Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 12:06, Не определен
Как социальное явление социальный туризм изучался в теории социальной стратификации и социального неравенства отечественными и зарубежными учеными
Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях. Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка: проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;
- отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;
- информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;
- растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;
- формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.
Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.
Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость. Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов:
1. наличие агентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);
2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);
3.
носителей и пользователей
4. предприятий обслуживания по отпускным чекам.
Основные принципы функционирования данной системы заключается в следующем:
1.определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.
2.
оптовый покупатель
3.
работник предприятия
4.
полученные предприятием
Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания.
Таким
образом, социальный туризм понимается
как сектор туристского рынка, где
покупатели получают субсидии из средств,
выделяемых государством на социальные
нужды, или иных источников покрытия, в
целях создания условий для путешествий
и отдыха школьникам, работающей и учащейся
молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам,
ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым
государственные и иные организации оказывают
социальную поддержку. В силу экономических
и социальных проблем создание систем
«отпускных чеков» и социального туризма
в России в ближайшее время представляется
достаточно проблематичным.
1.2. Проблема утраты социального туризма в развитии регионов России
Путешествия, экскурсии, другие виды туристских занятий - это, во-первых, обширная сфера реализации конституционных прав российских граждан: на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурному, природному наследию, на познание и свободное получение информации, на социальную защиту. В том, что касается внутреннего туризма, это, во-вторых, разнообразное удовлетворение потребности детей, молодежи и взрослых в непосредственном восприятии родного края, своей страны. Это не заменяемое ничем, специфическое средство духовного самообогащения личности, эстетического наслаждения, экологического просвещения, патриотического воспитания поколений. В-третьих, туризм - это крупный сектор экономики. Повсюду в остальном мире государства и народы богатеют от туризма, его доля во внутреннем валовом национальном продукте постоянно растет, достигая четверти, трети и больше. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурирует с добычей и переработкой нефти, продажей оружия. Правда, с той разницей, что здесь эффективность распространяется в первую очередь на самих граждан, выгода достается непосредственно им; к тому же туристские ресурсы не уплывают из своей страны. Остаются на месте Московский Кремль, церковь Покрова на Нерли, другие шедевры гражданской и культовой архитектуры, никуда не деваются знаменитые Столбы под Красноярском, Байкал, мемориалы героям и народным подвигам. Специалисты предрекают мировому туризму вскоре абсолютное первенство среди отраслей экономики, ибо туризм стал нормой жизни современного человека.
В России ни того, ни другого, ни третьего (т.е. осуществления в этом отношении прав, удовлетворения потребностей, увеличения благодаря туризму общего благосостояния) не стало, чем неоправданно наносится колоссальный ущерб. Законопроект «О социальном туризме» направлен на то, чтобы на этом азимуте государственной социальной политики появились, наконец, нормативно-правовые предпосылки для фундаментальных перемен к лучшему. При всех испытываемых Россией трудностях это - реально и развяжет немало «тугих узлов». Ситуация с социальным туризмом у нас настолько скверная, что нет нужды искусственно нагнетать драматизм. Причина далеко не в том, что ухудшилось в целом социально-экономическое положение. Относительно туризма дело главным образом, в просчетах соответствующего ведомства федеральной исполнительной власти и в пробелах законодательства.
Ведающее туризмом подразделение Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму все эти годы держит курс на развитие не внутреннего и, тем более, не социального, а выездного коммерциального туризма. На парламентских слушаниях было убедительно показано: российским туроператорам стало невыгодно загружать объекты туризма в своей стране - недорогие туристские базы и кемпинги, стационарные лагеря детского отдыха (в прошлом - пионерские) и палаточные городки, доступные по стоимости гостиницы и учреждения питания, транспортную сеть, которые компенсируют недогрузку возрастанием цен. Стало невыгодно использовать в качестве тур продукта посещение музеев и выставок, других привлекательных объектов, будь то природные или этнографические достопримечательности, памятники истории и культуры, национальные празднества. Побуждаемые новыми преимуществами, российские туроператоры в массе своей отвернулись от всего этого и переключились на загрузку заграничных маршрутов. В итоге даже уцелевшая инфраструктура социального туризма, не говоря о самих объектах показа, во многом пришла в упадок.
Вот лишь несколько сопоставлений: 1991г. - 300 млн. отечественных туристов, экскурсантов, путешествовавших по своей стране; 1997г. - 15 млн., в 2007 году данный показатель снизился до 8 млн. чел. Сокращение в 20 раз. Семь лет назад реализацией туристских программ внутри страны занимались 1,5 тыс. бюро путешествий и экскурсий плюс 1,5 млн. профсоюзных и комсомольских комитетов. Они обслуживали трудовые коллективы предприятий и учреждений, школы и вузы. Не оставляли без внимания сирот, инвалидов, пенсионеров, других малоимущих. Охватывали целые поселки и города, районы и области, республики. Ежегодно вводилось несколько десятков новых объектов социального туризма - где-то на 3 тыс. мест каждый раз. Сейчас заниматься этим некому. Несмотря на утешительные слова и бумаги, федеральное туристское ведомство - в стороне. Самоотверженно пытаются что-то предпринять власти субъектов Российской Федерации, местные туристские работники. Кое-что им неплохо удается, но кардинально улучшить ситуацию с общедоступным социальным туризмом, хотя бы только у себя, не получается, потому что, повторим, при теперешней туристской политике "сверху" туроператорам это стало невыгодно. Итог - более 10 тыс. турбаз "лежат на боку".
На
парламентских слушаниях
Рекомендации Всемирной туристской организации, где Российская Федерация имеет полноправный статус, а также Международного бюро социального туризма таковы: в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1. То есть, на одного уезжающего путешествовать за границу, должно приходиться четверо путешествующих на внутренних туристских маршрутах. Помимо прочего, это способствует улучшению условий для недорогого въездного туризма, т. е. для дополнительного притока валюты. У нас же, напомнил, выступая на парламентских слушаниях, профессор И. Зорин, соотношение 1:15. На одного, отправляющегося по российскому маршруту, приходится 15 наших граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Сравнительно с оптимальным показателем - негативное расхождение в 60 раз.
Если государство не повернется лицом к социальному туризму, то, как заявил на парламентских слушаниях заведующий отделом соответствующего комитета администрации Иркутской области О. Данилин, «завтра у нас на туристском рынке не будет людей».
В условиях регулируемой государством рыночной экономики в России может быть не только достигнут былой размах социального туризма, но и значительно превзойден. Разумеется, если снова, но уже по-иному сделать упор на общедоступность туризма внутри страны для ее граждан и особенно для слабозащищённых социально, если поставить во главу угла именно доступность - возродить сущностное назначение туризма в социальном государстве, каковым провозглашена Россия в действующей Конституции (статья 7). В этой ситуации большую роль может оказать системный и структурно-функциональный подход. Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности. Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
- системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
- отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;
- туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).
Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы. Иными словами, можно и нужно законодательно стимулировать туристский рынок в стране таким образом, чтобы наряду с происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться на социальных началах внутренний туризм. Как раз это и предусмотрено законопроектом.
Иначе перекос, нарастающий в описываемой сфере, не остановить. Уже 85 процентов туристских операций у нас осуществляется развернувшими большую активность зарубежными, смешанными компаниями и подключаемыми к ним российскими. По каналам туризма вывозятся ежегодно десятки миллиардов долларов, не облагаемые налогом государства. За счет этих средств создаются в других землях, не в России, новые места занятости. Не у нас, а там дешевеют благодаря этому туристские услуги, расширяется их доступный ассортимент. В итоге растет оборот зарубежного туристского бизнеса, повышается уровень жизни в этих странах, достигаемый в данном случае эффективными усилиями непосредственно туристского предпринимательства, рынка, без затрат со стороны государства.
Введение
гибкой шкалы поощрений основано
на следующем суммарном расчете:
на каждый вложенный в эти поощрения рубль
(да и тот берется не у государства, а извлекается
фактически из коммерческих операций,
поскольку сам по себе социальный туристский
продукт - результат договора, концессии
между субъектом и объектом туризма) страна
получит как минимум 15 руб. Никакой попытки
сесть на шею государства здесь нет и в
помине - наоборот. Полученных таким образом
денег вполне хватит для подъема социального
туризма и на сопутствующие траты - возможности
социального туризма в России еще не раскрыты.
Наконец, все эти деньги остаются опять-таки
в России, укрепляют ее, а не истощают.
Тем же целям служит предусмотренная законопроектом
социальная туристская рента. Не останавливаясь
на ней подробно, отметим лишь следующее.
Рента - еще одно весомое подтверждение
того, что предложенный законопроект -
не затратный, притом основанный на социальной
справедливости. Таким образом, определенная
часть обширного сегмента социального
туризма у нас останется и впредь объектом
бюджетного финансирования: детско-юношеский
туризм - по Закону «Об образовании»; путешествия
для лиц с ограниченной дееспособностью
- гарантированы Федеральным законом «Об
основах туристской деятельности в Российской
Федерации». Если в действующем законодательстве
не менять ничего, то социальный туризм
в Россию не вернется. При всем том замечания
о расхождении некоторых положений законопроекта
с действующим законодательством означают,
что рабочей группе предстоит «утрясти»
возникшие на сей счет вопросы с заинтересованными
министерствами, ведомствами еще до прохождения
законопроекта в первом чтении.
Информация о работе Влияние социального туризма на развитие экономики страны