Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2010 в 17:25, Не определен
Комментирование действующего законодательства призвано в первую очередь разъяснить те его положения, которые могут быть неясными, непонятными для лиц, не обладающих профессиональным юридическими знаниями. Одной из причин неясности текста закона, иного нормативного правового акта являются его несовершенства, в том числе пробелы, противоречия, иные логические и грамматические ошибки. Поэтому прежде чем комментировать действующее законодательство необходимо установить все те нормативные положения, которые являются недостаточно совершенными, будут неизменно порождать массу вопросов у лиц в процессе реализации этих положений.
Толкование (уяснение) норм права состоит из трех стадий:
Комментирование действующего законодательства призвано в первую очередь разъяснить те его положения, которые могут быть неясными, непонятными для лиц, не обладающих профессиональным юридическими знаниями. Одной из причин неясности текста закона, иного нормативного правового акта являются его несовершенства, в том числе пробелы, противоречия, иные логические и грамматические ошибки. Поэтому прежде чем комментировать действующее законодательство необходимо установить все те нормативные положения, которые являются недостаточно совершенными, будут неизменно порождать массу вопросов у лиц в процессе реализации этих положений.
Выявление
в нормативном правовом акте ошибок,
допущенных правотворческим органом,
необходимо и для подготовки предложений
по его совершенствованию, поскольку прежде
чем предлагать новое, необходимо иметь
четкие представления о том, что из действующего
законодательства является несовершенным.
Критика
нормативного правового
акта как источника
права
Первая процедура, с которой начинается процесс толкования норм права, сводится к критике нормативного правового акта как источника права. Подобная проверка сводится к решению трех задач: 1) установлению факта принятия нормативного правового акта непосредственно государственным органом, а не какой либо его структурной частью, с соблюдением всех необходимых процедур; 2) удостоверению адекватности исследуемого текста нормативного правового акта его официальному тексту; 3) определению степени соответствия текста нормативного правового акта его текущей редакции.
Факт принятия нормативного правового акта правотворческим органом удостоверяют его официальные реквизиты, в том числе и информация о должностном лице, подписавшем акт. Неправильной представляется практика опубликования нормативно-правовых актов без сведений о том, кем они были подписаны. Отсутствие таких сведений не позволяет однозначно отличить текст проекта акта от текста принятого акта, чем, в частности, в начале 90-х воспользовались коммерческие издательства, опубликовав сборник «Все налоги России», в котором вместо действующих актов были помещены их проекты.
Правотворческая практика знает немало случаев принятия нормативно-правовых актов без прохождения ими всех необходимых процедур. В последнее время особенно грешат этим министерства и ведомства, публикующие свои общеобязательные акты без прохождения процедуры государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальных органах. Однако согласно Указу Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 все такие акты, не имеющие номера государственной регистрации, не могут вступать в действие и использоваться при регулировании конкретных отношений.
Фактом, удостоверяющим государственную регистрацию нормативного акта, является номер государственной регистрации, сведения о котором помещаются в конце акта. Следовательно, общеобязательный нормативно-правовой акт министерств и ведомств, не имеющий такого номера, является недействующим и его толкование может иметь только познавательное значение.
Достоверность нормативно-правового акта означает его подлинность, соответствие официальному тексту. Это свойство нормативно-правового акта обеспечивается помещением его в специальном издании, так называемом источнике официального опубликования. В случаях опубликования нормативно-правовых актов в разного рода сборниках, иных изданиях достоверность текста нормативно-правового акта подразумевается, но не гарантируется. Такие издания в ряде случаев грешат типографскими ошибками, влекущими порой серьезную деформацию текста актов.
Так, читатели одного из неофициальных изданий УК РФ могут достаточно долго ломать голову над положениями о том, что «объективное влияние не допускается», а «причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой бороны» не влечет уголовной ответственности. Между тем здесь имеют место всего-навсего опечатки: термин «объективное вменение» произвольно превращен в непонятное «объективное влияние», в термин «необходимая оборона — в «необходимую борону».
Поэтому интерпретатору, который пользуется источниками неофициального опубликования, целесообразно сверить их с официальными изданиями и по необходимости привести тексты нормативно-правовых актов в соответствие с их официальными текстами.
Процесс анализа подлинности нормативно-правового акта завершается удостоверением в том, что он и его предписания действуют, что в них не были внесены какие-либо изменения и дополнения. Такая процедура особенно необходима, когда нормативно-правовой акт действует достаточно длительное время, по крайней мере, более года, а каких-либо сведений об его изменении, дополнении не имеется. Вследствие постоянного совершенствования нормативного правового регулирования каждый нормативно-правовой акт может претерпевать значительные изменения.
Мониторинг за изменениями, дополнениями нормативно-правовых актов, как правило, ведут работники, осуществляющие учет этих актов, либо непосредственно сами интерпретаторы. В неофициальных публикациях, нормативно-правовые акты чаще всего помещаются в текущей редакции, т.е. со всеми внесенными в них изменениями, дополнениями и отменами. Причем в сборнике указывается дата, до которой издательство гарантирует контрольное состояние нормативно-правовых актов.
Независимо от способа получения сведения о контрольном состоянии нормативно-правового акта соискатель должен удостовериться в том, что он располагает действующей редакцией акта. Лишь обладая достоверными текстами нормативно-правовых актов и подлинными нормативными предписаниями, можно гарантировать получение истинных знаний о действующих нормах права.
Если
вы по забывчивости, небрежности не
проверили контрольное
Толкование
качества норм права
Толкование в целях уяснения содержания, смысла норм права осуществляется с применением грамматического, логического, систематического исторического, телеологического методов толкования норм права. Применение этих методов в научных целях ничем не отличается от их применения в профессиональной деятельности адвоката, прокурора, судьи. Во всех таких случаях осуществляется толкование в целях познания сущего, того, что принял правотворческий орган в целях нормативного правового регулирования общественных отношений.
Толкование качества норм права начинается с того момента, как ставится непосредственной задачей выявить ошибки, допущенные правотворческим органом. Исследование конкретного правового института, той или иной совокупности норм права, приобретает определенную теоретическую и практическую ценность лишь после того, как выявится уровень совершенства исследуемых норм и найдутся присущие им недостатки. Для успешного же решения этой задачи необходимо проведение критического анализа нормативных правовых актов с использованием разработанных российскими правоведами критериев качества норм права.
Проблема понятия качества норм права и видов правотворческих ошибок российскими правоведами была поставлена сравнительно недавно, соответственно и предложенные в юридической литературе ее решения носят в значительной мере дискуссионный характер. Ограничимся лишь позитивным изложением разделяемого нами понимания качества нормативных правовых актов, его критериев и типологии юридических ошибок.
По нашему мнению, качество нормы права представляет собой совокупность свойств, признаков, необходимых ей для надлежащего, эффективного осуществления своей сущности как регулятора общественных отношений. Ибо качество вообще, в философском понимании есть совокупность свойств, указывающих на то, что представляет собой предмет, явление.
Норма права представляет собой органическое единство юридического содержания, логической и языковой формы. Каждый из названных аспектов нормы права должен обладать определенным набором качеств, признаков. В их числе в юридической литературе выделяют:
Нормативность является признаком, опосредствующим основные регулятивные свойства нормы права, ее способность, во-первых, регулировать вид общественных отношений, а не конкретное отношение, во-вторых, действовать длительный срок и не исчерпывать своего действия однократным исполнением; в-третьих, обозначать субъектов регулируемых отношений при помощи абстрактных понятий, а не поименно. Исключение составляют лишь государственные органы, действующие в Российской Федерации в единственном числе.
Полнота
нормы права означает, что в
соответствующем нормативном
Нормы права должны быть конкретными, т.е. отражать специфические, наиболее характерные признаки регулируемого общественного отношения таким образом, что в процессе реализации нормы права без труда можно было определить конкретные отношения, подпадающее под сферу ее действия.
Конкретность нормы права является необходимым условием ее качества, так как любая норма права может действовать только в строго ограниченной сфере, определяемой предметом правого регулирования. В частности, конкретность нормы права играет решающую роль при юридической квалификации, когда участники правоотношения или правоприменители пытаются определить юридическую природу соответствующих отношений, действий, поступков и установить субъективные обязанности тех или иных лиц. Реализация в конкретных отношениях норм права, не обладающих достаточной конкретностью, может быть осложнена конфликтами относительно сферы действия и применения таких норм. Поэтому любой качественно совершенный нормативный правовой акт не может содержать неконкретных норм.
Оценка юридического аспекта качества норм права, по нашему мнению, не может ограничиваться только названными критериями. На этой стадии толкования весьма важно выявить наличие механизма, способного обеспечить реализацию исследуемых норм права в конкретных отношениях. Общеизвестно, что значительная часть норм, особенно тех, что не поддерживаются той или иной частью населения, может выступать действенным регулятором общественных отношений, при одном непременном условий — наличии специальных правовых средств, способных обеспечить действие таких норм независимо от отношения к ним участников соответствующих правоотношений. Поэтому важнейшим критерием качества норм права, наряду с вышеизложенными, является механизм их реализации в конкретных правоотношениях.
Признак системности нормы права означает его органичную связь с другими действующими нормами права, лишенную противоречий. Совокупность конкретных связей норм права, как правило, сложна и многообразна. В целях закрепления наиболее важных связей и зависимостей норм права используются такие приемы, как:
Критерий точности означает, что норма права закреплена в тексте нормативного правового акта таким образом, что ее языковая форма полностью соответствует воле правотворческого органа и обеспечивает однозначное понимание ее смысла всеми заинтересованными лицами. Точность текста нормативного правового акта обеспечивается прежде всего тем, что нормативные предписания формулируются по возможности краткими и четкими фразами, не допускающими двусмысленного толкования, а юридические, экономические, политические и иные специальные термины используются в их общепринятом значении.
Точность языка нормативных правовых актов должна органично сочетаться с его ясностью и простотой. Критерий ясности означает, что в законе использованы языковые средства (термины, понятия, предложения) доступные для понимания лиц, которым этот акт адресован. Так, федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с участием граждан, не может излагаться языком, понятным только юристам, иным специалистам. Критерий простоты означает отсутствие в законе сложных, громоздких фраз, сложных языковых конструкций. Свойство краткости (экономичности) означает, что в нормативном правовом акте отсутствуют лишние слова, повторы, многословие, детальное казуальное описание предметов и процессов.