Роль М. В. Ломоносова в развитии отечественной журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:10, реферат

Описание работы

Многогранность таланта М. В. Ломоносова как междисциплинарного ученого признана мировым сообществом уже давно, но есть сфера, в которой роль Михаила Васильевича до сих пор не получила должной оценки. Это сфера общественных коммуникаций. Именно Ломоносов первым в истории мировой журналистики создал полноценный деонтологический документ, который, по сути, и стал основой современной системы саморегуляции мирового журналистского сообщества. Именно Ломоносов первым заговорил серьёзно и бескомпромиссно о социальной миссии журналистики.

Содержание работы

Введение — стр. 2
Публицистическая деятельность Ломоносова — стр. 2
Ломоносов об обязанностях журналиста — стр. 4
Вывод — стр. 9

Файлы: 1 файл

ломоносов.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание: 
 
Введение — стр. 2

Публицистическая  деятельность Ломоносова — стр. 2

Ломоносов об обязанностях журналиста — стр. 4

Вывод — стр. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Многогранность таланта М. В. Ломоносова как междисциплинарного ученого признана мировым сообществом уже давно, но есть сфера, в которой роль Михаила Васильевича до сих пор не получила должной оценки. Это сфера общественных коммуникаций. Именно Ломоносов первым в истории мировой журналистики создал полноценный деонтологический документ, который, по сути, и стал основой современной системы саморегуляции мирового журналистского сообщества. Именно Ломоносов первым заговорил серьёзно и бескомпромиссно о социальной миссии журналистики.

Нельзя не согласиться  с деканом факультета журналистики Московского государственного университета, профессором Е. Л. Вартановой, которая назвала Ломоносова «создателем журналистских стандартов» и которая считает, что в журналистике вклад Ломоносова пока недооценен: «так увлеклись величием его фигуры энциклопедиста и просветителя России, что упустили, какое влияние он оказал на развитие публичных коммуникаций — внутри общества и между обществом и властью» .

Эта мысль легко подтверждается историческими фактами и деятельностью  ученого в области прессы того времени не только как журналиста и редактора, но и как аналитика, который поставил в своё время перед журналистикой ряд основополагающих проблем (заметим, что эти же проблемы в полной мере актуальны и в XXI веке). Ломоносов имел полное право на создание документа — с ярко выраженными императивными установками — для корреспондентов, поскольку сам был журналистом-практиком высокого класса. То же самое можно сказать о Ломоносове-редакторе.

Публицистическая  деятельность Ломоносова

Деонтологические законы Ломоносова были основаны на собственной практической деятельности. Когда Ломоносов вернулся из-за границы в Россию, он сначала стал сотрудничать как переводчик и поэт со специальным приложением к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — первым отечественным научно-популярным журналом «Примечания к Ведомостям» (в 1765—1766 гг. был переиздан в Москве под названием «Исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях, издаваемые в Санкт-Петербурге при Академии наук с 1729 по 1740 гг.»), в котором публиковались не только материалы, посвященные науке, но и различные статьи по вопросам искусства и литературы. Его творчество было замечено, и весной 1748 года Академия наук доверила Ломоносову редактировать «Санкт-Петербургские ведомости», при которой и выходил журнал. Правда, как редактор он был поставлен в определенные рамки. Ему предписывалось свыше «в писании от всякого умствования и предосудительных экспрессий удерживаться». Но, как известно, нрав Михаила Васильевича был полон и оригинального умствования,

и вполне здоровых экспрессий, поэтому такой жёсткий, говоря современным  языком, формат издания его тяготил.

 

Вполне естественно, что  Ломоносов приложил немало трудов к  учреждению журнала более свободного формата. Так под эгидой Академии наук увидел свет первый в России солидный научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», в уставе, или программе, которого значилось, что на страницах будут появляться «сочинения, какие только обществу полезны могут быть». Эти факты ярко характеризуют Ломоносова как журналиста, который обладал и стремлением к независимости в суждениях, то есть к свободе слова и печати. Но в то же время он осознавал свой журналистский долг и ответственность перед обществом, предполагая печатать сочинения полезные.

Уже в данном случае просматривается  один из признаков профессиональной саморегуляции, когда издатель добровольно, вне юридических рамок, создаёт  закон, которому сам же и намерен  следовать — без всякого давления или принуждения извне, что, однако, не мешает проявлению в сочинениях признаков «умствования». Опять Ломоносов опередил время, выступив зачинателем такого явления в журналистике, которое в XXI веке получило название «инфотеймент» — увлекательная (развлекательная) информации. 

Ломоносов, радеющий за русское  просвещение, в начале пятидесятых  годов стремился организовать в  России высшую школу - университет и  создать журнал для русских читателей. Ломоносов поделился с графом Шуваловым, фаворитом Елизаветы Петровны, своей идеей. В мае 1755 года был открыт Московский университет. Вскоре Ломоносов добился для университета привилегии содержать собственную типографию, и указ об этом был подписан 5 марта 1756 г.

Открытие университета и типографии при нем обогатило русскую периодическую печать новым изданием: 26 апреля 1756 г. вышел первый номер газеты «Московские периодические ведомости». Следовательно, своим существованием эта газета также обязана Ломоносову.

Газета выходила два раза в месяц  на восьми страницах. Несмотря на то, что основным содержанием газеты были иностранные известия, она имела определенный «университетский» отпечаток. В «Московских ведомостях» регулярно публиковались сведения о торжественных актах, новых курсах и лекциях, о диссертациях и т. д. Газета следила за успеваемостью студентов, печатала списки награжденных за успехи в науках и переводимых с курса на курс. Кроме того, в «Московских ведомостях» помещались объявления о купле-продаже, подрядах, новых книгах, велась придворная хроника.

 

Одновременно с хлопотами об открытии университета Ломоносов задумывает издание научного журнала и убеждает в этой необходимости И. И. Шувалова. Несмотря на закрытие «Примечания к  ведомостям» продолжали пользоваться вниманием читателей. В связи  с этим Ломоносов ставит перед Шуваловым вопрос о создании нового академического журнала. Однако прошел почти год, прежде чем инициатива Ломоносова осуществилась. Первый номер журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» увидел свет в январе 1755 г. Редактором был назначен Г. Ф. Миллер.

В предуведомлении в первой книжке редакция сообщала, что в журнале  будут помещаться не только чисто  научные сочинения, но и такие, которые  имеют практический, прикладной характер и полезны обществу в экономии, в купечестве, в рудокопных делах, в мануфактурах, механических рукоделиях, архитектуре и т. д. При этом все помещаемое в журнале будет изложено таким образом, «чтоб всякий какого бы кто звания или понятия ни был, мог разуметь предлагаемые материи».

Первые же номера нового журнала, находившегося в распоряжении Миллера (идейного противника Ломоносова), показали, что в нем не найдется места Михаилу Васильевичу.

 

Ломоносов об обязанностях журналиста

Относясь добросовестно  ко всему, за что он брался, ученый М. В. Ломоносов и в сфере журналистики проявил себя человеком, отвечающим за свои поступки, который следует общечеловеческим и профессиональным этическим установкам, требуя того же и от других. Но следует подчеркнуть, что этических правил журналистики, сформулированных и закрепленных на бумаге, в то время не существовало ни в одной стране мира. Ломоносов первым ощутил необходимость их создания и предложил правила, которые, кстати, присутствуют в том или ином виде во всех кодексах журналистской этики масс-медиа XXI века.

 

Академия наук основана в Санкт-Петербурге по проекту императора Петра I, ее официальное открытие состоялось 27 декабря 1725. «Вскоре после своего открытия Академия наук в Петербурге начала развертывать издательскую деятельность. В 1727 г. на латинском языке стали выходить «Комментарии», в которых публиковались работы ученых, затем на русском языке было выпущено «Краткое описание комментариев Академии наук на 1726 год, часть первая».

В 1750 г. Академия наук приступила к  изданию на латинском языке «Новых комментариев», которые рецензировались в заграничных журналах всегда с похвалами. Неблагоприятной оценке подвергались только исследования Ломоносова. В течение двух лет (1752 - 1754 годы) в немецких изданиях

 

публиковались совершенно необоснованные нападки на труды самого Ломоносова по математике и физике.

Чашу терпения русского ученого  перевесила появившаяся в 1754 г. В  «Гамбургском корреспонденте» статья о диссертации некоего Арнольда, якобы опровергавшей теорию теплоты, созданную Ломоносовым. Травля начинала принимать систематический характер. Открытия Ломоносова создавали эпоху в каждой области науки, к которой он обращался, опережая свое время нередко на десятки лет. Ломоносовская теория теплоты, названная Арнольдом неверной, легла в основу современных нам физических представлений. В работах, посвященных упругой силе воздуха, также вызвавших неодобрительные отзывы заграничных журналов, Ломоносов вновь надолго опередил европейскую науку XVIII столетия, создав кинетическую теорию газового состояния.

В ответ своим оппонентам Ломоносов  написал статью, которая была прочитана  и одобрена знаменитым математиком  Эйлером, поддерживающим Ломоносова, и  опубликована в амстердамском журнале  «Nouvelle Bibliotheque germanique ou Histoire litteraire de f'Allemange, de la Suisse et des Pays du Nord» в 1755 году. По желанию Ломоносова его подписи не было выставлено.

Статья была названа «Рассуждение об обязанностях журналистов при  изложении ими сочинений, предназначенных  для поддержания свободы философии». Ломоносов рассматривает в ней одну из сторон деятельности журналистов, представлявшуюся ему наиболее ответственной и серьезной, - участие их в распространении научных знаний, в оценке работы ученых. Академики еще до того, как их работы будут опубликованы, рассматривают научные открытия в своем кругу, «не позволяя примешивать заблуждение к истине и выдавать простые предположения за доказательство, а старое - за новое». В свою очередь журналы обязаны «давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений, иногда с добавлением справедливого суждения либо по существу дела, либо о некоторых подробностях выполнения. Цель и польза извлечений состоит в том, чтобы быстрее распространять в республике наук сведения о книгах».

Ломоносов в своей  статье не ограничился полемикой. Он всесторонне обсудил обязанности журналиста, многие из его мыслей актуальны до сих пор. Не ограничиваясь изложением специальных научных проблем, Ломоносов затрагивает в статье вопрос о правах и обязанностях журналистов, этике научных публикаций, говорит о большой ответственности журналиста при рецензировании научных трудов.

Первую часть статьи Ломоносов посвятил полемике (поводом  для нее стала статья, опубликованная в «Беспристрастном Гамбургском  Корреспонденте», нелестно и главное несправедливо отозвавшаяся о Ломоносове), рассуждениям о науке и журналистике. И тут он ярко проявил себя не только как опытный публицист, который умело пользуется приемами аналитических жанров, но и

 

как фельетонист, в арсенале которого и ирония, и сарказм. Но насмешливые фрагменты всегда подкреплены фактами, аргументами, поэтому ничего общего не имеют с легкомысленным пустословием. Да, оценки Ломоносова временами резки, но не оскорбительны. И хотя эта часть касается науки, статью следовало бы целиком рекомендовать будущим сотрудникам редакций для прочтения.

А во второй части «Рассуждения об обязанностях журналиста…» Ломоносов  предложил семь основополагающих правил, которыми, по его мнению, должны руководствоваться  журналисты.

Автор «Рассуждения…» отмечает, в частности, что журналы — это еще одно средство просвещения, которое могло бы «также очень благотворно влиять на приращение человеческих знаний», как влияют книги. И обязанность журналов, убежден ученый, «состоит в том, чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений». Но при этом он не исключает необходимость «справедливого суждения либо по существу дела, либо о некоторых подробностях выполнения». Однако журналы, конечно же, сами по себе не могут выполнять просветительскую функцию без сознательности журналистов. «Силы и добрая воля — вот что от них требуется. Силы — чтобы основательно и со знанием дела обсуждать те многочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план; воля — для того, чтобы иметь в виду одну только истину, не делать никаких уступок ни предубеждению, ни страсти».

Ломоносов скрупулезно  один за другим разбирает все промахи  самонадеянного автора, наглядно показывая, как опасен для общества «невежественный  или несправедливый критик». Увы, такими опасностями нынче заполнено все медиапостранство третьего тысячелетия. Получается, опять Михаил Васильевич увидел развитие событий на несколько веков вперед.

Современно звучит и  утверждение Ломоносова о многочисленных западных второсортных журналах, которые оттеснили и затмили лучшие — серьезные и качественные — издания. Разве не это же явление наблюдаем сегодня, когда журналисты судят обо всем, не заботясь, насколько правдивы, компетентны и тактичны их суждения? Как будто именно к ним обращается Михаил Васильевич из века восемнадцатого, призывая помнить об обязанностях журналиста, который «не должен торопиться выносить свой приговор без основательного допроса подсудимых и увлекаться выискиванием вины там, где ее совсем нет».

Свою статью Ломоносов завершает конкретными правилами, которые и являются деонтологической основой для современных нам СМИ.

«1. Всякий, кто берет  на себя труд осведомлять публику  о том, что содержится в новых  сочинениях, должен прежде всего взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и

 

существенное, что заключается  в произведениях, создаваемых часто  величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы».

В первом правиле Ломоносов  советует каждому, кто берется судить о чужой работе, взвесить свои силы и возможности, перед тем как приступить к оценке чьего-либо сочинения. Рецензент должен быть компетентен в той сфере, о которой хочет писать. Если рецензия касается научных статей, то он должен обладать хотя бы базовыми научными знаниями. Вместо словосочетания «научных статей» можно поставить название любой сферы — балет, экономика, юриспруденция и т.д. Всё это требует от журналиста хотя бы базовых знаний

«2. Чтобы быть в состоянии  произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы беремся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотреть на них как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну».

Второе правило, которое  предлагает М.В. Ломоносов, — максимальная объективность суждения. Он настоятельно советует не требовать, чтобы авторы, о которых журналисты берутся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над пишущими о них.

Информация о работе Роль М. В. Ломоносова в развитии отечественной журналистики