Международные уголовные суды (трибуналы) как средство реализации права вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование основ деятельности международного уголовно суда и определение его роли и места в реализации права вооруженных конфликтов.
Цель работы определила ее основные задачи:
– рассмотреть понятие права вооруженных конфликтов;
– проанализировать основные источники международного гуманитарного права;
– выявить специфические особенности реализации права вооруженных конфликтов.
– проанализировать предпосылки формирование и развитие международных уголовных судов (трибуналов).
– определить роль и место Международного уголовного суда в механизме реализации права вооруженных конфликтов.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Секретариат осуществляет административные функции. Секретарь  избирается судьями сроком на пять лет.

Судьи, прокурор и его  заместители, секретарь Суда при исполнении своих обязанностей пользуются дипломатическим иммунитетом. Рабочие языки Суда - английский и французский, официальные - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Расследование и уголовное  преследование. Решение о начале расследования принимается Прокурором. Палата предварительного производства по заявлению государства или в соответствующих случаях Совета Безопасности ООН может пересмотреть решение Прокурора о начале расследования или об отказе начать расследование. В Статуте изложены общепринятые стандарты в отношении прав человека в ходе расследования (ст. 55).

К функциям Палаты предварительного производства отнесено следующее:

а) по запросу Прокурора  отдавать такие распоряжения и выдавать такие ордера, которые необходимы для проведения расследования;

б) по просьбе лиц, арестованных или вызванных в Суд, оказывать  им помощь в организации защиты;

в) в случае необходимости  обеспечивать безопасность подследственных, свидетелей и потерпевших;

г) давать Прокурору разрешение на совершение следственных действий на территории государства - участника Статута без получения согласия со стороны этого государства на сотрудничество, если Палата установит, что государство не способно осуществить просьбу о сотрудничестве.

После начала расследования  Палата предварительного производства по запросу Прокурора выдает ордер  на арест, предварительно убедившись, что для этого имеются достаточные  основания. Получив просьбу о  предварительном аресте или об аресте и передаче лица Суду, государство - участник Статута обязано немедленно принять меры к выполнению просьбы в соответствии со своими законами.

Таким образом, в МГП  прослеживается тенденция перехода от создания международных органов  уголовной юстиции ad hoc (на различной международно-правовой основе) в целях реализации принципа личной уголовной ответственности физических лиц за серьезные нарушения норм МГП в ходе межгосударственных и внутригосударственных вооруженных конфликтов к утверждению единого постоянно действующего органа уголовного правосудия Международного уголовного суда. Юрисдикция внутригосударственных судов в отношении преступлений против мира и безопасности человечества носит восполняющий характер.

 

 

 

 

 

 

Заключение

К началу XX в. общим стало  понимание того, что именно деяниями людей, руководящих государствами, совершаются нарушения норм международного права и что государство просто используется ими как орудие посягательства на ценности, охраняемые международным правом, прежде всего во время войн.

С учетом этого кодификация на международно-правовом уровне законов (норм) и обычаев войны в Гаагских конвенциях и Декларации 1899 и 1907 гг. привела к формированию такого международно-правового понятия, как «военные преступления».

Однако в международно-правовых документах отсутствовали детальные описания составов конкретных военных преступлений, определение которых и привлечение к ответственности за совершение которых оставлялось на усмотрение национальных парламентов и внутригосударственных органов юстиции.

Ужасы Первой мировой войны и массовые нарушения принципов и норм международного права, зафиксированных прежде всего в упомянутых конвенциях, по окончании военных действий привели к реанимации идеи Г. Муанье об учреждения Международного уголовного суда: государства-победители предприняли попытку урегулировать на международном уровне порядок привлечения к уголовной ответственности за военные преступления путем предания виновных лиц суду международных трибуналов.

Становление системы  международной уголовной юстиции, этапным моментом которого явилось учреждение и начало деятельности Международного уголовного суда, - яркое свидетельство того, как долог путь от высказанной идеи до ее реализации даже в такой, в общем-то, динамично развивающейся системе, как международное право.

Международно-правовые предпосылки его учреждения в исторической перспективе имеют важное значение для развития «формирующейся системы международного уголовного правосудия, которая включает национальные суды, международные суды и гибридные суды, в которых имеются как национальный, так и международный компоненты45».

Одним из достижений, которыми отмечен конец XX столетия, является создание международного уголовного судебного  органа для пресечения серьезных  нарушений международного гуманитарного  права.

Как отмечается в научной литературе, после принятия Устава Международного военного трибунала 1945 г. и вынесения приговора Нюрнбергского трибунала 1946 г. вторым этапом становления международного уголовного права стало принятие Резолюциями Совета Безопасности ООН Уставов международных трибуналов по Югославии и Руанде.

До последнего времени  существовал только один прецедент  создания Международного уголовного суда - трибуналы в Нюрнберге и Токио. Несмотря на обнадеживающие результаты и широкое признание правовых принципов, по которым строилась их деятельность, они так и не смогли достичь той степени универсальности, всеобщности осуждения, которой требует совершение международных преступлений. Поэтому последнее десятилетие XX века можно считать поистине революционным в области преследования за международные преступления. В первой половине десятилетия в рамках универсальной международной организации ООН были созданы два специальных международных трибунала в отношении бывшей Югославии и Руанды, а летом 1998 года в Риме произошло историческое событие, - был принят Устав постоянного Международного уголовного суда.

Таким образом, создание и деятельность международных трибуналов явилось важным шагом в развитии международного уголовного права, особенно таких его отраслей, как судоустройство и процесс. Их значение состояло также в том, что они проложили путь к учреждению общего международного уголовного суда, действующего на постоянной основе и обладающего универсальной юрисдикцией.

МУС и иные структуры, поддерживающие идею международного уголовного правосудия, уделяют большое внимание популяризации самой этой идеи, преодолению негативного или агрессивно-отрицательного отношения к этому во многом позитивному начинанию. МУС и его Президиум стремятся к тому, чтобы при опубликовании всех документов в соответствии с Римским статутом и Правилами процедуры и доказывания соблюдались требования об обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей и сохранении тайны судопроизводства. Секретарю МУС вменяется в обязанность передача адвокатам информации и других данных о прецедентном праве МУС, а также сотрудничество с национальными ассоциациями юристов и адвокатов для содействия специализации и обучению их по правовым нормам, устанавливаемым Римским статутом и Правилами процедуры и доказывания МУС. Секретарь МУС и Группа по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям информируют о соответствующих правах и возможностях по Статуту и Правилам; обеспечивают своевременное ознакомление с соответствующими решениями МУС с соблюдением положений, касающихся конфиденциальности; могут обсуждать с государствами соглашения о переселении или оказании вспомогательных услуг в отношении травмированных или подвергшихся угрозам потерпевших, свидетелей и других лиц, которым грозит опасность из-за показаний таких свидетелей; предоставляют административную и техническую помощь свидетелям, потерпевшим, которые предстают перед МУС, и другим лицам, которым грозит опасность из-за показаний таких свидетелей, на всех этапах разбирательства и после него в разумных пределах; проводят инструктаж своего персонала в отношении безопасности, физической неприкосновенности и защиты достоинства потерпевших и свидетелей, в том числе по вопросам, касающимся гендерной и культурной специфики.

Наконец, в целях поддержания  престижа МУС и его аполитичной и беспристрастной сущности в Правилах процедуры и доказывания предусматриваются ситуации совершения «серьезного проступка» или «серьезного нарушения обязанностей», в которых судьи, Прокурор, его заместитель, секретарь и его заместитель могут быть отрешены от занимаемой должности или подвергнуться дисциплинарным взысканиям (выговору или штрафу в размере, не превышающем суммы выплачиваемого МУС оклада за шесть месяцев).

Никто не спорит с тем, что преступность, в особенности  международную, полностью искоренить невозможно. Но международное сообщество должно иметь в своем распоряжении механизм осуществления правосудия в случае совершения наиболее серьезных нарушений, затрагивающих коренные интересы всего человечества. Само право на суд за преступления против международного права должно реализовываться всем международным сообществом, а не каким-либо одним государством или группой стран, и посредством созданного на постоянной основе специально для этих случаев Международного уголовного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г./Международное право в документах. Сост. Н.Т. Блатова. М.: Юрид. лит., 1982. С. 196-231.
  2. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 29 ноября (11 декабря) 1868 г. //Действующее международное право. В 3-х т./Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. М.: Изд. Московского независимого института международного права, 1997.
  3. Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль от 17 (29) июля 1899 г. //Действующее международное право. В 3-х т./Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. М.: Изд. Московского независимого института международного права, 1997.
  4. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 5 (18) октября 1907 г. //Действующее международное право. В 3-х т./Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. М.: Изд. Московского независимого института международного права, 1997 г.
  5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций. Принята 24 октября 1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право. Т. 1.- М., 1996. С. 65 - 73.
  6. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. В соответствии со Статусом Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. с оговорками, сделанными при подписании//СДД СССР. Вып. ХVI. М., 1957. С. 71-97.
  7. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г. В соответствии со Статусом Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. с оговорками, сделанными при подписании//СДД СССР. Вып. ХVI. М., 1957. С. 101-124.
  8. Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. соответствии со Статусом Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. с оговорками, сделанными при подписании//СДД СССР. Вып. ХVI. М., 1957. С. 125-204.
  9. Конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. В соответствии со Статусом Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР. 17 апреля 1954 г. с оговорками, сделанными при подписании. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 г.//СДД СССР. Вып. ХVI. М. 1957. С. 204-280.
  10. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. Протокол вступил в силу для СССР 29 марта 1990 г.//Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 570-647.
  11. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 г.  Вступил в силу 7 декабря 1978 г. в соответствии со ст. 23 //Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 647-658.
  12. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Женева, 10 октября 1980 г.). // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIX.- М., 1985. С. 24 – 35.
  13. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва - Лондон - Вашингтон, 10 апреля 1972 г.). // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI.- М., 1977. С. 58 - 61.
  14. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.) //Поисковая система «Консультант Плюс». Международное право.
  15. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступ<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_044

Информация о работе Международные уголовные суды (трибуналы) как средство реализации права вооруженных конфликтов