Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 02:56, Не определен
Вступление
Модерн в архитектуре 20 века
Конструктивизм
Сталинский неоклассицизм , Социалистический реализм и послевоенная архитектура
Московское метро
Неоклассика,национальная романтика и “новая архитектура”
Заключение
Курс на “построение социализма в отдельно взятой стране” был взят пленумами ЦК ВКП(б) 1928 года. Результатом этого стал небывало разросшийся контроль государства над всеми процессами в стране. Государство становится всевидящим, всезнающим. Социализм из “общего будущего” трансформируется в образ “государственного”. Государство теперь стремится приобрести образно-эмблематическую наглядность. Такой эмблемой становится его столица. На Москву возложена миссия изображать строительство новой жизни.
Сразу обнаружилось, что “современная архитектура” - конструктивизм - для этой роли не годится.У конструктивизма при всем его “супрематизме”, тяга к городам на рессорах и неспособность решать надчеловеческие задачи. Масштаб и образ новой столицы могли выразить только воплощение власти. Новую эпоху в архитектуре Москвы можно назвать “архитектурой наркоматов”. Громадные здания наркоматов уже начинают доминировать в облике довоенной России. На проекты объявляются масштабные конкурсы, отводятся ключевые места столицы. Согласно замыслу, центр столицы - Кремль - должен быть сооружен гигантским зданием госаппарата, они должны были олицетворять главные устремления рабочих и крестьян: курс на индустриализацию (наркомат тяжелой промышленности), курс на коллективизацию (наркомат земледелия), на борьбу с внутренним врагом (наркомат внутренних дел). Главное в этом ряду здание наркомтяжпрома так и не было воплощено в реальность, хотя конкурс на его проект был уникальным - пример мегапространственного развития - оказал влияние на пространственное развитие Москвы. Зданию было отведено пространство на Красной площади на месте ГУМа, его энциклопедические масштабы сделали бы находящийся рядом с ним Кремль игрушкой - это единодушно демонстрируют разные проекты Весниных, Леонидова, Мельникова, Фомина.
Недалеко от Кремля появляется огромное здание СТО (совета труда и обороны, теперь - Госдума), на Берсеневской набережной вырастает гигантский жилой квартал Дома СНК и ЦИК (“Дом правительства”).
Это архитектурные вехи нового, государственного пространства столицы. Новый масштаб призван сделать Москву, наряду с преобразуемой природой: повернутыми вспять реками, ставшими цветущими садами пустынями, новым природно-географическим явлением, сомасштабным с горами и морями социалистической родины. С этого времени любое новое сооружение, будь то библиотека (Библиотека им. Ленина, ныне Государственная Российская Библиотека), театр (Театр Красной Армии, ныне Театр Российской Армии), учебное заведение (МГУ, МВТУ), издательство (“Правда”, с 1992 года “Пресса”) стремится предстать архитектурным воплощением государства, любое учреждение посредством архитектуры пытается выглядеть составной частью государственной системы, заявить о своем присутствии в иерархии власти.
Государственная Библиотека имени Ленина - это первый библиотечный комплекс советской Москвы. Он создан на основе достижений науки своего времени. На его проектирование в 1927 и в 1929 годах были проведены открытые конкурсы. Они являлись выражением поисков и экспериментов, целью которых было воплотить в архитектурных формах новое социальное содержание.
Комиссия под
Вертикальный строй всего сооружения подчеркивает его элементы: ленточные окна-щели книгохранилища, пилоны фасадов, идущие почти на всю высоту здания, завершающие их скульптуры. Раскрытию идейного содержания замысла способствует монументально-декоративная скульптура. Между пилонами фасада разместились бронзовые барельефы с изображениями учёных, писателей, мыслителей. Среди них - Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Пушкин, Гоголь.
Комплекс библиотеки выполнен в сдержанном цвете: светлый мрамор пилонов контрастирует с покрытой патиной бронзой барельефом, и в то же время сочетается с серым цветом гранита лестницы террасы, черной полированной облицовкой колоннады главного входа.
Первым театральным зданием, спроектированным и возведенным в советской Москве, стало здание Центрального театра Советской Армии. Оно было построено в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева на площади Коммуны (сейчас площадь Суворова).
Театр Советской Армии
значительно отличается от традиционных
театральных построек. Архитекторы
задумали его как памятник-эмблему
советской армии. Поэтому объемно-
Интерьеры театра украшают произведение монументальной живописи таки мастеров, как Л. А. Бруни, А. А. Дейнека и В. А. Фаворских.
Почти одновременно с Центральным театром Советской Армии открылся первый в советской Москве Концертный Зал имени П. И. Чайковского. Концертный зал отличает благородство форм, монументальность и торжественность. Глухая стена фасада декорирована сеткой орнаментального узора с традиционным сочетанием красного и белого цветов, прямоугольный объем на уровне первых этажей опоясан рельефной лентой с мощной колоннадой у входа. Зрительный зал вмещает 1650 человек. Партер окружен трехъярусным амфитеатром: над которым располагаются балконы.
Проектировали здание архитекторы Д. Н. Чечулин и К. К. Орлов, они использовали незаконченную постройку театра Мейерхольда (проект архитекторов М. Г, Бархина и С. Е. Вахтангова) на пересечении бывшей улицы Горького с Садовым кольцом. В частности, были сохранены скругленный в плане зрительный зал, амфитеатр, балкончики “вперебежку” по боковым стенам, два яруса колоннад, полукругом расположенных вдоль стены.
Рядом с театром
Советской Армии находится
Важнейшим и всеопределяющим фактором архитектурного процесса становится программное обращение архитекторов к мировому зодческому наследию. В мае 1934 года в витринах на улицах Горького (ныне Тверской) выставляются проекты новой архитектуры, окончательно сбросившей с себя “скелет конструктивизма”. Намечается некоторая тенденция в новой архитектуре, архитектурном прошлом советские зодчие должны собрать не “прошлое”, а “вечное”. Из исторического наследия извлекается общечеловеческая суть: из готики - устремление ввысь, но без мистицизма, из древнеегипетской - монументальность и мощь, но без загробности, из греческой - гармония пропорций, но без аристократического духа, из древнеримской - величие, но без классового угнетения. Советская архитектура должна стремиться к конечному синтезу архитектурных стилей прошлых эпох в качественно новых образах, где бы ни проходил человек, по каким бы лестницам он ни поднимался, - перед ним, вокруг него - архитектурная реальность несуществующего социалистического мира, утопия. Город социализма, создан не для отдельного человека, а для организиванных масс. Архитектура, словно сценическая декорация, осеняющая непрерывную, живую пластику народных масс, демонстрирующих свой коллективизм и жизнеутверждающую безразличность. В это время, в период осуществления Генерального Плана реконструкции Москвы, проходит грандиозный конкурс на проект Дворца Советов. Конкурс был уникален тем, что никто не знал, как должно выглядеть народное представительство первого в мире государства рабочих и крестьян. Было представлено 160 проектов, из них 24 зарубежными архитекторами, среди них были такие известные, как Ле Корбюзье, В. Гропиус, Э. Мендельсон. Но этот замысел не был воплощен, поскольку в нем было слишком много утопии. Но все же Дворец Советов был построен, только под землей.
У жилых многоэтажных домов складывается характерное решение венчающей части - крыши. Теперь крыша - это не образ покрова и уюта, а зияющие высоты. Характерной чертой облика высотных зданий стала ступенчатая конфигурация. Начиная с 7-10 этажей здания “высотного стиля” расщепляют свою монолитность на уступы и башни, поэтому создается ощущение множественности архитектурных пространств. “Высотные дома” совсем не высоки, ведь из задача не быть высокими, а поднять над крышами старой Москвы парадиз социализма, для чего хватало 15-20 этажей.
Сталинскую архитектуру иногда называют первым проявлением постмодернизма, но это неверно, в силу того, что постмодернизм - это исключительное и эксклюзивное искусство, которое развивалось по собственным законам. Также и “сталинская архитектура” столь же принципиально эксклюзивна. Отношение этой архитектуры к основополагающим категориям: земле, небу, воздуху позволяет сделать вывод, что она - утопия в самом прямом смысле этого слова.
После такого давящего направления, как социальная утопия, в архитектуре жилых домов постепенно остается лишь функциональная сторона. Начинают застраиваться окраины Москвы, теперь дома не имеют своей индивидуальности, которую можно было встретить еще в 70-е годы (новостройки в районе Крылатского, Бескудникова и др.)
Московское метро
Первая трасса метро, открытая для пассажиров 15 мая 1935 года, Кировско-Фрунзенский радиус, пролегла от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры”. Протяженность линий с учетом ответвления до Смоленской площади составляла 11,6 км. Подземные станции и наземные вестибюли создавались как архитектурный комплекс большого общественного значения. К строительству метро были привлечены видные советские архитекторы, художники, инженеры. Они стремились создать не только удобство для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Эта традиция была продолжена и в годы ВОВ, когда строительство метро, несмотря на трудности военного времени, продолжалось. Особую выразительность станциям метрополитена придают скульптурные украшения, мозаика, витражи, созданные выдающимися советскими художниками.
Со времени открытия московского метро прошло более полувека, но до сих пор впечатляют станции, построенные в числе первых: “Кропоткинская” (бывший “Дворец Советов”), “Красные ворота”,
“Комсомольская” и другие. Станция “Кропоткинская” (архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг) вошла в историю советской архитектуры как выдающееся сооружение. Наземный вестибюль ее расположен на Гоголевском бульваре выполнен в стиле садово-парковой архитектуры (архитектор С. Кравец). В посадочном зале 2 ряда белых мраморных колонн, в верхней части которых смонтированы электрические лампы - их свет как бы поднимает свод.
Станция “Красные ворота” создана по проекту архитектора И. Фомина. Её наземный вестибюль выполнен в виде ниспадающих арок и напоминает раковину (архитектор Н. Ладовский). Мощные пилоны подземного зала облицованы красным мрамором сочного тона, на стенах мрамор золотистого тона.
Станция “Комсомольская”-радиальная (архитектор Д. Чечулин) построена таким образом, что движение пассажиров осуществляется в двух уровнях: над путями сооружены галереи: соединенные мостиками. Два ряда колонн увенчаны бронзовыми капителями.
В зале станции “Комсомольская” керамическое панно из майоликовой плитки (художник Е. Лансере). Оно посвящено героике труда комсомольцев-метростроевцев. Станция метро “Комсомольская”-кольцевая, соединенная с радиальной переходом, вошла в строй значительно позже: 30 января 1952 года (группа архитекторов во главе с А. Щусевым). Своды ее опираются на металлические колонны, облицованные узбекским мрамором, образуя величественный зал, длина которого равна 150 метрам. 8 огромных панно на потолке: выполненных из мозаики, мрамора, камней-самоцветов, посвящены теме борьбы советского народа за свободу и независимость (по эскизам художника Корина).
До сих пор вызывает восхищение станция “Маяковская”, вступившая в эксплуатацию в 1938 году. Опоры подземного зала выполнены в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. Уходящие ввысь ряды арок создают впечатление пространства (архитектор А. Душкин). В куполах помещены мозаичные панно по эскизам художника А. Дейнеки на тему “день советской страны”.
Из станций метро,
построенных в военные годы, упомянем
Павелецкую и Автозаводскую. Они
вошли в строй в 1943-1944 годах. Станция
Автозаводская (архитектор А. Душкин) отделана
светлым мрамором. На путевых стенах -
мозаичные панно на темы труда и защиты
родины. При входе в вестибюль, встроенный
в административное здание на Автозаводской
улице, - панно “Русские богатыри” и “Парад
на Красной площади 8 ноября 1941 года”.
Станция Павелецкая начинается с наземного
павильона (архитекторы А. Душкин, Н. Князев),
монументальные артеки которого подчеркивают
вход и выход. В зале вестибюля живописные
мозаичные панно посвящены защитникам
родины и труженикам тыла. В подземном
зале - продолжение той же темы. Здесь горельефы
(скульптор Ефимов), запечатлевшие девушку,
делающую гранаты, рабочего у станка, моряка
у торпедного аппарата, водителя танка,
пилота. В период налетов гитлеровской
авиации на Москву подземные станции и
тоннели метро служили надежным убежищем
для женщин, детей и престарелых. В послевоенное
время сеть московского метро продолжала
расширяться и продолжает по сей день,
но подземных дворцов такой красоты, как
в довоенное время, уже не встретишь. Новые
станции метро, которые строятся в наше
время, отличают простота и строгость
в оформлении. Это диктуется не только
требованиями экономии, но и нынешними
потребностями эстетического восприятия
архитектурных форм.
Информация о работе Теоретический анализ архитектуры Москвы 20 века