Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2010 в 14:08, Не определен
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменения также не бывает без уяснения смысла правовых требований.
Без всестороннего и глубокого понимания смысла правовых норм невозможно правовое регулирование общественной жизни, укрепление законности. Толкование нормативных актов является необходимой предпосылкой для правильного осуществления норм права, их реализации.
в нем норм права. Примером может служить необходимость изучения и
соответственно толкования разных норм, регулирующих порядок предъявления иска и возбуждения производства по делу, предусмотренный в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.
Поэтому в ходе систематического толкования важен учет наиболее типичных связей норм права, оказывающих влияние на смысл толкуемой нормы. К числу таких связей относятся:
а) сопоставление
норм Общей части отрасли права с Особенной
частью, например, норм Общей части Уголовного
кодекса РФ и нормы его
Особенной части;
б) связь
толкуемых регулятивных норм с нормами
охранительными.
Например, если регулятивные нормы гражданского
кодекса (главы 13—19)
определяют формы и объекты собственности,
права и обязанности
собственников, порядок приобретения
права собственности, отчуждение
собственности и т. д., то охранительные
нормы главы 20 ГК РФ
предусматривают способы защиты прав
собственника. К тому же,
охранительные нормы УК РФ предусматривают
меры наказания за
посягательства на права собственности.
в) связь
общих и специальных норм. Специальные
нормы
ограничивают сферу действия общей нормы,
допускают изъятие из нее.
Так, ст.
107 УК РФ (убийство в состоянии сильного,
внезапно возникшего
душевного волнения) и ст. 108 УК РФ (убийство
при превышении пределов
необходимой обороны) — специальные. Они
ограничивают сферу действия ст.
105 УК РФ (умышленное убийство"). При
наличии специальной нормы, общая норма
не применяется. Вместе с тем надо иметь
ввиду следующее: этот принцип взаимодействия
общих и специальных норм не действует
в отношении норм с различной юридической
силой; например, никакая (даже самая общая)
норма Конституции РФ не может быть отменена
никакой специальной нормой, содержащейся
в ином нормативно-правовом акте.
г) связи
отсылочных статьей. Из самой отсылочной
статьи видно,
что норма в ней сформулирована не полностью.
Чтобы уяснить норму,
содержащуюся в отсылочной статье, необходимо
привлечь ту статью, к
которой дается отсылка. Например, в ст.
109 Конституции РФ сказано:
«Государственная Дума может быть распущена
Президентом Российской
Федерации в случаях, предусмотренных
ст. 111 и 117 Конституции
Российской Федерации». Эта статья отсылочная.
д) связи
бланкетных норм с нормами, к которым в
общем плане
делается отсылка в бланкетной норме.
Напомним, бланкетные - статьи, в
которых содержится отсылка не к какому-либо
конкретному, точному
законоположению, а к иному источнику.
Наиболее типичными бланкетными
нормами являются нормы уголовного и административного
права,
устанавливающие ответственность за нарушение
различного рода правил
(технических, ветеринарных, охоты, рыболовства,
дорожного движения и т. д.).
Толкование бланкетных норм применительно
к конкретным ситуациям
возможно только посредством обращения
к соответствующим правилам.
е) связи
близких по содержанию норм, что позволяет
с большей четкостью
отграничить их, выявить специфические
признаки. Назовем в качестве примера
толкование ст. 129 (клевета) и ст. 130 (оскорбление)
УК РФ, осуществляемое путем
их сравнения. Здесь происходит «распределение»
признаков одновидовых норм
права. В результате такого подхода общее
содержание названных правовых норм
приближается к конкретным жизненным
ситуациям.
Отметим еще один момент. Важным является раскрытие содержания нормы в зависимости от места, которое она занимает в системе кодекса или иного нормативного акта. Например, ч. 2 ст. 325 УК РФ предусмотрено наказание за «похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа». Может возникнуть вопрос: является ли похищение паспорта обычным видом кражи личного имущества? Ответить на этот вопрос можно, определив место данной статьи в системе Уголовного кодекса.
Как видно, ч. 2 ст. 325 УК РФ находится в главе 32 «Преступления против порядка управления». Тем самым законодатель показывает - похищение паспорта не обычная кража, а имеющая особую повышенную опасность. К другим важным личным документам могут быть отнесены по смыслу ч. 2 ст. 325 принадлежащие гражданину пенсионное удостоверение, трудовая или орденская книжка, водительские права и т. п.
Систематическое толкование может использоваться для выяснения места применяемой нормы права в системе нормативного регулирования с включением норм международных договоров Российской Федерации. Рассматриваемое толкование может способствовать также выявлению коллизий, т.е. расхождений или противоречий между отдельными нормативно - правовыми актами, регулирующими одни и те же, либо смежные общественные отношения.
Такой способ толкования необходим и при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю.
Итак, возможность использования систематического способа толкования обусловлена системностью права. Правовые нормы в механизме правового регулирования связаны между собой многочисленными отношениями, что и объясняет значимость процесса систематического толкования.
Исторический (историко - политический) способ толкования способствует выявлению смысла правовой нормы с учетом истории ее принятия, целей и мотивов введения в систему правового регулирования. Это аналитический подход, согласно которому норма права рассматривается с учетом той историко — политической обстановки, в которой она принималась. При этом происходит сопоставление нормы с существующей политике — правовой ситуацией. Все это зполне объяснимо. Юридические нормы, как и все право в целом, обусловлены в своем появлении различными факторами (социально – экономическими, политическими и др.). Их изучение способствует более полному пониманию, осмыслению действующего законодательства. Например, весьма показательно, что действующая Конституция РФ делает акцент на укрепление исполнительной власти. Этому способствовало то, что она принималась по «горячим следам» октябрьских событий 1993 года. В этой связи в процессе разработки Основного закона в числе других решалась следующая задача: найти такие конституционно — правовые гарантии, которые исключили бы повторение подобных событий. Превалирующим было мнение, что этому будут способствовать специальные механизмы разрешения споров, особая роль Президента Российской Федерации.
В
настоящее время тенденция
В процессе исторического толкования правоприменительным органам, следовательно, приходится решать задачи, требующие знаний особенностей этапа развития государства и права, политики, проводимой в период принятия нормативного правового акта. В этой связи при историко - политическом толковании наряду с текстом нормативного правового акта используются источники, находящиеся за пределами права. Изучаются причины и условия, вызвавшие необходимость принятия нормативного акта, цели, которые преследовал законодатель. Анализируются материалы обсуждения и принятия проектов нормативных правовых актов. В результате может быть сделан вывод о том, что толкуемый нормативный правовой акт полностью или частично не соответствует новым отношениям, либо он фактически утратил силу12.
Рассматриваемый способ толкования играет значительную роль при расследовании и рассмотрении в суде той категории уголовных дел, которые находятся на грани административных или дисциплинарных проступков. В ходе такого толкования можно установить, что норма права не действует, так как исчезли отношения, на которые она была рассчитана, а поэтому требует определенной корректировки. Заметим, понимание правоприменителями целей законодательства, знание его истории способствует более качественной практической деятельности.
Специально – юридический способ толкования представляет собой уяснение воли законодателя, выраженной в правовой норме, через анализ специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний и законодательной техники. Необходимость этогс способа объясняется тем, что в области законодательства существует свой язык законов, и в связи с этим используются специфические термины и конструкции. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо использовать этот способ толкования.
Как видно, выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, может быть достигнуто как с помощью общеупотребительных слов («гражданин», «труд», «защита» и т.д.), так и специальных («акцепт», «комитент», «траст» и др.).
Такие выражения и термины нередко на практике нуждаются в разъяснении ("расшифровке") на основе специальных познаний. Приведем в этой связи следующие положения гражданского законодательства: «исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством». В каждом из содержащихся здесь терминов («неустойка», «штраф», «пеня», «залог», «поручительство») заложен специальный смысл, который выражает особое построение нормативного материала.
Требуют
раскрытия ("расшифровки") на основе
специальных познаний и
многие положения уголовного законодательства.
Это: «тяжкие последствия»,
«существенный вред», «особо крупный размер
хищения», «хищение по
предварительному сговору» и др.
Вместе с тем рассматриваемый способ не сводится только к толкованию терминов. Если бы это было так, то он бы отождествлялся с грамматическим толкованием.
Содержание
способа специально-
Таковы основные способы толкования, позволяющие раскрыть содержание нормативных предписаний в целях их реализации.
В юридической литературе, наряду с названными способами толкования, называют телеологическое (целевое) толкование и функциональное толкование.
Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. По мнению ряда исследователей, такое толкование необходимо не всегда. Потребность в нем возникает в ситуации изменения общественно - политической обстановки, необходимости углубленного осмысления специфики обстоятельств дела. При этом выяснение цели, направленности нормативного правового акта способствует принятию правильного решения. Иногда законодатель определяет цели принятого нормативного акта непосредственно в его тексте. Так, в преамбуле указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации прав граждан на землю» закреплено, что этот акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю». С учетом названных целей субъекты права и должны толковать (и применять) положения указа, исходя из приоритетной защиты интересов граждан (а не государственных органов, либо сельскохозяйственных организаций).13
Без выяснения цели принятия соответствующих нормативных правовых актов осложняется принятие правильного решения.
Функциональное толкование необходимо тогда, когда интерпретатор для уяснения смысла нормы должен учитывать не только ее формальный анализ, но и факторы, при которых реализуется норма. Так, в ст. 1101 ГК РФ указано, что при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, а также фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред и индивидуальные особенности потерпевшего. Следовательно, функциональное толкование способствует уяснению смысла и содержания правовой нормы посредством изучения условий и обстоятельств, существующих в момент ее применения.
Как
видно, для уяснения содержания нормы
права не всегда требуется использование
всех приемов толкования. В большинстве
случаев для этого можно
Реально все приемы толкования находятся во взаимосвязи, и с учетом этого должны использоваться интерпретатором.