Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы являются взаимоотношения между арабским населением Палестины и государством Израиль. Объектом является развитие арабо-израильского конфликта, а также роль исламского фактора в данном конфликте.
Цель данной работы заключается в рассмотрении и анализе процессов происходящих на Ближнем Востоке, под углом влияния на него ислама. Цель работы обусловила необходимость постановки решения следующих задач: определить характер арабо-израильского конфликта, выделить причины, вызвавшие данный конфликт, показать роль исламского фактора в ближневосточном конфликте.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Начало и развитие Ближневосточного конфликта (1947-1967) 10
1.1. Истоки конфликта. 10
1.2. Первая, вторая и третья арабо-израильские войны. 14
1.3. Палестинское движение сопротивления. 21
Глава II. Попытки урегулирования Ближневосточного конфликта (1970-1987). 33
2.1 Палестинская проблема в ООН. 33
2.2. Война «Судного дня» и Ливанский кризис. 41
2.3. Действия ООН и ООП по созданию арабского палестинского государства в 1980-е годы. 50
Глава III. Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв. 58
3.1. Мирный процесс в 90-х годах. 58
3.2. Новое обострение палестино-израильского конфликта. 67
3.3. Исламский фактор в палестинском движении. 77
Заключение. 88
Список используемой литературы…………………………………………….…..93

Файлы: 1 файл

Дипло - Ближневосточный конфликт и исламский фактор.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, всего за пять дней напряженных боев ВВС Израиля лишились значительной части своего самолетного парка, не нанеся авиации противника ущерба, оправдывавшего столь высокие потери. В этих условиях израильское правительство предприняло отчаянную и, в конечном итоге, удачную попытку сохранить боеспособность своих ВВС, пополнив их иностранными самолетами и летчиками-волонтерами. Уже 11 ноября в бой вступили первые F-4, переданные Израилю, очевидно, из состава палубной авиации 6-го американского флота, развернутого в Восточном Средиземноморье. Новые самолеты не имели опознавательных знаков, отсутствовала и камуфляжная окраска.

Несмотря, однако, на возросшую агрессивность и боеспособность арабских армий, израильтяне сумели переломить ход боев. Воспользовавшись полученной от американцев информацией, о разрыве линии фронта между 1-ой и 2-ой египетскими армиями, израильские войска сумели окружить 3-ю египетскую армию, форсировав 15 октября Суэцкий канал и установив свои силы на его западном берегу. Продвинулись израильские войска и вглубь Сирии. 22 октября 1973 Совет Безопасности ООН, обеспокоенный затянувшейся войной, призывает стороны к прекращению военных действий и началу переговоров (резолюция 338)34.

Однако на южном участке египетско-израильского фронта военные действия продолжались. 24 октября СССР предупреждает Израиль о возможных тяжелых последствиях агрессивных действий, которые нарушают решение Совета Безопасности ООН. На Израиль усиливают давление и США. 11 ноября на 101 километре дороги Каир  - Суэц было подписано египетско-израильский протокол о прекращение огня, а 18 января 1974 были подписаны мирные соглашения. За ними было предусмотрено вывод израильских войск с Синая, к западу от Митлы  и Джиди, в то время как Египет должен был уменьшить свои силы на восточном берегу канала. Между двумя враждебными армиями должны были разместиться силы ООН по поддержанию мира. Это соглашение было дополнено другим, подписанным 4 сентября 1975. 31 мая 1974 было подписано соглашение о прекращении огня между Израилем и Сирией которое так же охватило разделение их сил буферной зоной ООН и обмен военнопленными.

Однако сразу же после подписания соглашении Израиль начал готовить новую операция, на этот раз его целью стал Ливан.  Начиная с 70-х годов, Израиль активно поддерживал экстремистские подразделения правохристианского толка, которым оказывалась военная и финансовая помощь. В январе 1976 г. вооруженные подразделения правых христиан неожиданно окружили ряд расположенных в районе Бейрута палестинских лагерей, перерезали пути их снабжения продуктами питания и отклонили предложение руководства ПДС решить возникший конфликт политическими средствами. В качестве ответной меры палестинские отряды окружили ряд районов, являвшихся оплотами правых христиан. Тогда против палестинцев были брошены подразделения регулярной ливанской армии. Это привело к расколу и в рядах армии, от которой откололась группировка примерной численностью до 7 000 человек, в состав которой входили младшие офицеры и рядовые мусульманского вероисповедания, отказавшаяся выступить против подразделений национально-патриотических сил и палестинцев; возникла так называемая армия арабского Ливана.

 Видя, что попытки использования  армии имеют во многом контрпродуктивный эффект, руководство правых христиан обратилось за помощью к Израилю, который до конца 1976 г. поставил отрядам правохристианских сил 110 танков и бронетранспортеров, 5 000 пулеметов, 12 000 единиц стрелкового оружия и большое количество боеприпасов. Эти поставки совершались через контролировавшийся правохристианскими силами ливанский порт Джуния, общий контроль и наблюдение за осуществлением этих поставок были возложены на израильскую внешнюю разведку Моссад - «Управление специальных функций»35.

Одновременно Израиль блокировал с моря ливанские порты Тир и Сайда, через которые отряды ливанских национально-патриотических сил и ПДС получали оружие, боеприпасы и продовольствие. США направили к ливанским берегам соединение боевых кораблей с морской пехотой, появились сведения, что в Пентагоне обдумывают комплекс «чрезвычайных мер» в отношении Ливана.

В условиях нарастания угрозы интервенции Израиля и США правительство Сирии приняло решение о вводе своих войск на территорию Ливана, причем этот ввод сопровождался вооруженными столкновениями сирийских регулярных войск и палестинских отрядов.

Состоявшаяся в марте 1977 г. 13-я сессия Национального совета Палестины подтвердила «решимость ООП продолжать вооруженную борьбу наряду с различными формами политической и народной борьбы во имя восстановления национальных прав». По горячим следам ливанских событий сессия подтвердила «право палестинской революции на присутствие на территории братского Ливана в рамках Каирского соглашения и его приложений, подписанных между ООП и ливанскими властями», и «готовность следовать духу и букве этого соглашения для сохранения оружия революции».

Подготовка израильской агрессии в Ливане проходила на фоне успокоительных заверений представителей американской администрации о том, что переговоры, например, специального представителя президента на Ближнем Востоке, посла Филиппа Хабиба с некоторыми арабскими и израильскими руководителями якобы ослабили напряженность. Подготовка агрессии тем временем шла весьма активно,  весной 1982 года на северной границе Израиля началась концентрация войск и военной техники, проводились маневры, заметно участились разведывательные полеты израильских самолетов над позициями, которые занимали формирования палестинцев и ливанских национально-патриотических сил. Весьма симптоматичным было заявление израильского правительства о том, что оно «расширяет рамки соглашения о прекращении огня» в южной части Ливана и исходит из того, что «любой террористический акт палестинцев против израильских объектов, даже если они находятся за пределами Ближнего Востока, будет расценен как нарушение соглашения о прекращении огня». Становилось ясно, что израильское руководство ждет только предлога, чтобы всей силой своей армии обрушиться на Ливан. Бомбардируя лагеря палестинских беженцев (эти бомбежки особенно усилились в апреле 1982 г., когда приближался срок вывода израильских войск с Синая), «Израиль пытался спровоцировать ООП на ответный удар, который израильский министр обороны Шарон мог бы представить администрации США в качестве оправдания давно запланированного вторжения Израиля в Ливан».

Наиболее очевидные цели израильской агрессии сводились к следующему: превращение Ливана в удобный плацдарм для расширения американо-израильской экспансии в арабском мире, уничтожение военной и политической инфраструктуры ООП, ослабление ее политических позиций и подрыв ее авторитета, полный вывод палестинских вооруженных формирований из Ливана; обеспечение «безопасности» северной границы Израиля, укрепление марионеточного буферного анклава майора Хаддада на юге Ливана; ослабление позиций блока национально-патриотических сил при одновременном усилении правых христиан в политической структуре Ливана; создание необходимых условий для формирования такого правительства в Ливане, которое пошло бы на подписание «мирного договора» с Израилем с непременной фиксацией в этом документе необходимости ликвидации «палестинского присутствия» на ливанской территории в любых формах; вывод сирийских войск из Ливана, находившихся там, в составе межарабских сил по поддержанию безопасности по решению Лиги арабских стран; демонстрация мощи и «всесилия» Израиля, его «ведущей роли» в вопросах войны и мира на Ближнем Востоке36.

Однако официальной целью израильской операции в Ливане было провозглашено: «установление мира и безопасности для северных территорий страны». Операция носила кодовое название «Мир Галилее». Бегин и министр обороны Израиля, герой войны 1973, Ариель Шарон планировали в результате вторжения гарантировать выбор такого президента Ливана, который подписал бы мирный договор с Израилем по линии Египетско-израильского соглашения.

Поводом послужило убийство 5 июня в Лондоне израильского посла. ООП заявила о непричастности к теракту, однако это уже значения никакого не играло. После артподготовки, израильские части 3 колонами перешли в наступление. В полдень 6 июня началась широкомасштабная операция. Уже на 9 день войны израильские танки окружили Западный Бейрут. 4 августа Советом Безопасности ООН была принята резолюция о прекращении военных действий. Израильские удары продолжались до 19 августа, когда Израиль согласился на проект соглашения об эвакуации отрядов ООП с Бейрута. 23 августа президентом Ливана был избран Жмайль, однако ситуация вновь дестабилизировалась после его убийства 14 сентября. 16 сентября израильская армия вторглась в Западный Бейрут. При попустительстве израильтян фалангисты в палестинских лагерях Шатила и Сабра устраивают кровавую бойню. Было убито более 1000 палестинцев37.

Резня в Сабре и Шатиле потрясла весь мир, напомнив о кровавых преступлениях нацистов. Эта акция откровенного варварства вызвала возмущение мировой общественности и массовые протесты в самом Израиле. Израильское руководство попыталось скрыть правду о событиях, связанных с агрессией в Ливане, с резней в лагерях Сабра и Шатила. Все обвинения в адрес Бегина и его генералов были объявлены проявлениями антисемитизма. Созданная после долгих проволочек и под Давлением мирового общественного мнения «беспристрастная» комиссия во главе с председателем верховного суда Ицхаком Каханом четыре с половиной месяца занималась «опросом свидетелей», среди которых были Бегин, генералы Шарон, Эйтан, Дрори, командир дивизии, закупорившей выходы из лагерей, генерал Ярон и другие, занимавшиеся в основном сваливанием вины друг на друга. В своих очень осторожных выводах, под влиянием разраставшегося скандала, комиссия Кахана рекомендовала отправить в отставку Шарона, начальника военной разведки генерала Саги и генерала Ярона, запретив последнему в течение трех лет занимать командные посты в армии. 10 февраля, на третий день после опубликования доклада комиссии Кахана, состоялось заседание израильского правительства 16 голосами против одного  кабинет проголосовал за принятие рекомендации комиссии об уходе Шарона с поста министра обороны и тут же предоставил ему пост министра без портфеля, ответственного за создание израильских поселений на захваченных арабских землях. Таким образом, «мяснику» было официально поручено приступить к практическому осуществлению плана, носящего его имя и заключающегося в намерении выселить всех палестинцев с Западного берега и из сектора Газа в Иорданию и другие арабские страны.

15 июня израильская армия осадила Западный Бейрут. Во время осады Западного Бейрута, лишенного продовольствия, электричества, воды, бомбардировки с воздуха сменялись артиллерийскими обстрелами с суши и с моря. Израильское руководство потребовало вывода палестинских вооруженных формирований из Западного Бейрута и выдачи предводителей ООП.

Исходя из соображений гуманности, руководство ООП дало свое согласие на вывод палестинских вооруженных формирований из Бейрута. 1 сентября последние вооруженные палестинцы покинули город. Правительство США гарантировало безопасность палестинцам, оставшимся в Бейруте, а также семьям тех, кто покинул Бейрут. Эти официальные, широко разрекламированные американской прессой гарантии были даны «на основе заверений, полученных от правительства Израиля и от руководства определенных ливанских групп, с которыми оно поддерживает связь».

Вынужденный уход палестинских вооруженных бойцов из Бейрута, их размещение в других арабских странах, безусловно, создали новые, сложные условия для ПДС, однако ни в коей мере не поставили под вопрос дальнейшее существование ООП. Негативные последствия израильской агрессии в Ливане заключались в том, что руководство ООП убедилось, что помощь других арабских стран в случае вооруженных столкновений палестинцев с израильской армией будет явно неэффективной. Даже Сирия, казалось бы, наиболее радикальная арабская страна из числа непосредственно противостоящих Израилю, отделалась общими заявлениями о поддержке палестинского дела и чисто формальным осуждением израильской антиливанской и антипалестинской авантюры. Кроме того, ООП утратила свои военные позиции в Ливане, т.к. вооруженные подразделения палестинцев и некоторые учреждения ООП оказались разбросанными по арабским столицам. Штаб-квартира ООП обосновалась в Тунисе.

 

Но в целом нужно отметить, что в результате израильской агрессии в Ливане ООП не капитулировала, не перешла на крайние, экстремистские позиции, что исключил бы возможность ее участия в процессе ближневосточного урегулирования. Тяжелый удар, нанесенный израильской армией по ООП в Ливане, не поколебал в той мере, как хотелось Израилю, ее позиций в арабском мире и на международной арене. Можно считать, что руководство ООП стремилось в какой-то мере превратить военное поражение в Ливане в политическую победу, свои личные позиции укрепил председатель Исполкома ООП Я. Арафат, что обеспечило ему определенную свободу действий в дальнейшем.

Другими словами, события лета 1982 г. подтвердили, что ООП - интегральная часть общей ближневосточной ситуации и что любое урегулирование в регионе, достигнутое или навязанное извне силой, должно учитывать этот факт, что на языке практической политики означает невозможность достичь длительного и прочного мира на Ближнем Востоке без учета мнения ООП как единственного законного представителя арабского палестинского народа.

 

 

2.3. Действия ООН и ООП  по созданию арабского палестинского  государства в 1980-е годы.

 

Израильская агрессия в Ливане была тяжелым испытанием для Организации освобождения Палестины и для палестинского движения в целом.

Американская администрация по всей вероятности посчитала, что настало время выступить с новой инициативой в вопросах урегулирования, инициативой, претендующей на «сбалансированность», но произраильской по существу, в надежде, что ослабленная ООП согласится с американскими соображениями. Если же такого согласия не последует, то в ООП возникнет серьезный внутренний кризис, от которого она не сможет оправиться и перестанет быть влиятельной политической силой, важным фактом урегулирования. Для «спасения лица» ООП довольно откровенно предлагалось найти общий язык с Иорданией, в присоединении которой к кемп-дэвидским схемам урегулирования американской руководство было уверено.

Так появился «план Рейгана», который был сформулирован американским президентом в «Обращении к нации» 1 сентября 1982 г. Суть плана сводилась в основном к необходимости обеспечения безопасности Израиля; что касается палестинцев, то в плане содержалось положение о возможности предоставления населению Западного берега и Газы «административного самоуправления» в рамках «ассоциации» с Иорданией. Идея «ассоциации Западного берега с Иорданией» в плане Рейгана не была должным образом конкретизирована, что дало председателю Исполкома ООП Арафату необходимое поле для политического маневрирования.

Курс Израиля на военно-силовое решение палестинской проблемы, политические маневры США, принятие арабским совещанием в верхах в Фесе (Марокко) в сентябре 1982 г. так называемой Фесской инициативы, которая основывалась на положениях августовского (1981 г.) «плана Фахда», определили новые условия, в которых теперь развертывалась борьба палестинцев. Особо негативные для ООП последствия имела ирано-иракская война, поскольку она отвлекала силы этих двух стран — потенциальных союзников палестинцев в их противостоянии с Израилем - от оказания поддержки палестинскому делу.

Перед Исполкомом ООП встал вопрос о необходимости определения и уточнения позиции палестинцев в отношении плана Рейгана. Все же в сентябре 1982 г. Исполком ООП высказался против плана Рейгана. Такой шаг во многом спутал карты американской администрации, которая все же надеялась на большую «сговорчивость» палестинского руководства после летней израильской «акции». Однако ООП отклонила план Рейгана отнюдь не потому, что это был американский план; в нем не содержалось признания права палестинского народа на самоопределение и создание своего государства. Кроме того, план был отклонен палестинским руководством потому, что он предусматривал для Иордании роль некоего «опекуна» над палестинцами, а по мнению Исполкома ООП, только после создания в какой-то форме самостоятельного палестинского государства можно было бы говорить об иордано-палестинской федерации или конфедерации.

Информация о работе Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв