Диагностика культуры безопасности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:14, реферат

Описание работы

В процессе воспитания культуры безопасности школьников осуществляется диагностика готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Изложим основные результаты исследования сущности, структуры, функций и средств диагностики культуры безопасности учащихся в учебном процессе.

Файлы: 1 файл

диагностика.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Выводы. Наиболее высоко оценивают свои возможности  при опасности подростки, наиболее низко – младшие школьники. Девочки менее уверены в своем хладнокровии и более чем мальчики склонны считать себя неготовыми действовать правильно при опасности.

Ответы  школьников по поводу мнений 22-27, 34 касаются проблемы готовности к риску, к смелым и решительным действиям. На основе сопоставления данных о самооценке школьников своей готовности к смелым действиям при нападении собаки (утверждение 22), при защите от хулиганов (23), к оправданному риску при спасении от собаки (24), к оправданному риску при нападении вооруженного грабителя (25), к неоправданному риску войти в клетку со львом (27) с самооценкой (не конкретно, но вообще, отвлеченно) склонности испугаться и неправильно действовать при опасности (34) сформулируем выводы о соотношении готовности школьников к смелым и рискованным действиям в различных условиях.

Сравнение оценок утверждений 22 и 23 показывает, что  младшие школьники и подростки  несколько выше оценивают свои возможности  при столкновении с собакой, чем  при нападении хулиганов. Причем при стабильности во всех трех возрастных группах самооценки возможностей справиться с хулиганами происходит падение оценки своей готовности справиться с собакой.

Сравнение оценок утверждений 24 и 25 показывает, что  школьники значительно выше оценивают  свою готовность рисковать при самозащите от собаки, чем при самоспасении от вооруженного грабителя. Причем при относительной стабильности (в подростковых классах даже происходит падение) готовности рисковать при бегстве от собаки происходит значительный рост (от младших классов к старшим) готовности рисковать при спасении от преступника.

Сопоставление оценок утверждений 26 (готовность к  повышенному риску на дороге вслед  за товарищами) и 27 (готовность последовать  примеру укротителя и войти в  клетку со львом) показывает, что подростки (63,6%) и старшеклассники (48,1%) менее склонны отказаться последовать за укротителем в клетку, чем отказаться выбежать на дорогу вслед за товарищами (72,4% и 68,6% соответственно). Иное соотношение мнений младших школьников, они в большей степени настроены к отказу следовать в клетку (60,9%), чем отказаться перебегать дорогу вслед за товарищами (к этому готовы 56,5%). Имеются отличия в динамике (от младших классов к старшим) оценок по поводу утверждений 26, 27. Готовность отказаться выбегать на дорогу вслед за товарищами повышается у подростков (по сравнению с младшими школьниками) и достигает в этом возрасте максимума, затем несколько понижается в 9-11 классах (оставаясь выше, чем в младших классах). Склонность отказаться (несогласие с утверждением 27) войти в клетку возрастает от младших к подростковым классам, затем сокращается в старших классах (60,9%, 63,6% и 48,1% соответственно). Однако ответы школьников, проявивших готовность последовать примеру товарищей на дороге (отрицание утверждения 26) и готовых последовать за укротителем (признание правильным утверждения 27), свидетельствуют о другой тенденции. Готовность войти в клетку возрастает от младших классов к подростковым и затем достигает максимума в старших классах. Готовность последовать за товарищами на опасную дорогу сокращается от младших классов (40,4%) к старшим (36,1%), причем о минимальном конформизме заявляют подростки (25,8%). Выходит, что среди опрошенных из каждых двадцати школьников войти в клетку готовы 7 младших школьников, 7 подростков и 10 старшеклассников. На дорогу за товарищами выбегут из каждых двадцати 8 младших школьников, 5 подростков и 7 старшеклассников.

Сопоставление оценок школьниками готовности к  отвлеченной, неконкретной опасности (отрицание утверждения 34) с положительной  оценкой готовности противостоять четырем конкретным опасностям (просто собака, хулиганы, собака рядом с траншеей, вооруженный преступник – утверждения 22-25) приводит к следующим выводам. Школьники значительно ниже оценивают свои возможности к самозащите при отвлеченном и абстрактном их рассмотрении (доля несогласных с утверждением 34), чем при оценке своих возможностей в конкретных ситуациях физического риска (согласие с утверждениями 22-24). В то же время школьники ниже оценивают свою готовность действовать при нападении преступника (когда можно попытаться спастись на машине незнакомца, что требует правильной оценки степени риска при таком способе спасения), чем при отвлеченной оценке своей готовности правильно действовать при опасности.

Утверждение 35: Я сам могу придумать выход в опасной ситуации.

Согласны  с утверждением 73,3% младших школьников, 77,9% подростков и 72,7% старшеклассников. Не согласны с утверждением 15,5% младших  школьников, 17,1% подростков и 13,1% старшеклассников. Доля мальчиков, которые согласны с утверждением, больше, чем доля девочек, во всех трех возрастных группах: его правомерность признают 78% мальчиков 1-4 классов (68,4% девочек), 87,4% мальчиков 5-8 классов (69,3% девочек) и 84,9% юношей 9-11 классов (61,9% девушек).

Выводы. Примерно ¾ школьников высоко оценивают свои интеллектуальные возможности в опасных ситуациях. Более склонны к высокой самооценке своего интеллекта подростки. Мальчики оценивают свою интеллектуальную готовность к опасным ситуациям выше, чем девочки, во всех трех возрастных группах.

Утверждение 40: При опасности  бесполезно думать самому, надо вспомнить то, что когда-то узнал  об опасностях и самозащите.

В младших, средних и старших классах  согласны с этим утверждением соответственно 82,6%, 75,1% и 62,8% опрошенных. В младших, средних и старших классах не согласны с этим утверждением соответственно 9,94%, 18,9% и 26,8% опрошенных школьников. Доля мальчиков и доля девочек, которые согласны с этим мнением практически равны во всех трех возрастных группах. Больше всех сомневаются в ответе старшеклассники.

Выводы. Имеется тенденция (от младших к  старшим классам) сокращения доли школьников, признающих бесполезность самостоятельных  размышлений при опасности. Это свидетельствует о росте самостоятельности школьников в осмыслении проблем безопасности по мере продвижения к старшим классам.

Значительная  часть опрошенных школьников одновременно признают правильность противоположных  по смыслу утверждений 35 (признание  возможности самостоятельного поиска выхода в опасной ситуации) и 40 (при опасности бесполезно думать самому). Однако, если доля признающих возможности интеллекта остается относительно стабильной (во всех трех возрастных группах), то доля признающих бесполезность самостоятельных размышлений значительно сокращается от младших классов к старшим (почти на 20%). Эти данные свидетельствуют о противоречивости мировоззренческих взглядов школьников на роль самого человека в обеспечении безопасности. Вместе с тем, доля школьников, для которых такого рода противоречивость и дисгармоничность характерна, сокращается от младших классов к старшим. При этом уверенность школьников в своих интеллектуальных способностях (в случае опасности) возрастает.

Утверждение 36: Я слежу за тем, как другие действуют  в случае опасности.

Доля  школьников признавших правомерность данного утверждения сокращается с 66,5% в 1-4 классах до 59,9% в 5-8 классах и составляет 59% в 9-11 классах. Согласны с утверждением 69,5% мальчиков и 63,3% девочек младших классов, 62,1% мальчиков и 57,9% девочек подростковых классов, 55,8% юношей и 61,9% девушек старших классов.

Выводы. Более половины школьников считают, что пытаются извлекать уроки  из опыта действий других людей в  опасных ситуациях. Имеется некоторое  падение самооценки наблюдательности от младших классов к старшим. Среди младших школьников и подростков мальчики считают себя более наблюдательными, чем девочки. Наоборот, девушки более высоко, чем юноши, оценивают свое стремление наблюдать за действиями других при опасности.

Объяснения. Возможно, падение самооценки своей склонности наблюдать за другими в опасных ситуациях связано с возрастанием у подростков и старшеклассников уверенности в своих силах. Может иметь место стремление к приоритету собственного мнения над мнением окружающих.

Утверждение 38: Я знаю и не повторяю ошибки тех, кто попадает под колеса автомобилей на дорогах.

В младших, средних и старших классах  согласны с этим утверждением соответственно 69,6%, 85,3% и 72,3% опрошенных. В младших, средних и старших классах  не согласны с этим утверждением соответственно 23,6%, 12,4% и 18% опрошенных школьников. Доля мальчиков, которые согласны с утверждением, больше, чем доля девочек, во всех трех возрастных группах: его правомерность признают 72% мальчиков 1-4 классов (67,1% девочек), 87,4% мальчиков 5-8 классов (83,3% девочек) и 73,3% юношей 9-11 классов (72,2% девушек).

Выводы. Больше всего сомневаются в своих  познаниях чужих ошибок на дорогах  и готовности избежать повторения этих ошибок младшие школьники. Наиболее уверены в себе подростки. Мальчики по сравнению с девочками всех возрастных групп более высоко оценивают свою готовность к опасностям на дорогах.

Утверждение 39: Я стараюсь не повторять  своих и чужих  ошибок, которые приводят к бедам, потерям, неприятностям.

В младших, средних и старших классах  согласны с этим утверждением соответственно 70,2%, 88,5% и 86,3% опрошенных. Не согласны с этим утверждением соответственно 23%, 8,76% и 10,9% опрошенных школьников. Доля мальчиков, которые не согласны с утверждением, больше, чем доля девочек, во всех трех возрастных группах: свое несогласие заявляют 25,6% мальчиков 1-4 классов (20,3% девочек), 10,7% мальчиков 5-8 классов (7,02% девочек) и 11,6% юношей 9-11 классов (10,3% девушек).

Выводы. Примерно ¾ школьников каждой возрастной группы считают, что стараются не повторять чужих ошибок, приводящих к потерям. Доля мальчиков, которые не уверены в своей готовности избегать чужих ошибок, больше, чем доля девочек. Доля затрудняющихся при ответе падает от младших классов (затрудняются 6,83% опрошенных) к подростковым (2,76%) и старшим классам (2,73%).

Во  всех трех возрастных группах прослеживается тенденция к возрастанию самооценки школьников в последовательности: готовность следить за другими в случае опасности (согласие с утверждением 36), знание и готовность не повторять ошибки других на дорогах (утверждение 38), стремление не повторять чужих ошибок (утверждение 39). Причем доля школьников, признавших свое стремление не повторять чужих ошибок (обобщенное неконкретное мнение), более значительна, чем доля школьников, заявивших о своей готовности (…знаю и не повторяю ошибки…) конкретно к безопасному поведению на дорогах.

Мировоззренческая готовность к безопасной жизнедеятельности  тесно взаимосвязана с психологической  готовностью и включает взгляды  и убеждения школьников на роль человека в профилактике и преодолении вредных и опасных факторов жизнедеятельности, на причины возникновения опасных ситуаций, на основные факторы безопасности.

Утверждение 9: От опасностей человек  может и должен защищаться сам.

В младших, средних и старших классах согласны с этим утверждением соответственно 88,8%, 79,7% и 82,5% опрошенных школьников. Таким образом, имеется тенденция к ослаблению мировоззренческой позиции о необходимости и возможности самостоятельного решения проблем безопасности при переходе от младших классов к старшим. Данная тенденция проявляется и в отрицании младшими школьниками, подростками и старшеклассниками данного утверждения (2,48%, 11,1% и 11,5% соответственно). Доля мальчиков, согласных с данным утверждением, выше, чем доля девочек, во всех трех возрастных группах. Согласны с утверждением 91,5% мальчиков и 86,1% девочек в младших классах, 86,4% мальчиков и 73,7% девочек в подростковых классах, 88,4% юношей и 77,3% девушек в старших классах.

Утверждение 15: Я могу сам позаботиться о себе. Во многих случаях я могу обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь.

Реакция школьников на утверждение 15 не обнаруживает различий уровня уверенности школьников всех трех возрастных групп в своих  силах при опасности (в младших  классах с утверждением согласны 79,55% опрошенных, в подростковых классах - 79,3%, в старших классах - 78,1%). Уверенность в своих силах у мальчиков выше во всех трех возрастных группах: 1-4 классы – согласны с утверждением 82,9% мальчиков (75,9% девочек), 5-8 классы – согласны 88,3% мальчиков (71,1% девочек), 9-11 классы – согласны 84,9% юношей (72,2% девушек).

Утверждение 28: От беды не уйдешь. От человека ничего не зависит.

В младших, средних и старших классах  согласны с этим утверждением соответственно 47,8%, 36,4% и 39,3% опрошенных. Больше всего пессимистический взгляд на проблемы безопасности характерен для младших школьников. Они же больше всего затрудняются в ответе на данный мировоззренческий вопрос (21,7%), в то время как подростки (6,45%) и старшеклассники (6,56%) сомневаются меньше. Больше оптимизма в ответах мальчиков. Согласны с мнением мальчики: 1-4 классы – 45,1% (девочки – 50,6%), 5-8 классы – 35,9% (девочки – 36,8%), 9-11 классы – 34,9% (девушки – 43,3%). Кроме того, девочки всех трех возрастных групп испытывают большие затруднения, чем мальчики, при оценке данного утверждения. Иначе говоря, подростки наиболее оптимистичны при оценке возможностей человека при опасности, наиболее пессимистичны младшие школьники. Девочки более склонны пессимистически оценивать возможности человека в обеспечении безопасности.

Утверждение 29: В случае опасности  главная надежда  на помощь взрослых, специалистов: охранников, пожарных, врачей и  т.д.

В младших, средних и старших классах  согласны с этим утверждением соответственно 87,6%, 77,4% и 73,2% опрошенных. Это свидетельствует о наличии признаков возрастания уверенности школьников (как мальчиков, так и девочек) в своих силах по мере продвижения к старшим классам, о сокращении доли тех, кто надеется на помощь взрослых при опасности. Больше надежды на собственные силы в ответах мальчиков, чем девочек. Согласны с мнением мальчики: 1-4 классы – 82,9% (девочки – 92,4%), 5-8 классы – 76,7% (девочки – 78,1%), 9-11 классы – 67,4% (девушки – 78,4%). От младших классов к старшим возрастает доля школьников, которые не согласны с данным утверждением. В 1-4 классах несогласных 7,45%, в 5-8 классах – 16,1%, в 9-11 классах – 20,8%. Соответственно во всех трех группах больше доля мальчиков отрицательно оценивающих утверждение, чем доля девочек: 1-4 классы – 9,76% мальчиков отрицают утверждение (девочки – 5,06%), 5-8 классы – 19,4% (девочки – 13,2%), 9-11 классы – 26,7% (девушки – 15,5%).

Информация о работе Диагностика культуры безопасности школьников