Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы являются взаимоотношения между арабским населением Палестины и государством Израиль. Объектом является развитие арабо-израильского конфликта, а также роль исламского фактора в данном конфликте.
Цель данной работы заключается в рассмотрении и анализе процессов происходящих на Ближнем Востоке, под углом влияния на него ислама. Цель работы обусловила необходимость постановки решения следующих задач: определить характер арабо-израильского конфликта, выделить причины, вызвавшие данный конфликт, показать роль исламского фактора в ближневосточном конфликте.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Начало и развитие Ближневосточного конфликта (1947-1967) 10
1.1. Истоки конфликта. 10
1.2. Первая, вторая и третья арабо-израильские войны. 14
1.3. Палестинское движение сопротивления. 21
Глава II. Попытки урегулирования Ближневосточного конфликта (1970-1987). 33
2.1 Палестинская проблема в ООН. 33
2.2. Война «Судного дня» и Ливанский кризис. 41
2.3. Действия ООН и ООП по созданию арабского палестинского государства в 1980-е годы. 50
Глава III. Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв. 58
3.1. Мирный процесс в 90-х годах. 58
3.2. Новое обострение палестино-израильского конфликта. 67
3.3. Исламский фактор в палестинском движении. 77
Заключение. 88
Список используемой литературы…………………………………………….…..93

Файлы: 1 файл

Дипло - Ближневосточный конфликт и исламский фактор.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

В начале июля 2000 президент США Билл Клинтон, надеясь добиться заключения мирного договора между израильтянами и палестинцами, решился на отчаянный шаг и предложил провести решающий трехсторонний саммит. Его поддержал премьер-министр Израиля Эхуд Барак понимая, что дальше отступать уже некуда. Израильско-палестинские переговоры и так безнадежно отстали от графика, в соответствии с которым мирное соглашение должно было быть подписано до 13 сентября 2000 года. Однако вероятность успеха на саммите аналитиками оценивалась как минимальная, поскольку все еще оставались нерешенными самые сложные вопросы, такие как статус Иерусалима, будущее еврейских поселений, граница, судьба палестинских беженцев. Лидер палестинцев Ясир Арафат в очередной раз заявлял, что если к сентябрю добиться мира не удастся, палестинцы в одностороннем порядке объявят о создание своего государства. Однако благодаря давлению Клинтона на Арафата саммит все-таки состоялся. Он начался 11 июля, как и было, запланировано. Несмотря на информационную блокаду, которой были окружены встречи Арафата, Барака и их делегаций, в прессу просачивалась информация о том, что переговоры идут день и ночь, но безрезультатно.

Переговоры застряли на выборе схемы передачи земель палестинцам. Барак был готов согласиться с тем, что им отойдет до 80-90 процентов территорий Западного Берега, но настаивал на том, что несколько крупных еврейских поселений там останутся. Арафат соглашался, но взамен требовал передать палестинцам часть собственно израильской земли. Израильская делегация с этим была категорически не согласна. Еще сложнее оказались переговоры касательно Иерусалима. Переговоры осложнялись еще и тем, что их ход вызвал бурную реакцию у палестинцев и израильских поселенцев. Последние обвиняли Барака в предательстве. В Израиле, как и в Секторе Газа, проходили многочисленные демонстрации.

25 июля в прессу поступило  официальное заявление о том, что саммит закончился безрезультатно. Арафат объявил, что он провозгласит  Палестинское государство после 13 сентября в любом случае. Барак ответил, что в таком случае израильтяне займут всю территорию, переданную Палестинской Автономии. Арафат, очевидно, понимал это. Может быть, поэтому он и объявил, что не исключает своего участия в новом раунде переговоров с израильтянами, который может состояться после предвыборного съезда Демократической партии США. Это решение должно было дать лидеру палестинцев некоторое пространство для маневра, продемонстрировав его сторонникам, что мирный процесс еще не умер окончательно, а американцам — что Арафат остается верным своим намерениям подписать с Израилем мирное соглашение.

Тогда же израильское правительство выразило готовность к созданию палестинского государства в рамках соглашения об окончательном статусе, и после Кэмп-Дэвида эта позиция была заявлена публично. Правые силы в Израиле, возглавляемые лидером «Ликуд» А.Шароном, не стерпели. «Барак делит Иерусалим!» - так они расценили действия тогдашнего премьер-министра. (А «Ликуд», как известно, выступает против самой возможности вести с палестинцами переговоры по Иерусалиму). И взяли курс на то, чтобы «свалить» правительство Э.Барака.

28 сентября А.Шарон в  сопровождении израильской охраны  отправился на территорию комплекса  мечети аль-Акса в Восточном Иерусалиме, что возмутило арабов и спровоцировало кровопролитные столкновения, небывалые по продолжительности и ожесточенности. Там Шарон сделал заявление, в котором заявил, что  «будет использовать все демократические средства, что бы не допустить раздела Иерусалима». 29 сентября 2000 волна насилия охватила священный центр Иерусалима. Камни и пули прервали священный для мусульман и иудеев день молитв. Палестинская молодежь, выходя с мечетей начала забрасывать камнями израильских полицейских и верующих. Волнения быстро охватили большую часть палестинских территорий. Уже к концу первого дня более 200 человек были ранены. Четыре палестинца были убиты. Количество жертв с каждым днем возрастало48.

4 октября в Париже  Барак и Арафат встретились  при посредничестве Мадлен Олбрайт с целью прекратить волну насилия. Однако переговоры ни к чему не привели. Соглашение о прекращении кровопролития на Западном Берегу и в секторе Газа так и не было подписано. Ясир Арафат призвал международное сообщество провести независимое расследование событий последних дней, однако израильский премьер решительно отверг это требование. В результате Эхуд Барак отказался вылететь в Египет для продолжения переговоров и вернулся в Израиль. Барак призвал палестинского лидера либо продолжить мирные переговоры, либо оказаться перед лицом эскалации насилия. Вечером  7 октября  премьер-министр Израиля Эхуд Барак провел экстренную пресс-конференцию в Тель-Авиве. Он заявил, что Ближний Восток находится на пороге нового этапа своей истории. Барак возложил всю ответственность за эскалацию насилия на руководителя палестинской администрации Ясира Арафата. Премьер-министр предупредил палестинского лидера, что если в течение ближайших 48 часов он не предпримет мер для наведения порядка на контролируемых им территориях, Израиль оставляет за собой право на самые решительные действия. В то же время на территории Западного берега реки и Иордан и в секторе Газы перестрелки между израильскими солдатами и палестинцами приняли еще более ожесточенный характер.

8 октября Совет безопасности ООН провел чрезвычайное заседание, посвященное обострению конфликта между Израилем и палестинцами. По его итогам была принята резолюция, осуждающая Израиль за применение «чрезмерной силы против мирного населения». 9 октября глава палестинской автономии Ясир Арафат отдал приказ ввести на территории Палестины чрезвычайное положение. Боевики «Хамас» завили о возобновлении террористических актов на территории Израиля. 12 октября ситуация в регионе ухудшалась буквально с каждым часом. Утро прошло в постоянных стычках между палестинцами и израильтянами. Но, несмотря на это, до середины дня сохранялась возможность начала переговорного процесса – при посредничестве Кофи Аннана конфликтующие стороны удалось убедить начать диалог хотя бы на уровне представителей спецслужб, отвечающих за поддержание порядка.

  Надежды на компромисс рухнули  вечером 12 октября. Израилем были  получены доказательства казни  палестинцами двух из четырех  израильтян, которые были захвачены ими накануне. После того, как израильские власти, узнав о гибели агентов, объявили о намерении нанести бомбовые удары по сектору Газа палестинцы ввели чрезвычайное положение в секторе Газа. Армия при поддержке танков и вертолетов, огневой поддержке начала широкомасштабный штурм палестинского города Рамаллах, центра продолжавшейся третью неделю волнений на палестинских землях. Одновременно начался штурм города Газа. А израильские вертолеты ракетными ударами уничтожили два здания палестинской администрации, в том числе — штаб-квартиру Ясира Арафата. Последний тут же выступил с заявлением, что считает этот акт объявлением войны.

Несмотря на многочисленные попытки устроить встречу Арафата и Барака, которая бы положила конец кровопролитию, обе стороны продолжали готовиться к войне. Во время телефонных переговоров с Ясиром Арафатом и Биллом Клинтоном, президент Египта Хосни Мубарак предложил срочно провести встречу на высшем уровне.

16 октября 2000 на египетском  курорте Шарм-эль-Шейх открылся  саммит по ближневосточному урегулированию. Главной целью саммита было договориться, как положить конец противостоянию израильтян и палестинцев и реанимировать переговорный процесс по окончательному урегулированию конфликта. Сначала стороны выдвинули свои требования, которые вошли в повестку саммита. Палестинцы требовали, в частности, прекращения Израилем насилия, вывода израильских войск из всех палестинских населенных пунктов, снятия блокады с территории национальной автономии. Израиль же потребовал от палестинцев вернуть в тюрьмы всех освобожденных в последние дни боевиков радикальных исламских организаций, разоружить отряды основной группировки Организации освобождения Палестины ФАТХ и арестовать убийц двух израильских резервистов в Рамалле.

Участникам саммита первоначально не удалось добиться никаких ощутимых результатов. Обстановка на саммите оценивалась аналитиками   как напряженная. Переговоры закончились 17 октября неожиданным объявлением Клинтона, что лидеры Палестины и Израиля согласились принять конкретные меры с целью прекратить насилие на Ближнем Востоке. Никаких официальных документов подписано не было. Соглашение содержало несколько основных положений: отвод израильских войск на прежние позиции, возвращение в тюрьмы ряда недавно освобожденных боевиков «Хамас», возвращение палестинцев и израильтян за стол переговоров, создание механизма, который прояснил бы причины нынешнего противостояния и не допустил бы повторения таких событий.

Между тем столкновения на территории Палестины продолжались. Во многих палестинских городах проходили демонстрации, участники которых выражали свой протест против саммита в Шарм-эль-Шейхе. Эту встречу, они характеризовали как часть израильско-американского заговора против арабов.

Израильские власти, не ожидая результатов палестино-израильских переговоров продолжали вводить беспрецедентные меры безопасности. Армия полностью блокировала все дороги, ведущие на Западный берег реки Иордан и в сектор Газа. Израильтян и иностранцев не пускали в палестинские районы, палестинцев – на территорию Израиля. Вокруг тех израильских поселений, которые расположены на спорных территориях, возводились укрепления.

21 октября в Каире начался  экстренный саммит лидеров арабских  стран. Это первая чрезвычайная  встреча Лиги за последние  четыре года. На открытии выступил  президент Египта Хосни Мубарак, который в своей речи сделал несколько весьма жестких заявлений в адрес Израиля. Предполагалось, что участники встречи обсудят развитие ситуации на Ближнем Востоке.   Участники саммита, цель которого - поддержать палестинцев в их борьбе за независимость, должны были принять несколько резолюций с осуждением действий Израиля. В проекте коммюнике говорилось о разрыве некоторых связей с Тель-Авивом, о требовании наказания за военные преступления, а также о восстановлении мусульманского статуса восточного Иерусалима. Ливан и Сирия настаивали на бойкоте Израиля до тех пор, пока не будут возвращены все занятые арабские земли. Единственными арабскими государствами, которые выступали за мир с Израилем были Египет и Иордания. США призвали арабские страны воздержаться от принятия решений, которые могут обострить обстановку на Ближнем Востоке. Саммит завершился 22 октября. В Каире было принято ряд жестких антиизраильских резолюций. Участники встречи потребовали от Совета Безопасности ООН создать «международный трибунал для расследования израильских военных преступлений, актов насилия в отношении палестинцев и арабов на оккупированных территориях». После окончания саммита премьер-министр Израиля Эхуд Барак объявил о временном выходе Израиля из ближневосточного мирного процесса49.

  Одна из причин породивших  кризис, заключается в неправильной  технологии урегулирования, выбранной администрацией США. Палестино-израильский диалог, который шел, и довольно продуктивно, в течение десятилетия, уже привел к общим контурам разрешения конфликта. Оставалось урегулировать детали, но детали крайне важные и существенные, касающееся наиболее нервных точек: статуса Иерусалима, израильских поселений на палестинских территориях, общих границ будущего палестинского государства. Это требовало терпения и, главное, убеждения палестинского и израильского       общества в рамках и границах каждого из сложнейших компромиссных решений. Американцы, озабоченные собственными интересами, стремясь добиться   скорейшего решения ради успеха Клинтона на предстоявших президентских выборах, передавили и на израильского премьера      Барака, и на руководителя палестинцев Арафата. Они заставили их принять план урегулирования, к которому ни палестинское, ни израильское общества не были готовы.  В этой обстановке искусственного форсирования переговоров все оказались в цейтноте - и американцы, которым нужен был скорейший успех, и Барак, и Арафат. При этом Арафат оказался в сложнейшем положении, поскольку дата создания палестинского государства, ранее определенная в рамках международного соглашения, дважды откладывалась, а при этом упреки его оппонентов среди палестинцев в том, что он идет на неприемлемые уступки, усиливались. Формальное положение Барака отличалось хотя бы тем, что Израиль  как государство давно создан и существует, но фактически общий темп и растущее форсирование шагов по урегулированию ситуации одновременно с Ливаном, Сирией и палестинцами все больше загоняли его в тупик, сходный с тем, в котором оказался Арафат. Упреки в неразумных уступках усиливались, а внутриполитические противники использовали ситуацию для подрыва положения Барака в кнессете.

14 месяцев вооруженного  противостояния свели на нет все политические достижения палестинского руководства. Мирный процесс ушел в небытие. Попытки мирного процесса России и США, стран Европейского союза, арабских государств примирить противоборствующие стороны терпят неудачу. Возобновление переговоров по урегулированию окончательного статуса в ближайшее время вообще представляется маловероятным, учитывая неприемлемое для палестинцев условие нового правительства Тель-Авива во главе с премьер-министром А Шароном полностью прекратить насилие и заключить временные соглашения длительного характера. При этом израильская сторона наотрез отказывается приступать к решению таких спорных вопросов, как Иерусалим, беженцы, выступает против передачи палестинцам контроля над внешними границами с Египтом и Иорданией. Будущее палестинское государство, в представлении израильтян, видится изрезанным на отдельные островки обходными дорогами к израильским военным базам и поселениям на оккупированных территориях. 

Информация о работе Палестинская интифада и усиление роли исламского фактора в конце XX – нач. XXI вв