Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2010 в 14:08, Не определен
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменения также не бывает без уяснения смысла правовых требований.
Без всестороннего и глубокого понимания смысла правовых норм невозможно правовое регулирование общественной жизни, укрепление законности. Толкование нормативных актов является необходимой предпосылкой для правильного осуществления норм права, их реализации.
■
С точки зрения логики и языка, результат толкования может быть выражен в разных формах: суждениях о содержании нормы права, юридических оценках тех или иных явлений правовой действительности. Такие суждения могут быть высказаны о субъектах, о ситуациях, на которые распространяется норма права, о предписываемых, запрещаемых, дозволяемых действиях и т. д.
Результатом толкования должна быть ясность, определенность относящиеся к содержанию юридических норм в представлении лица, осуществляющего толкование. Здесь действует закон формальной логики «исключенного третьего». Результатом толкования не должны быть выводы типа «и да, и нет», «и то, и другое», а должно быть высказано вполне определенное суждение: «только да», «только это», «только нет».
Результаты толкования не могут выходить за пределы толкуемой нормы. Толкование представляет собой конкретизированное суждение о норме, но не новое нормативное положение.1
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения буквального и действительного содержания (смысла) юридических норм. В этой связи для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения действительного содержания юридических норм и буквального текста (текстуального выражения). Имеется в виду результат толкования с точки зрения его объема. Исходя из названного соотношения (текст нормы и ее содержание) различают три вида толкования по объему: буквальное, распространительное и ограничительное.
Буквальное (адекватное) толкование – такое, в соответствии с которым смысл толкуемой нормы (действительное содержание) полностью совпадает с ее текстуальным (словесным) выражением. Налицо совпадение «буквы и духа» закона.
Следовательно, буквальное толкование является результатом соотнесение смысла нормы права и текста нормативного правового акта, в котором эта норма закреплена. Устанавливаемая в результате буквального толкования правовая норма точно соответствует самому тексту закона, т. е. по своему смыслу и содержанию не уже и не шире ее выражения в законе. Например, обратимся к следующему нормативному положению ст. 399 ГК РФ: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». Как видно, действительное содержание (смысл) этого правового положения имеет строго определенный характер, оно точно соответствует его текстуальному языковому выражению. «По общему правилу, — отмечает С.С. Алексеев, — толкование хорошо отработанных законов является буквальным: оно не уже и не шире, чем его буквальный текст».14
Распространительное толкование — такое, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм раскрытое в результате толкования, шире, чем буквальный смысл, буквальное значение слов. Так, ст. 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за «вред, причиненный гражданину ... в результате незаконных действий государственных органов...». Здесь слову «гражданин» следует давать распространительное толкование, учитывая то, что в такой ситуации вред должен быть возмещен и иностранному лицу и лицу без гражданства.
В этой связи еще один момент. В действующем законодательстве есть нормы права, специально предусматривающие возможность распространительного толкования. Так, в ст. 61 УК РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, которые признаются смягчающими при определении судом меры наказания за совершенное преступление: совершение преступления впервые, отсутствие корыстных мотивов или иных низменных побуждений, совершение преступления под влиянием сильного душевного волнения и ряд других. По смыслу закона этот перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим и суд может учесть и иные обстоятельства, если признает их смягчающими. Следовательно, ст. 61 УК РФ может быть истолкована распространительно.
Ограничительное толкование – такое, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм раскрытое в результате толкования, уже, чем буквальное значение слов. Например, в ст. 87 Семейного кодекса РФ устанавливаются обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Как видно, действительный смысл нормы уже, чем словесное выражение ее названия. Очевидно, не все дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей. От такой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали или были лишены родительских прав.
Необходимо иметь в виду следующее: распространительное и ограничительное толкование осуществляется строго в пределах толкуемой нормы. Ни то, ни другое не «расширяет» и не «сужает» содержание нормы, а только выявляет ее действительный смысл.
Именно этим распространительное толкование отличается от внешне похожего на него института аналогии закона (применение к определенным фактам сходных юридических норм).
Как видно, при распространительном толковании определенные обстоятельства охватываются содержанием закона: они предусмотрены законодателем, «имелись в виду», хотя и не получили точного и полного закрепления в тексте нормативного правового акта.
При аналогии закона определенные факты не охватываются ни буквальным текстом, ни смыслом закона: законодатель их «не имел в виду», т.е. вообще не предусматривал данные (аналогичные) обстоятельства.
В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо. Однако юридическое значение толкования, его обязательность различаются в зависимости от того, кто толкует нормы права. Субъектами толкования могут быть специально уполномоченные государственные органы, органы, сами принявшие правовую норму, граждане, уясняющие смысл и содержание правовой нормы для себя.
В юридической литературе различается толкование официальное и неофициальное, с последующими подразделениями по юридической силе v компетентности.
Официальное толкование — это разъяснение, которое дают е официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции. Такое официальное разъяснение может быть:
а) нормативным;
б) казуальным (индивидуальным).
Нормативное толкование — официальное разъяснение, обладающее общим характером, формально обязательное при рассмотрении всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Нормативное толкование — разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Такое толкование нормативно потому, что его результат выражен в виде интерпретационных норм, обязательных для других субъектов. По мнению профессора А.Ф. Черданцева, «это нормы о нормах. В них предписывается как следует понимать и применять другие правовые нормы»15.
Такое толкование неотделимо от самой нормы, не может проводиться независимо от нее. В случае отмены нормы прекращает действие и ее разъяснение. «Нормативное разъяснение, — отмечает В.Н. Протасов, — не имеет самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения»16.
Итак,
интерпретационный акт с
Официальное нормативное толкование может быть дано либо правотворческим органом по нормативным актам принятым им, либо иным государственным органом. Поэтому различаются два вида нормативного толкования: аутентическое и делегированное (легальное).
Аутентическое толкование — разъяснение исходящее от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на такое толкование не требуется. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные правовые акты, то он обладает возможностью давать разъяснение этим актам. Например. Правительство может принять интерпретационный акт, в котором будет дане разъяснение ранее принятого им постановления. Разъяснение, содержащее общие положения, не связанные с конкретным делом, обязательны для всех, ктс реализует разъясненный нормативный правовой акт.
Делегированное (легальное) толкование — разъяснение, исходящее от компетентного органа в отношении акта, изданного другим органом. Иными словами, разъяснение нормативного правового акта, принятого другими государственными органами, называется делегированным, так как дается по поручению субъекта правотворчества. Такое толкование также называется легальным'. Оно дается государственными органами лишь тогда, когда на это их специально уполномочивают вышестоящие компетентные государственные органы.
Право давать официальное делегированное толкование предоставлено Конституцией РФ (ст. 126 — 127) Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ.
Особо значимы в этом плане акты Конституционного Суда, дающие нормативные разъяснения по конституционным вопросам. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации, причем по запросам высших государственных инстанций (Президента, Совета Ферации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов РФ). Официальное нормативное толкование Конституционного Суда РФ имеет прямое и непосредственное действие, подлежит немедленному опубликованию в «Собрании законодательства РФ», в газете «Российская газета» и сразу вступает в силу.
Казуальное (индивидуальное) толкование – официальное разъяснение, обязательное только для конкретного случая, для определенного юридического дела Такое толкование могут давать Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ. которое всегда обязательно лишь по одному конкретному делу и не является общеобязательным (как прецеденты в странах англо - саксонской правовой семьи).
Такое казуальное (индивидуальное) толкование дается иными судебными и иными компетентными органами по рассматриваемым делам. Например, Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев какое-либо дело в порядке надзора, отменяет решение нижестоящего суда. Вместе с тем в определении по делу содержится соответствующее толкование разъясняющего характера.
Акты казуального толкования имеют разовое значение. Однако, значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими судебными инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона.
Казуальное толкование дается также административными органами. Оно разъясняет смысл правовой нормы применительно к конкретному делу, находящемуся в ведении органов управления.
Неофициальное толкование - это разъяснение, осуществляемое различными субъектами, результаты которого не имеют юридического, общезначимого значения. Как видно, неофициальное толкование отличается от официального не только по субъекту, но и по юридической силе. Такое толкование производится научными учреждениями, адвокатами, юрисконсультами, отдельными гражданами. Значение неофициального толкования зависит от уровня компетентности, специальных знаний интерпретаторов, от обоснованности и аргументированности их выводов.
В юридической литературе неофициальное толкование подразделяется на три разновидности: обыденное, профессиональное и доктриальное.
Обыденное толкование – это пояснения и мнения людей относительно законов, юридической практики, правовой действительности, основанные на их житейском опыте, массовом правосознании. В таком толковании могут быть заблуждения, поверхностные суждения, опрометчивые выводы. Вместе с тем в нем есть здравый смысл, влияющий на выбор правомерного поведения в правовой сфере.
Профессиональное толкование — это разъяснения, относящиеся к праву, юридической практике, даваемое профессионалами — юристами на _ основе специальных знаний. Имеется в виду толкование, осуществляемое прокурорами или адвокатами в судебном процессе, судьями на приемах граждан, работниками юридических служб, редакциями юридических журналов в специальных консультациях и обзорах.
Доктринальное толкование (от слова «доктрина» — наука) — разъяснения, производимые учеными — юристами, преподавателями, специалистами в области права в монографиях, статьях и др. Назовем в этой связи комментарии ученых, которые сопровождают кодексы, другие нормативные правовые акты. Достоинство доктринального толкования заключается в том, что в пользу того или иного вывода приводится развернутая аргументация автора. Значимость этого толкования в том, что оно способствует углублению правовых знаний, формированию правовой культуры не только работников государственных органов, но и всех граждан. Доктринальное толкование не является обязательным для правоприменяющих органов, но оказывает значительное влияние на реализацию права.17