Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2010 в 16:18, Не определен
Введение
1. Понятие и система римского права
2. Источники римского права
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Историю
римского права принято делить на
периоды4 (см. рис. 4): древнего римского
права – jus civile (от возникновения римского
государства до установления магистратуры
перегринского претора – 753-242 гг. до н.э.);
классического, или преторского римского
права (от установления магистратуры перегринских
преторов до эдикта императора Каракаллы
– от 242 года до н.э. до 212 года н.э.); период
постклассического права, или единого
императорского римского права (от эдикта
Каракаллы до падения Западной римской
империи или до смерти Юстиниана – от
212 до 476 или 565 года н.э.). Необходимо подчеркнуть,
что указанные выше даты весьма условны.
В жизни римское право лишь постепенно
переходило из одного состояния в другое.
Слово "источник" имеет много значений. В нашем случае под ним понимается способ или форма образования, т.е. возникновение норм права. Сюда относятся: обычное право; закон (в республиканский период – постановления народного собрания; в эпоху принципата – сенатусконсульты, или постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии – императорские указы); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция); кодификация Юстиниана. Рассмотрим каждый из видов источников римского права (см. рис. 5).
Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores majorum (обычаи предков) и usus (обычная практика).
Итак, обычай (mores majorum, usus) – древнейший источник права – это правило поведения, которое вырабатывалось путем многократного следования. Это традиция, которая есть одновременно и норма. Обычное право – это обычаи догосударственного периода, санкционированные и поддерживаемые принудительной силой государственной власти, т.е. это юридическая норма, которая основана не на прямом велении или предписании государственной власти, а на долговременном ее применении, на частом повторении.
По
мере укрепления и расширения государства
неписаное обычное право
Закон (lex) – это правило поведения, закрепленное на уровне государственной власти. Из 800 дошедших до нас законов наиболее известны законы XII таблиц, принятые народным собранием в V веке до н.э. (451- 450 гг. до н. э.). Законы были написаны на 12 досках и выставлены на городской площади. От всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть: без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, особенно судейские. Законы XII таблиц явились основой цивильного права, источником всего римского права (частного и публичного). По словам Цицерона, одна небольшая книжица законов XII таблиц воистину превосходит все библиотеки философов.
В республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались leges. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо, вместе с тем, подчеркнуть, что законов в республиканском Риме издавалось не так уж много. Гораздо большее распространение получили специфические римские источники права: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).
Кроме упомянутых законов XII таблиц, важное значение для гражданского права имели lex Poetelia (Петелиев закон), IV в. до н.э., отменивший продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга; lex Aquilia (Аквилиев закон), примерно Ш век до н.э., об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; lex Falcidia (Фальцидиев закон), I век до н.э., об ограничении завещательных отказов и др.
В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть еще была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатусконсульты).
Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: "Что угодно императору, то имеет силу закона", но сам император "законами не связан".
Постановления сената (senatusconsulta). Сенат в ранней республике был государственным органом, состоящим из виднейших патрициано-плебейских магистратов, внесенных в список сенаторов. Своими решениями сенат утверждал, принятые законы или не соглашался с ними, в период республики был доминирующим органом, важнейшим фактором римского порядка.
В период принципата решения сената стали источником права, так как они получили статус общеобязательных: "Решения сената, что бы сенат ни решил и ни постановил, имеют силу закона и не могут быть оспорены"5.
На заседаниях сената излагалось предложение принцепса или других магистратов. По предложению проводились диспут или голосование. Senatusconsulta становились общеобязательными для всего римского народа после провозглашения и передачи записи постановления сената в государственную казну.
С
ослаблением положения сената и
укреплением положения
Таким образом, не имевший законодательной власти в период республики, с I века сенат занимает главенствующее место в правотворческом процессе и становится основным источником права, поскольку теперь постановления сената чаще всего являлись правовой формой предложений принцепса, содержащихся в его речах или письменных представлениях. Принцепсы, стремительно шедшие к единоличной диктатуре, еще нуждались в республиканских “одеждах”.
Эдикты магистратов (edicta magistratuum) – это общие распоряжения претора – уполномоченного лица по судебным делам (соответствует понятию градоначальника). Функции претора: наблюдение за общим порядком, руководство юридической практикой (дела решал судья, а претор направлял деятельность судей). Эдикт издавался претором при вступлении в должность в качестве программы его деятельности и действовал до окончания им полномочий (один год). Формулы, которые давал претор, “уточняли, дополняли” цивильное право, т.е. законы XII таблиц, которые не успевали за жизнью. Претор восполнял пробелы, корректировал цивильное право, дополнял его. Не посягая на текст таблиц, римские юристы изобрели эффективный способ их корректировки, а затем и игнорирования. Оба претора - цивильный и перегринский - имели право издания эдиктов, в которых они сначала заявляли о своем вступлении в должность, а впоследствии стали все смелее творить новое право Рима. Эдикты преторов, все, более расходясь с нормами таблиц, упрощали товарооборот, снимали формализм старого права, разрешали то, что запрещалось или игнорировалось таблицами. Таким образом, в Риме появился новый авторитетный источник права, надежно защищаемый претором.
Каждый новый претор, вступая в должность, согласно обычаю, подтверждал эдикт своего предшественника, прибавляя при необходимости какую-нибудь норму, которая могла защитить узаконенные или только еще возникавшие правоотношения. Так, наперекор праву XII таблиц возникает новое, так называемое преторское право.
Налицо правотворческая роль претора. По существу, он творил новые нормы, так как он мог дать исковую защиту, а мог и не дать. Сначала эдикт существовал в устной форме, а затем - в письменной.
До нас дошли остатки подобных эдиктов: “Я дам защиту тому, кто заключит договор без обмана, насилия и иных неправильных действий, … если капитан корабля или хозяин гостиницы, взявшие у путешественника вещи на хранение, не возвратят их, я дам против них иск”.
Правовые нормы, содержащиеся в эдиктах римских магистратов, стали источником римского права. Оно так и называлось магистратским, так как проистекало из эдиктов римских магистратов, дополняло древнеримское право jus civile, которое уже не отвечало все увеличивающемуся стремлению права соответствовать конкретным условиям и потребностям римского государства.
Имея в виду конкретные обстоятельства при решении каждого вопроса и, руководствуясь идеями добра и справедливости, в рабовладельческом мире, магистратское право отступает от формализма, жесткости и суровости цивильного права, которое, в сущности, было jus strictum (строгое право). Так, одни и те же отношения могли по-разному регулироваться в цивильном (строгом) или магистратском (преторском) праве, а римские граждане имели возможность выбирать, посредством, какого правового порядка регулировать свои отношения.
Активная роль римских магистратов, прежде всего преторов, в создании новых правовых правил длилась до 130 года н.э., когда юрист Юлиан во время правления императора Адриана произвел опись правовых норм, содержащихся в эдиктах магистратов. Так был создан edictum perpetuum – вечный эдикт, который, в сущности, представлял собой кодификацию магистратского права.
Деятельность юристов, под которой, в первую очередь, понимаются их толкования (interpretatio).
Во II веке до н.э. начинает развиваться теоретическая юриспруденция, появляются светские юристы, к которым обращаются за консультацией не только тяжущиеся стороны, но и претор. Возникают юридические школы. Юридическая практика характеризуется тремя глаголами:
B. Agere - вести дела в гражданском процессе.
C. Cavere - руководить процессуальными действиями клиента, составлять и редактировать документы.
Именно толкование законов юристами приобретает значение права, а разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юристы Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности.
Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. В процессе толкования права, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, юристы дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право, по существу, было таким же источником, как и обычное право.
К
концу третьего века до нашей эры
юриспруденция перестала
Одним из крупнейших правоведов периода республики был Квинт Муций Сцевола, который преподавал в юридической школе и написал 18 книг по цивильному праву. У него учился знаменитый Цицерон.
Расцвет деятельности юристов относится к I-III вв. – эпохе начала принципата. Их авторитет и мнения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко. Император Октавиан Август распорядился, чтобы ответ или разъяснения по вопросам права, данные известными юристами, как бы исходили от самого принцепса. Со времен Тиберия виднейшие юристы были наделены правом ответа, их заключения по конкретным делам имели официальную силу, обязательный характер для тех судей, где рассматривалось дело, по которому дана консультация. Такого же взгляда на роль юристов придерживался император Адриан. Ответ юриста мог состоять из одного слова: да или нет.
К знаменитым классическим юристам II века относились: Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай, Модестин. А император Валентиниан III в 426г. издал закон о цитировании, согласно которому цитаты именно этих пяти знаменитых юристов имели для судей обязательную силу. При расхождении во мнениях по конкретно рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана, который за высочайшее умение решать архисложные юридические казусы имел прозвище "Блистательный".