Проблемы освещения терактов на телевидении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2010 в 11:20, Не определен

Описание работы

Введение 2
Глава I. История терроризма в эпоху всеобщего телевидения 6
Глава II. Нормативно-правовые акты, регулирующие поведение журналистов при освещении терактов 17
Глава III. Практика освещения терактов на телевидении 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложения 33

Файлы: 1 файл

ref-18440.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

    Журналист, освещающий террористические акты, в  своей деятельности прежде всего  руководствуется положениями Конституции  РФ, Закона «О СМИ» и Федерального Закона «О борьбе с терроризмом».

    Тем не менее, основным критерием для  журналиста должна служить его совесть (разумеется, если это не противоречит закону), поскольку ни один документ не в состоянии охватить всю палитру  возможных жизненных ситуаций. Помочь журналисту сориентироваться в критических ситуациях призваны принципы профессиональной этики, зафиксированные в кодексах различных профессиональных объединений.

    Конституция (Основной закон) Российской Федерации  гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещается. При этом Конституция гарантирует и неприкосновенность личной жизни, о чем следует помнить журналистам, рассказывая о жертвах терроризма, о лицах, подозреваемых в совершении или организации терактов и т.д. Также журналисту ни в коем случае нельзя забывать про презумпцию невиновности, зафиксированную в Конституции, и не подменять собой суды.

    В Законе «О борьбе с терроризмом» оговаривается, что можно делать для информирования общественности о террористической акции и контртеррористической операции. При этом под террористическим актом (акцией) закон понимает «непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий»19. А контртеррористическая операция, согласно Закону, это «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции».

    Борьба  с терроризмом в РФ основана на принципе минимальной огласки технических  приемов и тактики проведения контртерористических операций. Все  полномочия по регулированию действий журналистов находятся в руках  руководителя оперативного штаба. Форму и объемы информирования общественности в случае теракта определяет также руководитель оперативного штаба или представитель штаба, ответственный за поддержание связи с общественностью.

    При этом запрещено распространять информацию:

  1. способную затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;
  2. служащую пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;
  3. о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Журналисту  нельзя забывать, что одним из принципов борьбы с терроризмом, согласно Закону, является приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, в том числе и права на неприкосновенность личной жизни.

    Как уже отмечалось выше, никакие законы не в состоянии в полной мере урегулировать все возможные жизненные ситуации. Поэтому журналистские объединения на основе собственного опыта создают профессиональные этические кодексы. Приведем некоторые из них.

    Согласно  Хартии телерадиовещателей, журналисты соглашаются, что «результат исполнения профессионального долга зависит не только от совершенства законодательной базы, регулирующей отношения телерадиовещателей, властных структур и общества, но и от норм журналистской этики, диктующих самоограничения и устанавливающих грань дозволенного в публичном распространении материалов, способных нанести вред нравственному, физическому и психическому здоровью людей»20.

    Кодекс  этических норм Общества профессиональных журналистов от 1996 г. вменяет в обязанность журналисту:

  • проявлять внимание к тем, кому может быть нанесен ущерб в результате репортажа;
  • быть особенно чутким при сборе информации или публикации интервью или фотографий к тем, кого непосредственно затронула трагедия или горе21.

    В этом же Кодексе содержится весьма важный пункт, который важно знать всем начинающим журналистам: «Поиск новостей – не основание для вседозволенности»22.

    Член  Академии Российского телевидения, доктор филологический наук, профессор  факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Сергей Александрович Муратов советует следовать следующим рекомендациям:

  • основываться в репортажном изложении на фактах, а не на эмоциях;
  • не считать возможным брать на себя судейские функции или выступать адвокатом одной из сторон;
  • не стимулировать излишнего возбуждения, сообщая об опасности новых вспышек насилия, и ни в коем случае не сообщать адресов и мест возможного возникновения беспорядков;
  • консультироваться, принимая решения по ходу меняющейся обстановки, с руководством телекомпании и органами правопорядка;
  • подчиняться распоряжениям представителей государственной власти, но немедленно ставить свое руководство в известность об этих распоряжениях23.

    При этом С.А. Муратов отмечает, что экстремизм, нетерпимость, слепая ярость не должны получать такое же экранное право голоса, что и разумные аргументы и стремления к доводам, а не к силе. Это обстоятельство в еще большей степени относится к интервьюированию преступников и террористов, сама возможность контакт с которыми заранее согласуется с органами правопорядка и руководством телекомпании. Подобного рода общения особенно следует избегать в прямом эфире, не гарантирующем от любой внезапной выходки собеседника. Крайней осторожности требуют интервью с заложниками и их похитителями, обнародование которых может поставить под угрозу жизнь невольных жертв. Признания перед камерой о вновь готовящихся терактах, покушениях, взрывах, поджогах, диверсиях должны быть немедленно доведены до сведения руководства компании и органов безопасности, от решения которых зависит возможность и мера их оглашения.

    После событий 23-26 октября 2002 г. были предприняты  попытки законодательного регулирования  освещения терактов в электронных  средствах массовой информации. В  частности, было предложено внести изменения  в Закон о СМИ, ограничивающие свободу средств массовой информации и, фактически, вводящие цензуру на работу журналистов во время проведения контртеррористической операции. В ответ на инициативу властей профессиональное объединение «Индустриальный комитет СМИ» выдвинуло «Антитеррористическую конвенцию», которая сформулировала правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции.

    Конвенция была поддержана Национальной ассоциацией  телевещателей, и всем телерадиовещателям было предложено добровольно присоединиться к ней. Почти сразу под Конвенцией подписались крупнейшие телекомпании страны. Учитывая важность этого документа для работы журналистов, мы привели полный текст Конвенции в приложениях.

    Подписавшись  под Конвенцией, журналисты добровольно  согласились на «введение ограничений на распространение информации в чрезвычайных обстоятельствах». При этом отмечается, что «в целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах». Тем не менее, приоритет в оценке того, нужно ли сообщать ту или иную информацию, отдан штабу контртеррористической операции.

    Профессиональные  кодексы и прежде всего Антитеррористическая конвенция позволила избежать законодательного ограничения свобод журналиста, поскольку  такое ограничение стало бы опасным  прецедентом, за которым могли последовать  и другие меры с целью ликвидации независимой журналистики.

    Как мы видим, нормативно-правовые акты, регулирующие поведение журналистов при освещении  терактов, не могут полностью регламентировать работу журналистов. Поэтому очень  многое при освещении теракта  зависит собственно от журналиста. Следует особенно чутко прислушиваться к голосу своей совести, возможно, это позволит журналистам соблюсти врачебный принцип: «Не навреди», поскольку в условиях теракта ошибки журналистов могут привести к человеческим жертвам.

 

Глава III. Практика освещения терактов  
на телевидении

    Наиболее  актуальной проблема освещения терактов для отечественного телевидения  стала после захвата заложников в Москве 23-26 октября 2002 г. Тележурналистам, освещавшим захват и освобождение заложников, пришлось решать несколько трудно совместимых задач: оперативно и полно рассказать о событиях, не навредить заложникам и не испортить отношения с властями.

    Первое  сообщение о том, что на спектакле  «Норд-Ост» произошел захват заложников, прозвучало около 22:00 в самом конце  информационного выпуска телеканала Ren-TV24. Первые подробности трагедии на этом канале прозвучали только в 23:25.

    На  НТВ захват террористами заложников стал первой новостью в 22-часовом выпуске  новостей. Специальный выпуск с подробностями  вышел на НТВ в 22:48.

    На  ТВС первый экстренный выпуск вышел  в 22:30.

    В 22:30 экстренный выпуск вышел и на Первом канале, после чего продолжился  показ очередной серии сериала. По его окончании в 22:50 телеканал  выдал второй экстренный выпуск и  картинку с места трагедии. Показав  сериал до конца, телеканал выиграл в рейтинге: по окончании серии основная часть аудитории осталась смотреть новости.

    «Россия»  стала последней из центральных  каналов, которая сообщила о захвате, - в 22:50. Как отмечал впоследствии ведущий «Вестей» Сергей Брилев: «Через 15 минут после первого потока информации, когда одна новость противоречила другой, мы поняли, что нужно давать только проверенную информацию. Иногда мы даже шли на осознанное отставание от коллег только потому, что ждали подтверждения от официальных источников»25.

    С 9:00 до 16:00 днем 24 октября террористы по телефону через заложников передавали гендиректору Ren-TV Дмитрию Лесневскому требования найти журналистку Анну Политковскую, а также депутатов Госдумы Григория Явлинского, Ирину Хакамада и Бориса Немцова. Все это время рядом с Лесневским находился представитель спецслужб, который передавал эту информацию в оперативный штаб на ул. Мельникова.

    В ночь с 24 на 25 октября террористы потребовали, чтобы к ним пришли журналисты НТВ. В тот момент на улице Мельникова работали две съемочных группы этой телекомпании. По согласованию с оперативным штабом в здание ДК вместе с доктором Леонидом Рошалем пошли корреспондент Сергей Дедух и оператор Антон Передельский. Они пробыли в здании около 40 минут, встретились с террористами и записали интервью с ними. По словам Дедуха, никаких предварительных гарантий безопасности от террористов журналисты не получали. «Нас никто не обыскивал и даже не просил показать документы. Никаких требований они нам не выдвигали. Они говорили, что их бригада называется «Смертники ислама», а их цель – остановить войну и вывести федеральные войска»26, - рассказал впоследствии Сергей Дедух.

    Позже в здании побывал еще один корреспондент  НТВ – Борис Кольцов, которому удалось снять только первый этаж и лестницу, где не было террористов. По согласованию с оперативным штабом еще до Сергея Дедуха в здании побывал третий корреспондент НТВ Тимофей Баженов. С ним была цифровая камера. Детали своей работы Тимофей Баженов не раскрыл до сих пор: в компании говорят, что «пока не время рассказывать»27.

Информация о работе Проблемы освещения терактов на телевидении