Особенности применения законодательных норм о краже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2016 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия и особенностей состава и квалификации кражи. Цель работы реализуется путем решения следующих задач:
-исследовать российское законодательство для определения понятия кражи в историческом развитии;
-выделить элементы состава преступления как одной из форм хищения чужого имущества;
-рассмотреть простой, квалифицированный и особо квалифицированный состав кражи;
- определить особенности применения законодательных норм о краже по сравнению со смежными преступлениями;
-определить правовые и другие аспекты профилактики краж.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Развитие института ответственности за кражу по российскому уголовному законодательству 7

1.1. История развития уголовного законодательства за кражу
по российскому уголовному законодательству 7 1.2. Понятие и признаки кражи 14

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика кражи 23
2.1. Объект и объективная сторона кражи 23 2.2. Субъект и субъективная сторона кражи 31
2.3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие
признаки кражи 36

Глава 3.Особенности применения законодательных норм о краже 62

3.1.Отграничение кражи от смежных составов преступления 62
3.2.Уголовно-правовые и другие аспекты борьбы с кражами 69

Заключение 78

Список использованных источников и литературы 83

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 819.50 Кб (Скачать файл)

Так, в Прокопьевске полицейские задержали мужчину, который пытался вынести с территории шахты кабель стоимостью 150 тысяч рублей.

Возвращаясь после дежурства, полицейские увидели мужчину с мешком в руках, который перелезал через забор угольного предприятия, сообщили в Отдел МВД по городу Прокопьевску. Заметив полицейских, злоумышленник попытался сбежать, но был задержан. В мешке у него оказалось 38 метров силового кабеля, который он взял на территории шахты. Ущерб составил около 150 тысяч рублей. В отношении мужчины возбуждено уголовное дело по статье  158 "Кража".45 Здесь явно применен третий случай, т.к. свидетели оказались опытными и сразу поняли ситуацию.

Кража может быть совершена только путем действия, когда вор определенным способом, приемом изымает заведомо чужое имущество из владения собственника; кража не может быть совершена путем бездействия.

 Объективную сторону кражи  можно расчленить на действие, последствие и  на причинную  связь между действием и последствием.

Кража может быть совершена самыми  различными способами:

1) различные формы взломов;

2) при помощи разборов потолочных  перекрытий, выдавливания стекла  в окне и т.д.;

3) подбор отмычек к запорным  устройствам;

4) карманные кражи;

5) так называемый “свободный  доступ” и др.

Следует согласиться с Е.А. Флоровым в том, что практически момент окончания кражи определяется в зависимости от особенностей похищаемого имущества и месте, откуда оно изымается. Так, оконченной будет кража, если на часовом заводе похититель снимет с конвейера часы и, не выходя из цеха, прячет их в своей одежде. Однако,  при похищении громоздкого имущества (мебельного гарнитура, мешка цемента и т.д.) кража обычно признается оконченной при выносе или вывозе его с территории предприятия.46

  На квалификацию содеянного не влияет то, как поступает вор с похищенным имуществом - оставляет у себя, потребляет, расходует, дарит, уничтожает или выбрасывает. Распоряжение вора украденным имуществом по своему усмотрению выходит за рамки состава кражи.

Поскольку кража относится к преступлениям с материальным составом, момент ее окончания необходимо связывать с наступлением последствий в виде причинения прямого ущерба собственнику либо иному владельцу имущества. Кража признается оконченным преступлением не в тот момент, когда полностью реализован умысел на изъятие чужого имущества, а тогда, когда виновный получил реальную возможность распорядиться похищенным. Если возможность распорядиться похищенным имуществом реально не существовала, содеянное необходимо квалифицировать как покушение на кражу.47

Между действиями виновного в краже и наступившими последствиями в виде причинения прямого ущерба собственнику или иному владельцу похищенного имущества необходимо установить причинную, то есть объективно существующую, связь.

Таким образом, краже присущи все признаки хищения; во-вторых, ключевым признаком кражи как формы хищения является тайный способ совершения преступления. При расследовании краж установление непосредственного объекта преступного посягательства обычно не вызывает серьезных затруднений. Сложнее разграничить непосредственный объект и предмет кражи, поскольку в качестве последнего могут выступать различные материальные ценности, правовая природа которых до настоящего времени не всегда определена с достаточной четкостью в уголовном  законодательстве.

Итак, совершая кражу, виновный причиняет социально опасный вред отношениям собственности как экономической категории. При этом непосредственному преступному воздействию подвергаются определенные предметы материального мира.

 

2.2. Субъект и субъективная  сторона

 

Субъектом преступления по Уголовному кодексу является физическое вменяемое лицо, виновно совершившее общественно опасное деяние и способное нести за него уголовную ответственность в соответствии с законом.

Уголовной ответственности и наказанию может подлежать только лицо, которое до совершения преступления достигло установленного возраста и было способно отдавать себе отчет в своих действиях и руководить их совершением.

Из этого следует, что основными юридическими признаками субъекта хищения являются, во-первых, вменяемость и, во-вторых, достижение установленного законом возраста.

Вменяемость - это психическое состояние лица, заключающееся в его способности по состоянию психического здоровья, по уровню социально-психического развития, а также по возрасту осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими во время совершения преступления, и нести в связи с этим уголовную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности за совершение кражи подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста. Устанавливая пониженный возраст уголовной ответственности в отношении лиц, совершающих кражи, законодатель исходил, прежде всего, из того, что

1) общественная опасность этих  деяний вполне доступна пониманию  подростков, как вполне убедительно  показывает практика, что в общем  числе лиц, совершающих преступления  против собственности, доля несовершеннолетних  довольно велика и с каждым годом продолжает увеличиваться;

2)социальная опасность кражи  понятна несовершеннолетнему, достигшему  четырнадцатилетнего возраста, следовательно, он в полной мере осознает  необходимость воздержания от  совершения кражи;

3)ответственность за кражу, наступающая в четырнадцать лет, ориентирована на предупреждение более серьезных преступлений со стороны несовершеннолетних, которые могут быть совершены, если своевременно не остановить их в стремлении путем совершения краж постепенно оказаться зависимым от преступного мира.

Одновременно, вместе с установлением возраста уголовной ответственности в ч. 3 ст. 20 УК РФ,  содержится оговорка, что если несовершеннолетний достиг данного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством во время совершения общественно опасного деяния, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Применение уголовно-правовых мер к лицам, совершившим преступление, предполагает не только установление признаков субъекта преступления, но и учет определенных свойств личности. Эти данные широко используются при конструировании квалифицированных составов преступлений и при назначении наказания.

В отличие от объективных признаков, выражающих внешнюю сторону преступления, субъективная его сторона раскрывает внутреннее психическое отношение виновного к совершаемому деянию и последствиям этого деяния. Субъективная сторона кражи предполагает установление двух обязательных признаков:

1) умышленной формы вины в  виде прямого умысла;

2)корыстной цели и мотива.

Прямой умысел при совершении кражи заключается в том, что виновный осознает общественную опасность своих тайных действий по противоправному и безвозмездному изъятию и обращению чужого имущества в свою пользу или пользу других лиц, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде причинения таким образом прямого ущерба собственнику либо иному владельцу похищаемого имущества и желает их наступления.

Корыстная цель состоит в желании легкой добычи имущественных средств, их незаконном присвоении с целью обогащения.48

Психологическое содержание вины занимает центральное место среди основных категорий, характеризующих ее. Составными элементами психического отношения, проявленного в конкретном преступлении, являются сознание и воля. Совершая преступление, лицо охватывает своим сознанием объект преступления, общественную опасность и противоправность деяния, характер совершаемых им действий, предвидит последствия, то есть осознает, что результатом его действий будет причинение имущественного ущерба собственнику. Сознанием виновного также охватывается и то, что он совершает преступление при наличии соответствующих квалифицирующих признаков (например, кража, совершенная организованной группой,  или с проникновением в жилище).

Со стороны субъективной кража предполагает только умышленные действия, так как неосторожное завладение чужим имуществом не образует состава кражи. Совершающий кражу сознает, что он тайно похищает чужое имущество, предвидит общественно опасный результат и желает наступление ущерба собственности. Следовательно, кража совершается только по прямому умыслу, который может быть как заранее обдуманным, так и внезапно возникшим.

Умысел при краже включает в себя сознание того, что похищаемое имущество является для вора чужим. Например, гражданин К. передал на молочную ферму  двух коров, а ферма обязалась выдать за них тонну сена. Не дождавшись официального расчета, гражданин К. самовольно взял на лугу сено, не превышающее по весу обязательства фермы.

В данном случае К. не может быть привлечен к ответственности, по ст. 158, т.к. в его умысел не входило похищение чужого имущества.49

  Заблуждение вора по поводу  свойств  предмета кражи не имеет значения для квалификации преступления. Вор, например, проник в магазин, чтобы похитить сотовый  телефон, но из-за отсутствия возможности это сделать,  украл планшет. Налицо умысел завладеть чужим имуществом.

  Существенное правило субъективной стороны заключается в том, что все обстоятельства, превращающие кражу в квалифицированную (крупные ее размеры) или особо квалифицированную (совершенную организованной группой лиц),  могут вменяться в вину только в том случае, если охватывались сознанием виновного. Важность высказанного положения очевидна, ибо только при наличии подобного сознания вора можно избежать ошибки в квалификации и так называемого объективного вменения.50

Помимо интеллектуального момента в понятие умысла также входит волевой момент. Он выражается в желании безвозмездно обратить имущество в свою или третьих лиц пользу. Именно такого результата стремится достичь преступник, совершая хищение. Сознательное волевое действие подразумевает наличие мотивов. Действие совершается не ради самого действия, а для достижения определенных целей, поставленных виновным перед собой.

Под мотивом преступления понимается осознанное побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении преступления, внутренняя движущая сила. Это обусловленные потребностями и интересами побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление. Мотив, формируясь в сознании виновного, оказывает прямое воздействие на его волю, придавая определенную направленность преступным действиям. Существенной особенностью волевого сознательного действия человека является то, что оно совершается как результат взаимодействия не какого-либо одного, а целого комплекса побуждений.51

Таким образом, прежде чем совершить то или иное действие, человек ощущает определенную внутреннюю потребность, которая будучи им осознана, приводит к возникновению мотива, а на основе последнего намечается и определенная цель. Цель отличается от мотива преступления тем, что определяет направленность действий, это представление лица о результате, к достижению которого оно стремится, мотив же - это то, чем руководствовалось лицо, совершая преступление. Один и тот же мотив может породить различные цели. На совершение кражи человека могут подтолкнуть различные мотивы. Но основным мотивом, вызывающим решимость совершить хищение, является корысть.

Корыстная цель, то есть желание виновного получить материальную выгоду незаконным путем, выражается в стремлении обладать фактической возможностью незаконно владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом как своим собственным, то есть лично потребить или использовать его другим способом, продать, подарить, передать иным лицам взаймы, в качестве оплаты долга либо оказанных услуг и т.д. Тайное незаконное изъятие и обращение чужого имущества в свою пользу либо пользу других лиц, осуществленное без корыстной цели, не может квалифицироваться как кража, но способно влечь уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества, самоуправство, угон транспортных средств без цели присвоить.52

Итак, с субъективной стороны кража, предполагает наличие у виновного прямого умысла (ч.2 ст.25 УК РФ), направленного на преступное завладение чужим имуществом с целью обращения его в свою пользу или передачу с корыстной целью другим лицам. Совершающий кражу вменяемый гражданин, достигший 14-летнего возраста, сознает, что он тайно похищает чужое имущество, предвидит общественно опасный результат и желает наступления ущерба собственности, обращенной незаконным способом завладения в свою пользу.

 

2.3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие

признаки кражи

 

В уголовном законе существует несколько квалифицирующих признаков кражи. Они закреплены в ч. 2, 3, 4 ст.158 УК РФ.

Общее понятие признака «группа лиц по предварительному сговору» дается в ч. 2 ст. 35 УК РФ: преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Она должна обладать общими признаками соучастия: в нее входит не менее двух лиц, являющихся субъектами данного преступления, действующих совместно, умышленно и согласованно. Объективно групповое совершение преступления, когда признаками субъекта преступления обладает лишь одно лицо (остальные - невменяемые либо не достигли возраста уголовной ответственности), не образует групповой кражи. Под предварительным сговором, о котором говорит закон, следует понимать договоренность о совместном совершении хищения между двумя или более лицами, состоявшуюся до его непосредственного совершения. Поскольку началом любого преступления признаются умышленные действия, непосредственно направленные на совершение преступления, т.е. покушение на него (ч. 3 ст. 30), следует признать, что предварительный сговор между соучастниками группового хищения может состояться в любой момент, включая и стадию приготовления к преступлению, но до начала действий, непосредственно направленных на тайное изъятие чужого имущества. Если сговор на совместное совершение преступления возник в процессе непосредственного изъятия имущества, он утрачивает свойство «предварительности» и, следовательно, исключает рассматриваемый квалифицирующий кражу признак. В этом случае каждый из соисполнителей будет нести ответственность за те преступные действия, которые он сам непосредственно совершил, в частности, при отсутствии иных квалифицирующих кражу признаков по ч. 1 ст. 158 УК как за оконченное или неоконченное преступление в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Информация о работе Особенности применения законодательных норм о краже