особенностей международных отношений –анархичность международной среды. Она даже с оговорками (пусть иногда очень серьезными) признаётся всеми исследователями и связана с нерешенностью проблемы безопасности. Пока существуют государства, безопасность не будет тотальной  или абсолютной, а останется относительной  и всегда будет зависеть от политической воли «государей». Конечно, отношения не сводятся к межгосударственным взаимодействиям, а международная политика – к внешне политической  деятельности государства. Однако было бы ошибкой недооценивать ту роль, которую государства продолжают играть в оценке вызовов и возможностей внешнего мира, в адаптации нации к международному окружению, в сохранении её идентичности, защите ценностей, иначе говоря, в национальной безопасности в широком смысле этого термина. Это особенно актуально в современных условиях глобализирующего мира, когда «экономизация, информатизация  и демократизация международных отношений создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают всю систему более уязвимой для терроризма, применения оружия массового поражения, возможно, информационного оружия» (Стратегия для России 2.13.).

Что такое международная  безопасность, в чем состоят достоинства  и недостатки основных теоретических  парадигм в ее понимании? Какое влияние  оказывает на международную безопасность глобализация мирового развития? Наконец, чем отличаются современные концепции международной безопасности  от традиционных? Эти вопросы рассматриваются в настоящей главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие  безопасности и  основные

теоретические подходы к ее изучению 

Понятие «безопасность» тесно связано с категорией «национальные  интересы». Более того, первое является производным от второй. Национальная безопасность призвана прежде всего  обеспечить гарантии неуязвимости основных, жизненно важных интересов-национального суверенитета, территориальной целостности государсва-нации, защиты его населения,- т.е. таких интересов, ради достижения которых оно скорее согласится воевать, чем пойдёт на компромисс. Иначе говоря , национальная безопасность-это стратегия ,направленная на обеспечение жизненно важных интересов государства-нации. Таков классический, реалистический подход к проблеме.

   Напомним, что с точки зрения теории  политического реализма международные  отношения существуют, говоря словами Р. Арона, «в тени войны». В отсутствии высшей руководящей инстанции, единого управления действиями государства в достижении и защите своих интересов могут рассчитывать только на собственные силы. Неореализм, как уже говорилось, у идет в этом отношении несколько дальше и вводит понятие «зрелой анархии», в соответствии с которым международные институты, а также вырабатываемые ими нормы и правила поведения смягчают последствия столкновения государственных интересов и отчасти выводят международные отношения из «тени войны». Неореалисты утверждают, что национальные интересы и национальная безопасность самым непосредственным образом Связаны со структурой международной системы. Однако главным средством достижения и защиты национальной безопасности и в реализме, и в неореализме признается сила (прежде всего в ее военно- политическом измерении), а главным инструментом, гарантирующим международную безопасность- баланс сил.

  Еще одна существенная особенность реалисткого  понимания безопасности состоит  в том, что оно носит прежде всего охранительный характер; безопасность рассматривается как не угрожаемое состояние. Такое понимание безопасности оставляет в тени, порой недооценивает, а в некоторых случаях и вообще игнорирует ее значение как совокупности мер для обеспечения не угрожаемого состояния. Как показывает Н.А. Косолапов, недооценка такого аспекта безопасности, как конкурентные способности государства-нации в борьбе за выживание и развитие т.е. недооценка «жизнеобеспечивающего» аспекта безопасности, может привести к самым серьезным впоследствиям. СССР уделял преимущественное внимание  развитию своего военного потенциала и внутренних спецслужб, и все же он рухнул не от того,  от чего усиленно себя охранял: не от нападения внешнего врага и от происков внутреннего, а от острого дефицита жизнеспособности системы (Косолапов. 1992.).

   С позиций  политического реализма главное  действующее лицо национальной  и международной безопасности  – государство. Именно оно  является основным звеном, причиной  и следствием, основным виновником (источником угроз) и надеждой в соотношении угроза – безопасность.

   Холодная  война (и в этом ее сходство  с любой войной) способствовала  расширению роли государства,  усилению его значения и власти  его бюрократического аппарата. Реалистская концепция лежала в основе построения структур безопасности в противоборстве между Востоком и Западом. Это проявлялось не только в постоянном наращивании и качественном совершенствовании военной силы, но и в особом внимании к стратегии ядерного сдерживания.

     Вышесказанное не следует понимать как признание абсолютного доминирования реалисткой парадигмы в понимании безопасности периода холодной войны. За пределами стратегических исследований, изучающих отношения Восток- Запад, реалисткие подходы уже тогда не считались полностью адекватными. Предпочтение отдавалось более широкому пониманию безопасности. Опасность возникновения ядерной войны, рост взаимозависимости, навязывающий ограничения в применении военной силы, а также этические проблемы, связанные с ситуацией гарантированного взаимного уничтожения, все эти проблемы дает толчок к разработке альтернативных представлений. Такие представления, особенно к концу холодной войны, получают все более широкое распространение. Важное место в новых представлениях о безопасности занимают понятия неделимости и взаимной безопасности: безопасность рассматривается как единое целое. Снижение уровня безопасности одной стороны с этой точки зрения неминуемо вызывает снижение уровня безопасности другой.

    Продолжает  существовать и разрабатываться понимание безопасности на основе либерально-идеалистической парадигмы. Напомним, что одной из центральных в этой парадигме является идея о международном сотрудничестве, основанном на универсальных ценностях и общечеловеческих интересах. С этих позиций угрозу безопасности представляют те участники международных отношений, которые отказываются от сотрудничества, нарушают общепринятые моральные и правовые нормы. Центральные понятия в либерально-идеалистической парадигме – всеобщее разоружение и коллективная безопасность, главным объектом которой являются указанные универсали, а также неотъемлемые права личности. Коллективная безопасность – единственный путь для преодоления дилеммы безопасности, который проходит через создание и укрепление международных институтов ( и прежде всего через укрепление и дальнейшее развитие системы ООН), дальнейшее совершенствование международного права, соблюдение общепринятых норм нравственности (см., например: Clark end Sohn.1962).

    При этом понятие «коллективная безопасность»,  получившее политический статус еще во времена Лити Наций, начиная с 1970-х гг. не только привлекает внимание исследователей, но и имеет широкое хождение в политических кругах, занятых разработкой и осуществлением стратегией международной безопасности как в обеих сверхдержавах, так и в авторитетных межправительственных (ООН, СБСЕ, НАТО, ОВД и др.), а также неправительственных (например, СИПРИ) организациях, в кругах «профессионалов безопасности «, как их называет французский исследователь Д. Биго.

    В эти же годы рождаются и иные, близкие указанному понятия безопасности. Например, понятие «общей безопасности» (common security) как противоположности стратегии сдерживания. «Общая безопасность» подразумевает долгосрочные государственные обязательства, учитывающие опасения относительно своей безопасности со стороны других государств, а также совместную работу по разным направлениям для максимального увеличения степени взаимозависимости между государствами. Другое понятие – это понятие «общей и коллективной обороны». Под ним подразумевается совместная защита членов сообщества безопасности (например, НАТО и ОВД) от внешней агрессии.

    Наконец, в 1970-е гг. появляются и понятия  «всеобъемлющей безопасности» (comprehensive security) или «всеобщей безопасности» (overall security), которые рассматриваются как альтернатива национальной безопасности и как средство придания новой и более широкой основы сотрудничеству в условиях стабилизации международной систему. Всеобъемлющая и/или всеобщая безопасность – явления многомерные: они сосредотачиваются не только на политических и дипломатических спорах ( которые зачастую приводят к конфликту ), но и на таких факторах, как слаборазвитая экономика, торговые противоречия, неконтролируемые перемещения населения, состояния экологии, наркобизнес, терроризм и права человека.

    Однако  главным и наиболее операционным в этом комплексе остается понятие  коллективной безопасности. Под нею  понимается ситуация, в которой все  члены определенного сообщества безопасности отказываются от применения силы в отношениях друг с другом и соглашаются оказывать помощь любому государству-участнику, который подвергся нападению со стороны иного государства данного сообщества. Основное направление теоретических поисков и политических усилий, направленных на преодоление тупиковой ситуации, которая сложилась в результате гонки вооружений (наиболее концентрированного выражения холодной войны), было направлено на создание системы всеобъемлющей коллективной безопасности под эгидой ООН. Дальнейшие исследования показали, что создание такой системы сопряженно с серьезными трудностями. Они связаны с тем, что всеобъемлющая коллективная безопасность должна отвечать ряду трудновыполнимых условий, среди которых, резюмируя исследования данной проблемы, можно выделить пять групп: моральные, юридические, институционные, системные и ситуационные.

    Итак, в первую группу входят моральные  условия. Они касаются принципов  неприменения силы в возникающих  между странами конфликтов и неделимости  мира как состояния межгосударственных отношений, а также беспристрастности «третьей стороны» ( в качестве которой может выступать отдельное государство, их, группа, или международная организация) при решении спорных вопросов.

    Во  вторую группу включены укрепление и  совершенствование деятельности ООН  как всемирной организации безопасности, ее институтов, а также вооруженных сил (в достаточном количестве и хорошо экипированных), способных эффективно решать вопросы, связанные с наказанием агрессора или с разрешением кризисных ситуаций путем проведения миротворческих операций.

    Третья  группа объединяет юридические условия. Речь идет о реальных полномочиях  Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН; о выполнении всеми  государствами норм и принципов  ООН; об эффективности деятельности Международного суда; наконец, о неуклонном соблюдении всеми членами сообщества безопасности норм и устава ООН.

    Условия четвертой группы касаются необходимости  иметь благоприятную среду. Благоприятная  международная среда подразумевает  преодоление биполярности; разоружение  сверхдержав, по меньшей мере частичное, но вместе с тем реальное; развитие связей экономической взаимозависимости ; учет интересов негосударственных участников международных отношений. Условия должны гарантировать стабильность международной системы. Стабильность же предполагает, во-первых, наличие системы основополагающих универсальных ценностей, разделяемых всеми членами сообщества безопасности; во-вторых, консенсус по поводу правил поведения в рамках данного сообщества; в-третьих,      умеренность политики любого государства   по отношению к другим.   А.Д.Богатуров  рассматривает  соотношение  стабильности  и  безопасности  следующим  образом: «Если  безопасность подразумевает искомое состояние государства  или системы, то стабильность-тип смены их реальных состояний , которые могут характеризоваться  большей или меньшей безопасностью. Или по-другому: безопасность воплощает отсутствие угроз для выживания, а стабильность – способность компенсировать такие угрозы в случае их возникновения за счет внутренних адаптационных возможностей системы. Наконец, третий вариант: стабильность – это равномерно отклоняющийся тип движения, средней линией которого можно считать отсутствие угрозы выживанию системы, с которым и отождествляется безопасность» (Богатуров. 1997).

Информация о работе Международная безопасность