История становления государственной молодежной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 18:42, реферат

Описание работы

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей.

Файлы: 1 файл

молодежная политика.rtf

— 167.05 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система. При этом даже те сферы управленческой деятельности, которые сформировались как социальные инновации в новой России, силу длительности постсоветской трансформации претерпевают изменение, меняют содержание.

К таким сферам относится и молодежная политика. Еще в середине 1980-х годов сама идея молодежной политики была для российских условий не проработана и неясна, действия власти в отношении молодежи были частью политического курса и идейно-воспитательной работы КПСС, т.е. выступали не как консенсус общества в вопросе о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации. Выдвижение в качестве одной из политических идей периода перестройки принятия Закона о молодежи привело к серьезной дискуссии в обществе и научных кругах о социальных проблемах молодежи, способах их решения на правовой основе. Принятый после нескольких лет дискуссии Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» реализовал передовую концепцию молодежной политики, управленческий механизм которой основывался не на системе «обуздания молодежи», а на создании необходимых условий для самореализации молодого человека, поддержке общественно значимых инициатив молодежных общественных объединений. Этот механизм был практически сформирован уже после развала СССР и затем многократно перестраивался и в силу быстрой смены социальных реалий российского общества, и по причинам субъективного характера. В этих условиях проявилось основное противоречие в управлении молодежной политикой на современном этапе: движение России к рыночной экономике ограничивает сферы, масштабы и способы организованного влияния на решение социальных проблем молодежи и подготовку молодого поколения к самореализации в обществе.

Главной целью данной работы является выяснение некоторых закономерностей становления ГМП как инновационной формы социализации молодежи, как особой части процесса становления ГМП в Российской Федерации, продолжение процесса осмысления пройденного пути реализации ГМП. Также необходимо рассмотреть молодежную политику на зарубежном уровне.

 

 

 

1. История становления государственной молодежной политики в РФ

 

Понять любое социальное явление и дать ему определение можно лишь при условии, если подойти к нему исторически, т.е. взять его в развитии, начиная с того момента, когда оно только возникло, проходя затем различные стадии становления и развития, вплоть до перехода в иное качество - распад, деградацию, гибель. Этот общий тезис справедлив и применителен к молодежной политике. Будучи фактором общественного развития, молодежная политика, несомненно, развивалась и сама по себе, претерпевая исторические трансформации во времени, достигая все новых качественных перемен и состояний.

 

1.1 Социально-исторические предпосылки становления

 

Становление государственной молодежной политики в России с каждым днем привлекает все более пристальное внимание специалистов разных профессий. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс рождения будущего России.

На первый взгляд, имеется достаточное количество литературы, в которой с разных позиций, в разных плоскостях рассматриваются проблемы молодежи, становления государственной молодежной политики. Представляется довольно простым шаг в сторону систематизации имеющихся источников (начиная с официальной статистики и заканчивая отдельными публикациями в периодической печати) и приведения имеющихся в них сведений в более стройную форму. Но опыт обращения к имеющемуся показал, что при более детальном рассмотрении мировоззренческих и методологических оснований, имеющихся в опубликованных работах, оказывается, что вся «доперестроечная» литература вообще не может быть использована, даже в качестве основания для критики, так как изменения носят принципиальный, мировоззренческий характер. А небольшое количество работ последних лет, в лучшем случае, констатирует хаос и разброд, как в рядах самой молодежи, так и в позициях исследователей, занимающихся молодежной проблематикой.

В этих условиях, дабы избежать грубых ошибок мировоззренческого и методологического характера, необходимо заново, а фактически впервые, осознанно поставить кардинальные вопросы молодежного движения и проблему категориальных критериев фиксирования развития этих процессов.

Из недавнего нашего прошлого (СССР) в наследство нам остался дух соперничества как сверхдержавы с другой сверхдержавой - США, и потому в массовом сознании нашего населения (это видно из массы сравнений, которые используют как молодежь, так и люди старшего возраста) существует стереотип сравнения положения дел у нас (теперь Россия) и «там», т.е., как правило, США и другие развитые страны.

Возникает вопрос, из каких таких оснований происходит такое сравнение? Реальность положения дел в России такова, что нам было бы гораздо полезнее заглянуть, так сказать, на задворки развитого мира, посмотреть на страны, занимающие по уровню жизни места с 50 по 60. А это значит, что в складывающейся геосоциальной стратификации человечества нам суждено пока (а возможно и многие десятилетия) занять место не в верхней строке. (11)

Противоречивая ситуация в жизни нашей страны до предела обострила проблему передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим, он всегда предполагал активное участие в нем обеих сторон. В недалеком прошлом у нас в стране (СССР) существовал хотя бы государственно-партийный (или наоборот) принцип передачи подрастающему поколению основных норм и ценностей общества. Что мы находим и в официальной статистике - участия молодежи в деятельности общественных организаций, в основном это членство в ВЛКСМ. (10) Сегодня же мы с горечью (или злорадством) можем констатировать фактически полное отчуждение молодежи от всей истории советского периода. Практически разрушена старая система социальных координат, а это значит, что молодежь в большинстве своем не имеет представлений об истинно человеческих ценностях, не имеет своих собственных жизненных целей, а является объектом жесткой манипуляции со стороны различных социальных групп.

Можно построить не одну логическую цепочку, позволяющую проинтерпретировать цифры официальной статистики. Так, например, рост преступности, в том числе и подростковой, можно объяснить, помимо всего прочего, и тем, что в массовом порядке происходит переход от досуговых форм деятельности к противоправной. Ведь раньше реально досуговая деятельность (здесь не говорится о видимой тенденции - закрытие подростковых клубов и т.д., речь идет о принципе) в подавляющем большинстве не была самоорганизующейся деятельностью. Государству было легче (дешевле) наштамповать массовиков-затейников в культпросветучилищах, основной задачей которых являлось занять молодежь хоть чем-нибудь, а вовсе не обучить эту молодежь организации собственного досугового пространства и времени. Спрашивается, как же раньше, «до 1917 года», осуществлялась досуговая деятельность? В зависимости от позиции на этот вопрос можно дать разные ответы.

Но суть проблемы, в том, что мы пережили огромную социальную ломку традиционного уклада и переход от феодально-капиталистического, в массе своей земледельческого, уклада жизни к индустриально - «социалистическому», в преобладающем варианте городскому, что привело к небывалой маргинализации и люмпенизации населения нашей страны. Без понимания этого обстоятельства нельзя понять специфику социальных процессов в стране в целом.

Причем, этот процесс в нашей стране отнюдь не закончился, а в новой форме и на новом витке будет развиваться и дальше. Это означает следующее: мы длительное время, по разным идеологическим, мировоззренческим и т.д. обстоятельствам, абсолютизировали и идеализировали пролетариат и его ценности, тогда как в действительности мы имели в его рядах еще и массу маргиналов и люмпенов, не умеющих и не желающих ни трудиться, как пролетариат капитализма (у Маркса и Ленина пролетариат - наиболее квалифицированная и дисциплинированная сила, вымуштрованная самим капиталом), ни - соответственно - отдыхать, не говоря уже о желании участвовать в реальном управлении государством. В определенной своей части наши «пролетарии» - это вариант римского пролетария, требующего хлеба и зрелищ. Этот факт накладывает свой отпечаток на всю нашу социальную жизнь. В том числе и на молодежь. (12)

 

1.2 Концептуальные предпосылки становления ГМП

 

Концепция - совокупность разнопрофессиональных взглядов на исходный замысел (проектную идею) и разнопозиционных отношений к нему; концентрирует в себе предельно общий (образовательный, культурный, социальный) смысл проекта, цели его реализации, результаты комплексного анализа наличного положения дел, абрис «потребного будущего».

Молодежная политика своей первой и главной целью (и смысл ее в этом) имеет создание в обществе, во-первых, такого общественно-политического, нравственно-психологического климата, во-вторых, таких оптимальных условий жизнедеятельности молодежи, в-третьих, таких стимулов деятельности, в которых молодежь могла бы с наибольшей полнотой удовлетворять свои интересы, самореализовываться и, которые вели бы к ускоренному психическому созреванию, социальному утверждению и развитию молодых поколений.

Демократического механизма согласования интересов молодежи с другими группами общества в нашей стране не было. Нет этого механизма и сейчас. Но он должен быть создан. И молодежная политика - в первую очередь, государственная, - должна этому способствовать. (21)

«С 1935 г., - пишет, в частности, И.М. Ильинский, - миф о советской молодежи как самой обеспеченной, благополучной обрастал все новыми иллюзиями и жил. А параллельно и рядом с ним уживалось и нарастало потребительское отношение государства к молодежи в сфере экономики, труда; настороженное, недоверчивое отношение в сфере политики; нетерпимое, репрессивное - в сфере культуры; назидательно-опекунское - в сфере духовно-идеологической, в отношении со старшими поколениями; авторитарно-догматическое - в воспитании. Об этом мы сегодня говорим вслух, об этом пишут в газетах - мы это признали». (6)

Хорошо известно, что любая частная или специальная система научных знаний, развиваясь в рамках и под воздействием общих методологических подходов, находит опору и в теоретических выводах, которые сама выработала в ходе собственного внутреннего развития. Поэтому для получения достоверной картины социального положения и облика молодежи, социальной политики и молодежного движения, необходимо подвергнуть критическому анализу и те подходы к молодежи и комсомолу, которые в разное время были использованы в партийных и иных документах, и - по замечанию И.М. Ильинского - обрели по существу статус официальной теоретической парадигмы вторичной методологической основы. (4)

Представление о месте и роли молодежи в нашем обществе, по замечанию И.М. Ильинского, основывалось на трех иллюзиях:

Во-первых, на уверенности в том, что развитие советского общества практически беспроблемно, бесконфликтно, что социализм обладает иммунитетом к социальным кризисам, застоям, регрессу. При этом полагалось, что молодежь СССР растет в рамках общества, которое гарантирует ей стабильное развитие, а с этим возникал и оптимизм по поводу будущего. То есть, как данность принимался «уже» социалистически ориентированный человек, уже выбравший социализм как главный смысл своей жизни.

Во-вторых, на всеобщем заблуждении о том, что изначальная просоциалистическая ориентация молодежи по мере развития социализма должна только расширяться и углубляться.

В-третьих, на ошибочном преувеличении значения того обстоятельства, что молодежь по природе своей привержена к новому и поэтому всегда на стороне прогресса. А поскольку понятия «прогресс» и «социализм» рассматривались почти как синонимы, то синонимами становились и понятия «социализм» и «молодежь». (6)

Молодежь, если она уже есть субъект исторического действия, вправе иметь собственные, отличные от государственных, интересы и предлагать свои варианты удовлетворения своих собственных потребностей. Задача же ученых и политиков - помочь ей делать это, в рамках определенной идеологии. Эта идеология должна быть объявлена, понята и принята молодежью страны. Без этого нет молодежной политики, в том числе и государственной.

 

1.3 Правовые предпосылки становления ГМП

 

Итак, на начало 1995 года мы имели следующие нормативно-правовые документы федерального уровня:

Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 г., №1075.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Основные направления государственной молодежной политики», утвержденные от 03.06.1993 г., №5090-1.

Информация о работе История становления государственной молодежной политики в РФ