Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 20:15, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении причин палестино - израильского конфликта и всестороннем анализе взаимоотношений между Израилем и Палестиной.
Достижение цели предполагает решение ряда конкретных задач:
- проанализировать историю палестино - израильского конфликта, выделить основные конфликтогенные факторы и проблемы арабо-израильских отношений в контексте исторического развития;
- выявить основные этапы развития и становления конфликта между арабами и евреями и определить основные структурные элементы их противостояния;
По итогам пункта 2.1. можно сделать следующие выводы:
1. На фоне происходящих в мире событий,ХАМАС должен проделать путь в собственное Осло -- это необходимо и неизбежно. Он сделает это только при условии, что его заставят на это пойти. В конце концов, он всего лишь повторит путь, ранее проделанный ООП и движением ФАТХ -- от бескомпромиссного насилия к умеренности. ФАТХ сегодня стоит перед лицом внутренних испытаний. Его раскол ныне неотрицаемая данность.
2. Международные акторы должны содействовать тому, чтобы путь ХАМАСа в Осло (Мадрид, Стокгольм, Афины, Каир или Москву) не повторял ошибок его предшественника, - этот путь должен быть пройден открыто, осознанно и быть принятым ведущими политическими игроками палестинского национального сообщества. ХАМАС, вне сомнения, не сделает это завтра.
3. Сейчас важнее создать условия, когда палестинцы перестанут верить в миф, как бы он ни назывался - Палестинская национальная хартия, Исламская хартия или идеи тех, кто попытается создать Палестинское Государство, по-прежнему используя нерешенность «человеческих» проблем. Иначе палестино - израильская ситуация будет продолжаться бесконечно. Необходим долгий, изнуряющий и слишком часто неблагодарный труд, прежде всего палестинцев, как и тех, кто действительно заинтересован в мире на Ближнем Востоке [40].
2.2 Реакция Государства Израиль и мирового сообщества на новое палестинское правительство
Новое палестинское «правительство национального единства» во главе с Исмаилом Ханией из ХАМАСа было окончательно сформировано 17 марта 2006 г. в ходе договоренностей, заключенных 8 февраля в Мекке между председателем Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом и главой Политбюро ХАМАСа Халедом Машалем. Была принята палестинская политическая программа [22, с. 14].
Еще до этого события в Израиле и в других странах по-разному реагировали на саму идею создания нового палестинского правительства. Так, еще до совместной встречи главы ПНА Махмуда Аббаса и премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, последний заявил, что не намерен вести переговоры с новым палестинским правительством, если оно не признает право Израиля на существование, а также не подтвердит приверженность заключенным ранее соглашениям и не откажется от террора. Эта встреча оказалась для Израиля очередными пустыми и безрезультатными переговорами. Однако это позволило Аббасу, заявившему, что он готов пойти на уступки, заработать политические очки, играя на том, что он единственный палестинский политик, с которым Израиль может вести переговоры [60].
Незадолго до выборов в палестинский Законодательный совет США объявили: если в будущее правительство войдут представители радикального исламского движения ХАМАС, Белый дом подвергнет бойкоту Палестинскую национальную администрацию. ХАМАС одержал победу, получив 74 из 132 мест, и сформировал кабинет министров из своих сторонников во главе с Исмаилом Ханией. Американцы выполнили обещание: начали блокаду новых палестинских властей. Их примеру последовали некоторые страны Европы и, конечно, Израиль.
США ежегодно перечисляли ПНА около 400 миллионов долларов. Объявляя о приостановке финансовой помощи, Вашингтон подчеркнул: «Правительство, возглавляемое движением ХАМАС, отказалось принять предложенные ближневосточным «квартетом» принципы ненасилия, признания Израиля и уважения предыдущих соглашений между сторонами. Как только палестинское руководство докажет свою приверженность этим принципам, финансовая помощь будет возобновлена» [56].
Как только стали известны результаты выборов в Законодательный совет, правительство Канады объявило, что не намерено больше помогать Палестинской администрации, поскольку правительство ХАМАСа отказывается признать Израиль и покончить с террором. Глава канадского МИДа Питер Маккей официально заявил, что « у Канады нет другого пути, кроме как прекратить финансовые вливания и прервать все контакты с новым палестинским правительством. Однако отказ финансировать ПНА не означает, что Канада отказывается от своих международных обязательств и поддержки плана создания двух государств для двух народов, а также оказания гуманитарной помощи палестинцам при посредстве ООН и других организаций». Этим дополнением министр попытался смягчить позицию Канады [56].
К бойкоту нового палестинского правительства подключился и Евросоюз, который рассматривает ХАМАС как террористическую организацию. Было принято решение поддерживать с ПНА очень ограниченные отношения, необходимые для решения технических вопросов по оказанию гуманитарной помощи палестинскому народу. Сотрудникам ЕС рекомендовано воздержатся от осуществления контактов политического характера и от встреч с членами палестинского кабинета министров [60].
В прошлом году Норвегия перечислила ПНА 300 миллионов крон (примерно 45 миллионов долларов). Примерно четверть этой суммы направлялась непосредственно палестинским властным структурам. Деньги предназначались для выплаты зарплат учителям, работникам сферы здравоохранения и прочим госслужащим. До приведения к присяге нового правительства Норвегия успела перевести ПНА около 9 миллионов долларов.
Необходимо отметить, что сегодня долги Палестинской администрации составляют 1,3 миллиарда долларов, включая 640 миллионов долга региональным и местным банкам, которые отказываются выдавать ссуды палестинскому правительству.
Руководство ООН рекомендовало агентствам по оказанию помощи избегать встреч с политическими лидерами движения ХАМАС и ограничить контакты с любыми представителями палестинского правительства. Под «политическими лидерами» подразумеваются члены нового кабинета и высокопоставленные чиновники, являющиеся активистами движения ХАМАС.
Как заявил Ольмерт, с приходом к власти движения ХАМАС глава палестинской администрации Махмуд Аббас потерял всю свою власть, поэтому ведение с ним каких-либо переговоров не имеет смысла. По его словам, Израиль может вести переговоры только с правительством, но лишь в случае выполнения им требований международного сообщества, предполагающих признание еврейского государства и отказ от терроризма [41, с. 18].
Израиль уже закрыл совместный координационный офис, расположенный близ города Иерихон. То есть приостановил формальные связи с палестинскими силами безопасности.
Израильское правительство также объявило о продлении моратория на перевод налогов и таможенных сборов, собираемых Израилем для палестинцев. Эта сумма составляет порядка 50 миллионов долларов ежемесячно.
Палестинский премьер-министр Исмаил Хания и глава ПНА Махмуд Аббас подвергли критике решение США и Евросоюза прекратить финансовую помощь. «Мир должен уважать решение палестинского народа», -- заявил Хания. Аббас считает, что «палестинцев пытаются наказать за их демократический выбор» [60].
Министр иностранных дел палестинского кабинета Махмуд аз-Захар охарактеризовал замораживание США и ЕС финансовой помощи как «коллективное наказание палестинского народа». Он добавил, что палестинский народ не поддастся международному давлению и останется привержен идее создания независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме.
Что касается Израиля, то ПНА резко отреагировала на решение израильских властей отказаться от контактов с новой администрацией. Глава палестинского кабинета министров Хания назвал шаги Израиля «объявлением войны и неудавшейся попыткой вызвать внутренний раскол среди палестинцев». Аббас в свою очередь заявил, что подобная израильская позиция «полностью нарушает соглашения, которые мы подписали с израильтянами, и противоречит международному праву» 32.
Многие арабские аналитики, комментируя давление на правительство, сформированное движением ХАМАС, отмечают, что изоляция палестинских властей приведет к новой вспышке насилия в зоне израильско-палестинского конфликта. Блокада законной палестинской власти ударит прежде всего по палестинскому народу.
Между тем представители движения ХАМАС заявляют, что не намерены поддаваться давлению и угрозам, несмотря на приостановку финансовой помощи. Как считают аналитики, ХАМАС рассчитывает, что помощь будет в любом случае восстановлена, поскольку в интересах спокойствия в регионе Евросоюз и США не допустят крупный социальный кризис ПНА. По мнению арабского эксперта Магди Абдельхади, ЕС и США уже рассматривают различные варианты направления средств палестинской администрации, минуя ее правительство. Они заинтересованы в том, чтобы основные общественные институты продолжали функционировать 33.
Таким образом, трудность положения Эхуда Ольмерта состоит в том, что многие страны, до этого, как и Израиль, занимавшие непримиримую позицию по отношению к прежнему палестинскому правительству, состоящему преимущественно из членов ХАМАСа, теперь готовы начать диалог с новым палестинским кабинетом. Создается впечатление, что после создания палестинского «правительства национального единства» мировая общественность «вздохнула с облегчением», посчитав, что время бойкота закончилось и сам факт того, что теперь в новом палестинском кабинете присутствуют министры от ФАТХа, позволяет наладить отношения.
В связи с этим первоначально принципиальная позиция руководства Израиля относительно непризнания нового палестинского правительства вскоре начала меняться. Израильское руководство выражает удовлетворение по поводу того, что палестинский МИД и Министерство финансов будут возглавлять представители умеренного крыла партии ФАТХ 34.
Министр иностранных дел Италии Массимо Д'Алема выразил удовлетворение составом нового палестинского правительства, заявив, что «было бы серьезной ошибкой закрывать перед ним двери» 35.
О поддержке палестинского правительства «национального единства» заявили арабские страны. Египет в лице министра иностранных дел Ахмеда Абуль Гейта призвал мировое сообщество признать новое палестинское правительство, при этом надеясь, что формирование правительства позволит закрепить действующее перемирие с Израилем, а также распространить его на Западный берег реки Иордан. Позже президент Египта Хосни Мубарак обвинил Израиль, что его политика по отношению к новому палестинскому правительству тормозит мирный процесс на Ближнем Востоке.
Йемен приветствовал формирование нового палестинского правительства, и так же, как Египет, призвал членов ближневосточного «квартета» (ЕС, ООН, США и Россия) снять с палестинцев экономическую блокаду.
Вскоре избрание правительства во главе с Исмаилом Ханией приветствовала организация «Исламская конференция», которая обещала ему всестороннею поддержку. Генеральный секретарь ОИК в своем приветствии обратился ко всем палестинским политическим силам с призывом «объединить свои усилия в борьбе за полную независимость Палестины и провозглашение независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме». При этом на выполнении каких-либо условий «ближневосточного квартета» он не настаивал.
В итоге у Израиля остается надежда только на США. Однако Вашингтон будет стремиться поддерживать контакты с теми палестинскими министрами, которые не являются членами ХАМАСа, несмотря на то, что ранее, вслед за Израилем, США отказывались вести какие-либо переговоры с палестинской стороной. Однако вскоре Белый дом скорректировал свою позицию, поскольку полный бойкот нового палестинского правительства ничего не дает американцам в плане урегулирования отношений на Ближнем Востоке. Очевидно, что Вашингтон начнет контактировать с представителями палестинской власти.
В конечном счете, США, понимая, что непризнание нового палестинского правительства не даст никакого результата, особенно на фоне готовности стран Европы и России сотрудничать с новым палестинским кабинетом, пошли на контакт 36.
Таким образом, Израиль сейчас может оказаться в международной изоляции, когда все члены «ближневосточного квартета», на которых он до этого возлагал надежду, могут пойти на сотрудничество с новым палестинским правительством, пусть и через тех министров, которые не являются членами «ХАМАСа». Израильскому премьер-министру ничего не останется, как отказаться от ранее принятого решения бойкотировать правительство И. Хании, поскольку желающих поддержать Израиль на международной арене становится меньше. Скорее всего, Эхуд Ольмерт будет вынужден опять встречаться с Махмудом Аббасом и идти ему на уступки как единственному человеку, с которым он может вести переговоры с палестинской стороны и который как опытный политик сумел обыграть и Израиль, и США.
В рамках происходящих событий, несмотря на сложные политические взаимоотношения американских властей с представителями палестинской администрации и на политический бойкот Палестины, США являются одним из основных доноров Палестинской национальной администрации (ПНА), но при этом американское законодательство содержит ряд существенных оговорок в предоставлении помощи палестинцам. В совокупности эти ограничения создают действенный механизм давления на палестинскую сторону, поскольку ПНА находится в прямой зависимости от международных дотаций.
Ограничения, действующие при предоставлении помощи палестинцам, имеют различные источники. На общей основе, американское законодательство предполагает санкции в отношении организаций, являющихся террористическими или поддерживающими терроризм. Нормативные акты этого характера запрещают все контакты с террористическими организациями, а также предполагают ряд экономических санкций против стран, правительство которых оказывало неоднократную поддержку террористической деятельности 37.
Заключение
Палестино-израильский конфликт представляет собой столкновение двух территориальных образований, этнических общностей за право создания собственной монокультурной страны и её всеобщее признание. С учетом исторически возникших противоречий можно выделить три формы отношений между участниками конфликта: крепкий мир, открытая масштабная война, промежуточное состояние, характеризующееся вспышками борьбы и кратковременными попытками сближения противоборствующих сторон для урегулирования разногласий.