Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2009 в 16:33, Не определен
курсовая работа
В этой связи вряд ли возможно к делам, возникающим из избирательных правоотношений применять такой понятийный аппарат и правила искового производства как «иск», «истец», «ответчик».
Заявление по форме и содержанию должно соответствовать как общему, так и специальному требованию. Нормы ГПК не содержат специальных положений о содержании заявления по избирательному спору.
Заявление, поданное с нарушением указанных требований (как общих, так и специальных), оставляется без движения, о чем судья выносит мотивированное определение с указанием недостатков и времени для их устранения. Несоблюдение заявителем этих указаний влекут общие правовые последствия: заявление считается неподанным и возвращается заявителю (ст. 136 ГПК РФ).
Возможен отказ в приеме заявления по следующим основаниям ст. 134 действующего ГПК: если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Эти основания п. 1 ст. 134 ГПК могут означать:
а) спор лишен юридического содержания;
б) разрешение спора не подведомственно суду;
в) заявленные требования не затрагивают прав и интересов заявителя.
Пункт 2 ст. 134 ГПК: если имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Такое положение п. 2 ст. 134 ГПК означает, что по одному и тому же спору не может быть вынесено два решения. В заявлении, поданном в суд по избирательному спору также имеются предмет и основание.
Предметом следует считать конкретное нарушение избирательного права, указанное заявителем. Например, невключение в список избирателей; нарушение правил подсчета голосов; нарушение порядка сбора подписей и т.д. и т.п. Основанием требования, заявленного в суд, будут те действия (бездействие), решения, акты органов публичной власти или должностных лиц, повлекшие, по мнению заявителя, нарушение его избирательных прав.
Полагаем, что поскольку предмет спора - публично-правовые отношения, а не частно-правовые - определений об отказе заявителя от требований и о заключении мирового соглашения быть не может.
Возможен отказ в приеме заявления в соответствии с п. 5 ст. 135 ГПК - если в производстве суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Пункт 1 ст. 135 ГПК - отказ в приеме заявления по тому основанию, что заявителем не соблюден предварительный внесудебный порядок, - к делам по избирательным спорам применим быть не может. Ни избирательное, ни процессуальное право для этих дел такого порядка не устанавливают.
Действующее гражданское процессуальное законодательство в ст. 259 перечисляет круг субъектов, которые могут обратиться в суд с заявлением или жалобой о защите нарушенных избирательных прав. По содержанию она не является исчерпывающей на что указывают термины «иные общественные объединения, инициативные группы...».
Судья, проверив соответствие поданного заявления требованиям закона, выносит определение о возбуждении дела.
Со дня, указанного в этом определении, исчисляются процессуальные сроки подготовки дела к судебному разбирательству.
Эта
стадия процесса по делам исследуемой
категории характеризуется
Подготовка дел по избирательным спорам к судебному разбирательству имеет специфические особенности, обусловленные сокращенными сроками рассмотрения дела, а также характером, конкретным содержанием избирательного спора и его субъектным составом.
Обобщение судебной практики показывает, что, как правило, судебные споры из избирательных отношений, разрешаемые в течение трех дней, а иногда за день до голосования или в день голосования.
Статья 260 ГПК (в ред. ФЗ от 21.07.2005 № 93-ФЗ.) содержит положения о сроках обращения в суд (ч. 1-5 ст. 260 ГПК), а статья 260.1 ГПК РФ содержит перечень лиц, чье участие в судебном разбирательстве желательно, но при их неявке возможность рассмотрения и разрешения дела допускается. Часть 2 ст. 260 ГПК называет специальный срок - десять дней - для обращения заинтересованных лиц по оспариванию действий, решений избирательных комиссий в связи с регистрацией, отказом в регистрации кандидата, инициативной группы по проведению референдума, отмене регистрации кандидата. Этот срок восстановлению не подлежит
Полагаем, что необходимо в этой норме предусмотреть и срок подачи заявления в суд на бездействие избирательной комиссии по указанным спорам. Имеются в виду случаи, когда кто-либо из субъектов избирательных правоотношений обращается в избирательную комиссию с заявлением об отмене регистрации кандидата. Однако комиссия не рассматривает это заявление. Тогда заявитель обращается в суд, где обжалует бездействие комиссии и просит суд рассмотреть его заявление об отмене регистрации кандидата. В этом случае право на обращение в суд должно быть предоставлено по истечении трех дней со дня подачи заявления в комиссию.
Статью 260 ГПК часть 2-ю можно дополнить положением: «В случае, если избирательная комиссия в течение 3-х дней не рассматривает заявление об отмене регистрации кандидата (списков кандидатов), заявитель вправе по истечении 3-х дней обратиться с жалобой в суд на бездействие избирательной комиссии и просьбой рассмотрения его заявления по существу».
Часть 6 ст. 260 ГПК устанавливает сроки рассмотрения дел: пять дней со дня подачи заявления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи. Еще более сокращенные сроки установлены для рассмотрения споров о неправильностях в списках избирателей: в течение трех дней со дня подачи заявления, но не позднее дня голосования, а в день голосования - немедленно (ч. 7 ст. 260 ГПК).
В этой связи еще раз следует обратить внимание, что необходимы не только специализированные суды по рассмотрению дел, возникающих из публично-правовых отношений, но и специализация судей по рассмотрению таких сложных дел, какими являются избирательные споры.
Только независимый, профессиональный суд способен разрешить в короткий срок избирательный спор в строгом соответствии с законом, а не выполнить чей-то «политический заказ».
Именно такие суждения высказал бывший губернатор Курской области А. Руцкой, когда областной суд принял решение об отмене его регистрации кандидатом на пост губернатора за 12 часов до голосования. Оценивая такую нестандартную ситуацию, председатель Совета Федерации Егор Строев назвал решение суда по делу А. Руцкого «некрасивым» [12, c. 2].
Для предотвращения подобных ситуаций Федеральным законом от 05.12.2006 № 225-ФЗ введена норма (п. 9 ст. 260 ГПК РФ) о введении 5-дневного срока (до дня голосования) на решения суда первой инстанции по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), и 3-х дневного – на решения суда первой инстанции по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (п. 10 ст. 260 УПК РФ).
Часть 2 ст. 260 ГПК устанавливает десятидневный срок для обращения в суд по оспариванию решений избирательной комиссии или комиссии референдума по вопросам регистрации, отказа в регистрации, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению выборов или референдума.
Таким образом можно отметить, что правовая природа дел о защите избирательных прав сходна с делами об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, но существенно отличается по предмету жалобы. По нашему мнению, предметом требования заявителя является восстановление нарушенных избирательных прав.
Основанием
требования будут действия (бездействие),
решения, иные исполнительно-
Предмет требования, предмет судебной защиты, состав лиц, участвующих в деле, процессуальные средства защиты избирательных прав окончательно выясняются в стадии судебного разбирательства для постановления обоснованного и законного судебного решения.
Эта стадия процесса по исследуемой категории дел подчиняется общим правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, характерных для этих дел. Следует отметить, введение новой статьи ГПК, содержащую достаточно специальных норм, определяющих порядок судебного разбирательства дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260.1 УПК РФ).
Изучение судебной практики, ее противоречивость по применению материального и процессуального законодательства явно показывают необходимость такого подробного процессуального регулирования всех стадий процесса, в том числе и такой важной стадии, какой является стадия судебного разбирательства.
Заявление
рассматривается судом с
По избирательным спорам возможно участие третьих лиц с самостоятельными требованиями. Это будут все случаи, когда заявлено требование об отмене регистрации кандидата в депутаты или на выборную должность, или о признании выборов недействительными не самим кандидатом, а другим заявителем. Лицо, в отношении которого ставится вопрос об отмене его регистрации, будет участвовать в деле как третье лицо с самостоятельными требованиями. Оно будет представлять доказательства правомерности его регистрации, или его избрания, именно в этом его субъективный интерес в исходе дела. Суд обязан привлечь такого субъекта избирательных прав к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования.
Интересен такой пример из судебной практики. Повторным голосованием 26 декабря 1993 г. главой администрации Кумбанского района Нижегородской области был избран Козлов. Однако в связи с существенными нарушениями избирательного законодательства эти выборы по решению суда были признаны недействительными. При рассмотрении дела в суде первой инстанции избранный глава Козлов был допрошен как свидетель. Решением суда были затронуты его права как лица, участвующего в деле, и непосредственно заинтересованного в его разрешении. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение суда первой инстанции, указав, что суд нарушил п. 4 ст. 308 ГПК РСФСР, разрешив вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле [22, c. 159].
На наш взгляд, Козлов должен быть привлечен как лицо, участвующее в деле, это несомненно. А вот каково его процессуальное положение в этом конкретном деле, ответить однозначно сложно. И в этом видится особенность, специфика избирательных споров.
Дело в том, что Козлов, претендующий на выборную должность, является лицом, участвующим в деле. И уж свидетелем он наверняка быть не может. Правильнее считать его третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования. При этом надо иметь в виду, что по спорам из избирательных правоотношений институт третьих лиц не идентичен этому же институту в гражданско-правовых требованиях. В классическом исковом производстве требования третьего лица материально-правовые и могут быть адресованы к обеим сторонам: как к истцу, так и к ответчику.
Особенность третьих лиц с самостоятельными требованиями в избирательных спорах состоит в том, что их публично-правовые интересы выражены в праве быть избранными и к суду адресовано процессуальное требование о защите этих интересов путем постановления решения в его пользу. Во всех схожих ситуациях будет правомерным привлекать к участию в деле третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования.
Участие прокурора в делах о защите избирательных прав представляется вполне возможным, а в некоторых случаях, даже обязательным. Эти дела, как известно, по сути своей, направлены на защиту конституционных, политических прав субъектов избирательных отношений.
Особенностью этих дел является защита государственных, общественных интересов. Даже если кто-либо из субъектов избирательных отношений защищает свое субъективное публичное право избирать и быть избранным, наличие государственного, общественного интереса очевидно.