Особенности применения законодательных норм о краже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2016 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия и особенностей состава и квалификации кражи. Цель работы реализуется путем решения следующих задач:
-исследовать российское законодательство для определения понятия кражи в историческом развитии;
-выделить элементы состава преступления как одной из форм хищения чужого имущества;
-рассмотреть простой, квалифицированный и особо квалифицированный состав кражи;
- определить особенности применения законодательных норм о краже по сравнению со смежными преступлениями;
-определить правовые и другие аспекты профилактики краж.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Развитие института ответственности за кражу по российскому уголовному законодательству 7

1.1. История развития уголовного законодательства за кражу
по российскому уголовному законодательству 7 1.2. Понятие и признаки кражи 14

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика кражи 23
2.1. Объект и объективная сторона кражи 23 2.2. Субъект и субъективная сторона кражи 31
2.3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие
признаки кражи 36

Глава 3.Особенности применения законодательных норм о краже 62

3.1.Отграничение кражи от смежных составов преступления 62
3.2.Уголовно-правовые и другие аспекты борьбы с кражами 69

Заключение 78

Список использованных источников и литературы 83

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 819.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, преступное вмешательство в систему трубопроводов обладает рядом характеристик, существенно повышающих уровень его общественной опасности по сравнению с другими имущественными посягательствами. Прежде всего, «криминальные врезки» представляют собой многообъектные преступления, где в качестве дополнительного объекта (обязательного или факультативного) могут выступать жизнь или здоровье людей, общественная или экологическая безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, интересы государственной или муниципальной службы, службы в коммерческих или иных организациях, интересы военной службы, государственная безопасность. С точки зрения объективной стороны состава преступления данные деяния совершаются общеопасным способом. При этом способе преступного посягательства возникает угроза одновременного поражения нескольких объектов уголовно-правовой охраны и, соответственно, имеет место реальная опасность возрастания объема вреда. Далее, субъект такого рода преступлений групповой. Как видно из материалов практики, правоохранительным органам противостоят преступные организованные группы и сообщества, которые имеют документальное прикрытие для перевозки похищенного, хорошо налаженную сеть сбыта, мощную материальную базу.65

Данная проблема нашла отражение еще в одном документе – Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2010 года.66 Было сделано серьезное дополнение о том, что если в ходе совершения кражи нефти, нефтепродуктов и газа из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода путем врезок в трубопроводы происходит их разрушение, повреждение или приведение в негодное для эксплуатации состояние, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 3 статьи 158 и статьей 215.3 УК РФ.

Как правило,  такие преступления  являются  достаточно организованным  и тщательно спланированным преступлением, в котором принимают участие  значительное количество соучастников   с четким распределением ролей. Как в любом  организованном преступлении  имеются организаторы, исполнители и пособники. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

Наводчики -  лица,  выбирающие  наиболее безопасное для совершения кражи  место  для хищения нефтепродуктов. Например,   в определенном месте можно сделать врезку в нефтепровод, чтобы оттуда  можно  было  вывозить нефть или по другому нефтепроводу  перекачивать в другое место.

Технические исполнители (врезчики) -  лица,  осуществляющие  врезку  в нефтепровод и заливку  нефтью  транспортных средств или  подсоединение к другому нефтепроводу, по которому похищается нефть.

Водители нефтевозов -   лица, имеющие  профессиональный опыт вождения грузовых автомобилей, в том числе и в экстремальных дорожных условиях, хорошо знающие  местность.

Переговорщики – как правило,  один из водителей-гонщиков, его пассажиры, обладающие  определенной  психологической подготовкой для   воздействия на жертву и получения  денег как непосредственно на месте происшествия, так и  в последующем.

Группа  прикрытия и силовой защиты – обеспечение  физической и иной защиты соучастников, в первую очередь  - водителей и врезчиков.

Они прослушивают (сканируют) радиоэфир, координируют действия соучастников, контролируют окружающую обстановку, прибытие  охранников трубопроводов, сотрудников  правоохранительных органов, обеспечивают  пути отхода  врезчикам и водителям,  оказывают противодействие   в их преследовании.   Известны случаи, когда  среди них  были   и сотрудники правоохранительных органов.

Ремонтники – выполнение  автосервисных услуг, хранение автомобилей, замена государственных номерных знаков и т.д.

Реализаторы (барыги) -  организуют переработку и  последующую  реализацию похищенного имущества.67

В настоящее время Приволжский и Южный федеральные округа  входят в число регионов, где совершается наибольшее количество хищений нефтепродуктов из магистральных трубопроводов. Так, если по России в 2013 году было зафиксировано 337 «криминальных врезок», из их в Самарской области  совершено 72 врезки. Этот нефтеносный регион является одним из лидеров по данному виду преступлений. За десять лет в Самарской области произошло более четверти врезок от их общего количества по России. Соответственно растет и сумма ущерба, причиняемого этими преступлениями.68 (См.: приложение 3).

Все изложенное свидетельствует о высокой степени общественной опасности рассматриваемых посягательств, связанной с их распространенностью, причинением значительного ущерба экономике страны и отдельным ее регионам, а также другими криминологическими особенностями. В связи с этим существует необходимость тщательного научного анализа данного асоциального явления в целях наиболее успешного противодействия его совершению как на региональном, так и на общефедеральном уровне.

Среди многообразия краж особое место занимают кражи, совершаемые с незаконным проникновением в жилище. Высокая общественная опасность указанных деяний состоит в том, что они, во-первых, посягают на один из конституционных принципов - неприкосновенность жилища граждан, во-вторых, причиняют, как правило, большой имущественный и моральный ущерб потерпевшим, в-третьих, являются одним из самых профессионализированных видов имущественных преступлений, в связи с чем имеют низкий процент раскрываемости и склонность к повторяемости.

Высокий уровень латентности краж, их широкая распространенность, громадный совокупный ущерб, причиняемый гражданам и организациям, постоянно обновляющейся набор приемов и методов совершения рассматриваемых деяний, целый комплекс проблем, возникших в теории и практике применения нового уголовного законодательства об ответственности за кражу, ослабление позиций органов внутренних дел в предупреждении и расследовании этих преступлений - все это свидетельствует об остроте проблемы, обусловливает поиск практических путей повышения эффективности борьбы с кражами.69

Повышенная социальная опасность краж, совершаемых путем незаконного проникновения в жилище, определяется тем, что виновный действует более дерзко, прилагает усилия к преодолению преград для получения доступа к чужому имуществу нарушая при этом конституционный принцип неприкосновенности жилища и запрет, установленный ст. 139 УК РФ.

Под незаконным проникновением в жилище следует понимать противоправное тайное или открытое в них вторжение с целью совершения кражи, грабежа или разбоя. Проникновение в указанные строения или сооружения может быть осуществлено и тогда, когда виновный извлекает похищаемые предметы без вхождения в соответствующее помещение.

УК РФ отделяет незаконное проникновение в жилище (п. «а» ч. 3 ст. 158  УК РФ) от незаконного проникновения в помещение или иное хранилище. Это является обоснованным по следующим признакам: хищения с незаконным проникновением в жилище посягают не только на собственность, но и на конституционное право каждого гражданина РФ на неприкосновенность жилища.   Незаконное проникновение в помещение или иное хранилище этого права не нарушает и, следовательно, представляет меньшую общественную опасность, чем незаконное проникновение в жилище.

Хищения чужого имущества совершаются и без проникновения в жилище или иное помещение. Так, с помощью специально изготовленного крючка через открытую форточку похититель извлекает, например, одежду, другие вещи и предметы, принадлежащие жильцам дома, квартиры. Этим действиям давалась разная правовая оценка. В целях обеспечения единого подхода при квалификации подобных действий Пленум Верховного Суда разъяснил, что проникновение в указанные строения или сооружения может быть осуществлено и тогда, когда виновный извлекает похищенные предметы без вхождения в соответствующее помещение.

Так, совершенно правильно судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда не усмотрела признаков жилища в подвальном помещении.  Как установлено приговором суда, А. проник в подвал дома, откуда совершил кражу. Из протокола осмотра места происшествия видно, что вход в подвал дома осуществляется отдельно от входа в жилой дом. Подвал предназначен не для постоянного и временного проживания людей, а для хранения материальных ценностей, поэтому подвал дома следует считать помещением, а не жилищем.70

Этот квалифицирующий признак отсутствует также в случаях, когда лицо оказалось в жилище с согласия потерпевшего или лиц, под охраной которых было имущество, в силу родственных отношений, знакомства либо находилось в торговом зале магазина, в офисе и других помещениях, открытых для посещения гражданами.

Так, абсолютно обоснованно  не подлежит вменению проникновение в жилище лицу, которое проникая в квартиру с целью совершения хищения, заведомо знало, что квартира сдана в наем  организации для использования ею в качестве офиса или складского помещения с размещением в ней соответствующего оборудования.

Помещения, признаваемые жилищем, могут находиться и на транспортных средствах, предназначенных, в том числе, и для временного проживания. Так, например, каюта туристического теплохода, совершающего морской или речной круиз, используемая для временного проживания экипажа корабля совершенно обоснованно в судебной практике признается жилищем, подобно тому, как жилищем признается и купе проводников поездов.

В то же время, отдельное купе, каюта на транспортном средстве, которое не имеет другого предназначения кроме перевозки пассажиров и оборудовано спальными местами в целях повышения удобства и комфортабельности проезда в нем, не может рассматриваться как жилище для лиц, которые выступают одновременно пассажирами и потерпевшими от хищений.

В этой связи заслуживает особого внимания следующий случай.

К. путем взлома запорного устройства двери автомобиля, заведомо зная, что его сосед Б., поссорившись со своей супругой, вот уже несколько месяцев использует свой автомобиль как непосредственное место сна и отдыха, ночует в нем и соответственно хранит некие ценности в виде ноутбука и других мелких ценных вещей,   проник в него и похитил данные ценности. Поскольку материалами уголовного дела было достоверно установлено, что К. заведомо знал о том, что Б. использует свой  автомобиль не только как средство передвижения, но и как ночлег, и соответственно не боится оставлять в нем свое имущество в силу того, что автомобиль оснащен системой сигнализации, Действия К. абсолютно обоснованно, были квалифицированы по п. «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного Кодекса РФ. 71

Точно так же, должны признаваться жилищем и временные сооружения или помещения, используемые в качестве жилья на время проведения каких-либо работ (вагончики, сборные домики). В качестве временных жилищ должны рассматриваться только те, которые не имеют более другого предназначения, доступ в которые для виновного и всех других лиц, кроме проживающих, ограничен.

Вместе с тем, необходимо отличать жилище от места временного нахождения человека либо группы людей, не являющееся жилищем. В тех случаях, когда человек фактически находится в определенном месте, в том числе в течение длительного периода времени, но нахождение в нем обусловлено не проживанием, а иной целью (например, прием пищи, выполнение трудовых обязанностей и т. п.), исключается наличие жилища. Между тем, когда помещение, строение, сооружение начинает фактически использоваться для проживания, несмотря на то, что ранее оно использовалось для других целей, оно будет признаваться жилищем.  Например, жилищем будет признаваться транспортное средство, водитель  которого  в дневное время эксплуатирует его для перевозки пассажиров, а в ночное время, не имея, собственного жилья, использует транспортное средство для проживания (готовит пищу, спит, отдыхает). При этом в иных целях, в ночное время,  данное транспортное средство не используется, что исключает его  назначение в качестве жилища.72

Если лицо, совершая хищение, незаконно проникло в жилище, путем взлома дверей, замков, решеток и т.п., содеянное им надлежит квалифицировать по соответствующим пунктам и частям ст. 158 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ не требуется, поскольку умышленное уничтожение указанного имущества потерпевшего в этих случаях явилось способом совершения хищения при отягчающих обстоятельствах.

Таким образом, для формирования единообразной правоприменительной практики по рассматриваемой категории уголовных дел требуется правильное применение уголовного закона, основанное не только на текстуальном толковании уголовно-правовых норм, но и на понимании их правовой сущности, социальной обусловленности установления уголовно-правового запрета на их совершение,  как деяний, обладающих повышенной общественной опасностью.

В отличие от оценочного квалифицирующего признака «значительный ущерб» (п. «в» ч. 2 ст. 158),  «крупный размер» (п. «в» ч. 3 ст. 158) - признак, жестко формализованный в самом уголовном законе. В соответствии с примечанием к ст. 158 УК крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 тысяч рублей.

Размер хищения в качестве крупного определяется только и исключительно суммарной стоимостью похищенного в денежном выражении. Так, натуральные и экономические критерии, как вес, объем, количество, хозяйственное значение похищенного имущества, его дефицитность и т.п., учитываться при определении размера хищения не могут.73

Если же умысел виновного был направлен на хищение имущества в крупном размере, но по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, сумма похищенного такого размера не достигает, такие действия необходимо квалифицировать как покушение на хищение в крупных размерах.

Если совершено не одно, а несколько обособленных друг от друга по месту, источникам, способу учинения хищений, в которых реализован самостоятельно возникший умысел виновных на изъятие чужого имущества, суммирование стоимости похищения вещей в каждом отдельном преступлении при исчислении размера кражи в качестве крупного не допускается. Исключение составляет лишь единое продолжаемое хищение, в котором отдельные тождественные акты, охватываемые отдельным умыслом, составляют эпизоды одного растянутого во времени преступления. 74

При совершении кражи группой лиц по предварительному сговору или организованной группой стоимость похищенного каждым ее участником в отдельности также может суммироваться, т.к. речь идет об одном групповом преступлении. Если общий размер такой кражи в денежном выражении достигает предела, установленного законом для «крупного размера», действия каждого из участвующих в преступлении лиц надлежит квалифицировать по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ. При этом доля, полученная каждым участником группового хищения, при последующем дележе преступно приобретенных ценностей влияния на квалификацию их действий не оказывает, поскольку все они - соисполнители кражи, совершенной в крупном размере.75

Информация о работе Особенности применения законодательных норм о краже